Показатели и ключи интерпретации

Интегральные показатели
«Адаптация» А = [а / (а + b)] х 100% «Самоприятие» S = [а / (а + b)] х 100%
«Приятие других» L = [1,2 а / (1,2 a + b)] х 100% « Эмоциональная комфортность» Е = [а / (а + b)] х 100%
« Интернальность» I = [а / (а + 1,4 b)] х 100% «Стремление к доминированию» D = 2а / (2а + b)] х 100%
Показатели Номера высказываний Нормы
A Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 (68-170) 68-136
B Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 (68-170) 68-136
a b Лживость – 34, 45, 48, 81, 89 (18-45) 18-36
Лживость + 8, 82, 92, 101
A Принятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 (22-52) 22-42
B Непринятие себя 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 (14-35) 14-28
A Принятие других 9, 14, 22, 26, 53, 97 (12-30) 12-24
B Непринятие других 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 (14-35) 14-28
A Эмоциональный комфорт 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 (14-35) 14-28
B Эмоциональный дискомфорт 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 (14-35) 14-28
A Внутренний контроль 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 (26-65) 26-52
B Внешний контроль 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 (18-54) 18-36
A Доминирование 58, 61, 66 (6-16) 6-12
B Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 (12-30) 12-24
  Эскапизм 17, 18, 54, 64, 86 (10-25) 10-20

Обработка и интепретация результатов теста

Интегральные показатели

  • Адаптация: A=a/(a+b)*100%;
  • Самопринятие: S=a/(a+b)*100%;
  • Принятие других: L=1.2a/(1.2a+b)*100%;
  • Эмоциональный комфорт: E=a/(a+b)*100%;
  • Интернальность: I=a/(a+1.4b)*100%;
  • Стремление к доминированию: D=2a/(2a+b)*100%;

Таблица для расчета баллов по шкале лживости

Ответы Лживость + Лживость –
Это ко мне совершенно не относится
Мне это не свойственно в большинстве случаев
Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне
Не решаюсь отнести это к себе
Это похоже на меня, но нет уверенности
Это на меня похоже
Это точно про меня

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.

Литературный источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». – 1998. – 672с.

Акперова Улькер !!!!Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин).

Опросник включает следующие шкалы: Шкала –измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «я» испытуемого.

Шкала 1 –самоуважение

Шкала 2 –аутосимпатия

Шкала 3 –ожидание положительного отношения от других

Шкала 4 -самоинтерес

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерения выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Шкала 1 –самоуверенность

Шкала 2 –отношение других

Шкала 3 –самоприятие

Шкала 4 –саморуководство, самопоследовательность

Шкала 5 –самообвинение

Шкала 6 –самоинтерес

Шкала 7 -самопонимание

Инструкция. «Вам предлагается ознакомиться с набором вы­сказываний, касающихся черт характера. Если вы со­гласны с утверждением, отвечайте «да» либо «нет» — ес­ли не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответа.

1Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпа­тией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят что-то сходное во мне с собой.

4. Когда пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу спои недостат­ки.

5. Думаю, что как личность я могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое "Я" всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть, или по крайней мере были, люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12. Я вполне доверяю своим внезапно вспыхнувшим желаниям.

13. Я сам хотел во многом себя переделать.

14. Моё собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого понимания.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было хорошо в жизни.

16. Если я отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17. Случайному человеку я скорей всего покажусь человеком приятным.

18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19. Собственные слабости вызывают у меня что-то вроде презрения.

20. Если бы я раздвоился, то мне было бы интересно общаться со своим двойником.

21. Некоторые свои качества я ощущаю как чужие мне.

22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать сходство со мной.

23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24. Часто я не без издёвки подшучиваю над собой.

25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе.

26. Посторонний человек, на мой взгляд, найдёт во мне много от­талкивающего.

27. К сожалению, если я и сказал что-то, то это не значит что именно так я и буду поступать.

28. Своё отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

30. У меня не получается быть для любимого человека интересной длительное время.

31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-нибудь катастрофическое.

32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства своих знакомых.

33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любимого человека.

34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю себя, разумно ли это.

35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял бы, какое я ничтожество.

36. Временами я сам собой восхищаюсь.

37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39. Без посторонней, помощи я мало, что могу сделать.

40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.

45. Сам у себя я довольно часто вызываю недовольства.

46.Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.

