Общие показатели, характеризующие положение компании на рынке
Г. Хемел и К. Прахад в качестве конкурентоспособности указывали возможность предвидения ситуации на рынке в будущем, основываясь на опыте, навыках и интеллектуальном лидерстве [12. с, 199].
Конкурентным преимуществом базы отдыха является индивидуальное отношение к каждому клиенту. Базы отдыха в полной мере применяют персонифицированный подход к гостям, создают атмосферу дома вдали от дома. Кроме того, малые предприятия, как правило, применяют более гибкую систему скидок и обходятся клиенту дешевле, чем большие базы отдыха аналогичного класса. Все это позволяет малым формам туристского бизнеса активно развиваться и быть конкурентоспособными.
Конкурентами базы отдыха «Фокино-Приволжье», являются:
1) База отдыха «Заводь», расположенная по адресу Нижегородская область, Воротынский район, село Разнежье. Размещение возможно до 50 человек.
2) База отдыха «Снегири», находится по адресу Нижегородская область, Воротынский район, село Васильсурск. Размещение возможно до 40 человек.
При этом услуги конкурентов в данном виде бизнеса ориентированы, в основном, на удовлетворение спроса потребителей, имеющих средний уровень доходов и нуждающихся в недорогом размещении со средним уровнем комфорта предлагаемых услуг.
Дополнительные услуги являются непременной составляющей деятельности любого предприятия. Определяющим фактором для увеличения количества и улучшения качества дополнительных услуг является ориентация туристского предприятия на ту или иную категорию постояльцев. Иными словами, их количество и качество напрямую связаны со степенью востребованности и могут быть совершенно разными. Таким образом, ключевыми понятиями, в русле которых существуют любые дополнительные услуги, можно считать оправданность и целесообразность.
Наличие разнообразных дополнительных услуг на базе отдыха позволяет увеличить количество клиентов, поддерживать конкурентоспособность предприятия и в конечном итоге увеличивать прибыль. Как мы уже знаем, туристская услуга – это совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта.
К основным услугам относятся услуги: проживания и питания согласно «Правилам предоставления гостиничных услуг».
Наряду с обязательными услугами, которые входят в оплату за проживание, база отдыха «Фокино-Приволжье», предоставляет гостям и дополнительные услуги. В этом случае оформляется квитанция на предоставление дополнительных услуг.
Сравним услуги базы отдыха «Фокино-Приволжье», с услугами баз отдыха конкурентов в таблице 3.
Таблица- 3 Сравнительная таблица дополнительных услуг
Услуги | «Заводь» | «Снегири» | «Приволжье» |
Аренда моторной и весельной лодки | + | + | + |
Анимации | + | + | + |
Wi-Fi | - | - | - |
Ресторан | - | - | - |
Конные прогулки | + | - | + |
Баня | + | + | + |
Рыбалка и охота | + | + | + |
Детская площадка | - | - | + |
Бассейн | + | + | + |
Пейнтбол | + | + | - |
Караоке | + | + | + |
Итого +: |
Проведя исследование по конкурентам, было выявлено следующие предлагающие услуги на ближайших базах отдых. Отчетливо видно, что некоторых базах нет определенных услуг, что помогло нам в дальнейшем на организацию программы стимулирования сбыта туристских услуг.
Далее мы исследовали сильные и слабые стороны базы отдыха, а также возможности и угрозы базы отдыха «Фокино-Приволжье», для оценки перспектив ее развития. Swot-анализ базы отдыха «Приволжье» представлен в таблице 4.
Таблица 4 -SWOT-анализ базы отдыха «Приволжье»
S-сильные стороны | W-слабые стороны |
Месторасположение | Устаревшая отделка здания |
Высокий уровень сервиса | Мало услуг |
Высокий уровень спроса | Мало места для расширения |
O- возможности | T- угрозы |
Повышение уровня обслуживания | Нестабильная экономическая, политическая ситуация |
Решение проблем и своих слабых сторон | Сложность и зависимость от региональных властей |
Расширение спектра услуг | Угроза терроризма и форс-мажоры |
Данные показали, что одной из слабых сторон базы отдыха «Фокино-Приволжье» является наличие конкурентов: баз и домов отдыха с похожими условиями отдыха и предоставленными услугами.
Конкуренция рассматривается нами как, борьба между предприятиями на рынке, за более усовершенствованные условия производства и сбыта этой продукции, для того чтобы в дальнейшем получить прибыль.
Предприятие рассчитано на отдыхающих с достатком «средний» и «выше среднего» возрастов. Половозрастной состав отдыхающих базы отдыха «Фокино-Приволжье» можно представить следующим образом (Рисунок 2)
Рисунок-2 – Возрастная категория базы отдыха «Фокино-Приволжье»
База отдыха «Фокино-Приволжье» является местом для рыбалки и активного семейного отдыха, дети и люди среднего возраста составляют примерно 1/2 часть от общего объема отдыхающих.
Представленная диаграмма показывает, что дети от 15 лет и взрослые до 40 лет составляют около 46% всех потребителей исследуемой базы отдыха. Следовательно, организация семейной анимационной программы возможностью привлечения потребителей.
Взаключительнойглавеяпроанализируюполученнуюинформациюипредложусвоирекомендациипоразработкеиприменениюпрограммыстимулирования сбыта.