47. Даже мои негативные черти не кажутся мне чужими.

48. В целом меня устраивает то, какой я есть.

49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51. Если бы моё второе "Я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52.Думаю, что мог бы найти общий язык с любым радушным и знающим человеком.

53.То, что во мне происходит, как правило, мне не понятно.

54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: "И поделом тебе".

57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Ключ

Приводятся номера пунктов и знак, с которыми пункт входит соответствующий фактор.

Шкала /интегральная/:

«+» : 2, 5, 23, 33, 37, 42, 48, 52, 57.

«-« : 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 39, 41, 43, 44, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения /1/

«+» : 2, 23, 53, 57

«-« : 8, 13, 25, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии /2/

«+» : 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

«-« : 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидания положительного отношения других /3/

«+» : 1, 5, 10, 15, 42, 55.

«-« : 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтереса /4/

«+» : 7, 17, 20, 33, 34, 52.

«-« : 14, 51.

Шкала самоуверенности /1/

«+» : 2, 23, 37, 42, 56.

«-« : 38, 39, 41.

Шкала ожидания отношения других /2/

«+» : 1, 5, 10, 52, 55.

«-« : 32, 43, 44.

Шкала самопринятия /3/

«+» : 12, 18, 28, 47, 48, 54.

«-« 21.

Шкала самопоследовательности (саморуководства) /4/

«+» : 50, 57.

«-« : 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения /5/

«+» : 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.

«-« :

Шкала самоинтереса /6/

«+» : 17, 20, 33.

«-« : 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания /7/

«+» : 53

«-« : 6, 8, 13, 15, 22, 40

Порядок подсчета

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком

Фактор   Накопленные
«сырой балл»   Частоты (в %)
 
  0,67
  3,00
  5,33
  6,33
  9,00
  13,00
  16,00
  21,00
  26,67
  32,33
  38,33
  49,00
  55,33
  62,67
  69,33
  74,83
  80,00
  85,00
  88,00
  90,67
  93,33
  96,00
  96,67
  98,00
  98,33
  99,67
  99,67
  100,00
  100,00
   
     
«сырой балл»   Накопленные частоты (в %)
  Фактор 1  
  1,67
  4,00
  6,00
  9,33
  16,00
  25,33
  34,00
  44,67
  58,67
  71,33
  80,00
  86,67
  91,33
  96,67
  96,67
  100,00
  Фактор II  
  0,33
  3,67
  9,00
  16,00
  21,67
  28,00
  37,33
  47,00
   
  69,67
  77,33
  86,00
  90,67
  96,67
  98,33
  99,67
  100,00
  Фактор III  
  0,00
  0,00
  0,67
  1,00
  3,33
  6,00
  9,00
  17,67
  27,33
  39,67
  53,00
  62,33
  91,33
  100,00
  Фактор IV  
  0,67
  2,00
  5,33
  16,00
  29,00
  49,67
  71,33
  92,33
  100,00
  Фактор I  
     
  3,77
  7,33
  16,67
  29,33
  47,67
  65,67
  81,33
  92,33
  100,00
  Фактор 2  
  0,00
  0,67
  3,67
  7,33
  15,00
  32,00
  51,33
  80,00
  100,00
  Фактор 3  
  2,67
  7,67
  16,67
  34,33
  50,67
  70,67
  89,67
  100,00
  Фактор 4  
  3,00
  9,67
  25,67
  38,33
  60,33
  79,67
  92,00
  100,00
  Фактор 5  
  1,67
  4,67
  15,00
  27,67
  43,33
  60,67
  81,67
  96,67
  100,00
  Фактор 6  
  0,67
  3,00
  11,33
  20,00
  34,33
  54,67
  80,00
  100,00
  Фактор 7  
  4,33
  21,33
  43,33
  68,67
  83,67
  94,00
  99,33
  100,00

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Инструкция.Прочитайте по порядку каждое из приведенных в бланке высказываний и решите, в какой степени Вы согласны с ним или не согласны.

В зависимости от этого Вы обводите кружком на правой стороне бланка одну из следующих цифр: если полностью согласны - +3; Если согласны - +2; если скорее согласны, чем не согласны - +1; если Вы совершенно не согласны - -3; если не согласны - -2; если скорее не согласны, чем согласны - -1; наконец, если вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его – 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

Обработка данных предполагает преобразование ответов в баллы по правилу либо прямого перевода, либо обратного(см. табл.). Баллы подсчитываются по каждому из 15 компонентов мотивационной структуры с помощью специального ключа (см. табл. 2). Номера тех высказываний, ответы на которые преобразуются в баллы по правилу прямого перевода даны без индексов, а высказывания, преобразуемые по правилу обратного перевода, снабжены индексом «о».

При анализе результатов следует учитывать, что ситуация, возникающая при предъявлении задания субъекту, является сложнопроблемной. Среда порождает в субъекте многокомпонентный мотивационный отклик, на основе которого строится сложнофункциональная система постановки и решения задачи. Проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда потребностей, среди которых находятся познавательные, социальные, а также потребности более высокого уровня самосознания, в частности, потребность сохранения и повышения самоуважения или ценности своего «Я». На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозирует возможные последствия. Первоначальные оценки могут меняться, корректироваться по ходу работы над заданием. Поэтому мотивация, соответствующая напряженной деятельности, связанной с достижением цели определенного уровня трудности, включает целый ряд элементов, характеризующих особенности взаимодействия субъекта со средой. Прежде всего потенциальную структуру мотивации образуют элементы, соответствующие актуализированным в ситуации выполнения задания потребностям. В связи с особенностями учебной деятельности, а также в целях необходимой обобщенности описания исследовались только следующие мотивационные элементы или мотивы.

№ п/п Высказывание Шкала для ответов
1. Исследование мне уже порядком надоело …………… - 3 -2 -1 0 +1 +2 +3
2. Я работаю на пределе своих сил …………………………… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
3. Я хочу показать все, на что способен ……………………... - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
4. Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату ……….. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
5. Мне интересно, что получится ……………………. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
6. Задание довольно сложное …. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
7. То, что я делаю никому не нужно ………………………… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
8. Меня интересует, лучше ли мои результаты или хуже, чем у других………………………. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
9. Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами ……. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
10. Думаю, что результаты будут высокими ……………………. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
11. Эта ситуация может причинить мне неприятности ……………………………… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти ……………….. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
13. Я проявляю достаточно старания ……………………… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
14. Я считаю, что мой лучший результат не случаен ……….. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
15. Задание большого интереса не вызывает …………………….. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
16. Я сам ставлю перед собой задачи ……………………….. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
17. Я беспокоюсь по поводу своих результатов ………….. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
18. Я ощущаю прилив сил ……… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
19. Лучших результатов мне не добиться ……………………. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
20. Эта ситуация имеет для меня значение ……………………… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
21. Я хочу ставить все более и более трудные цели …………. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
22. К своим результатам я отношусь равнодушно ……… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
23. Чем дольше работаешь, тем становится более интересно ... - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
24. Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе ………………………… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
25. Скорее всего, мои результаты будут низкими ………………. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
26. Как ни старайся, результат от этого не изменится …………. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
27. Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием ………………. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
28. Задание достаточно простое ... - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
29. Я способен на лучший результат …………………….. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть ……… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
31. Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели ………………… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
32. Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими ……… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
33. Я увлекся работой над заданием …………………….. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
34. Я хочу избежать низкого результата …………………… - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
35. Я чувствую себя независимым - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
36. Мне кажется, что я зря трачу время и силы ……………….. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
37. Я работаю вполсилы ………... - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
38. Меня интересуют границы моих возможностей ……….. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
39. Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших …. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
40. Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели … - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
41. Я чувствую, что у меня ничего не выйдет ……………. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3
42. Испытание –это лотерея ……. - 3 – 2 – 1 0 +1 +2 +3

Ключ

№ п/п Компонент мотивационной структуры Номер высказывания
1. Внутренний мотив 15о, 23, 33
2. Познавательный мотив 5, 22о, 38
3. Мотив избегания 11, 17, 34
4. Состязательный мотив 8, 32о, 39
5. Мотив смены деятельности 1, 9, 27
6. Мотив самоуважения 12, 21, 30
7. Значимость результатов 7о, 22о, 36
8. Сложность задания 6, 28о
9. Волевое усилие 2, 13, 37о
Оценка уровня достигнутых результатов 19о, 29
Оценка своего потенциала 18, 31, 41о
Намеченный уровень мобилизации усилий 3, 24о, 40
Ожидаемый уровень результатов 10, 25о
Закономерность результатов 14, 26о, 42о
Инициативность 40о, 16, 35

Наши рекомендации