Необходимость обратиться к специалисту
После признания одного супруга в измене возникает необходимость ответить на многочисленные вопросы и принять множество решений. В этом обманутому супругу могут помочь квалифицированные специалисты или надежные друзья, которые всегда подскажут, какие шаги необходимо предпринять в первую очередь. Иногда изменивший супруг может отказаться от консультаций. Тогда идите без него. Начните процесс. Если изменник или изменница не хочет решать эту проблему, займитесь собственными эмоциями и подумайте над теми решениями, которые вы можете принять со своей стороны. Вы наверняка сумеете принять мудрые решения, если воспользуетесь помощью людей, эмоционально не вовлеченных в эту проблему.
Если вы ходите на консультации, ваш супруг или ваша супруга в конце концов может присоединиться к вам, если с его или ее стороны не было такого желания с самого начала. Если изменившая сторона к вам так и не присоединится, можете самостоятельно пойти по пути реальной жизни, и тогда брак либо восстановится, либо вы начнете жить гораздо лучшей жизнью, чем та, которой вы когда-то жили.
На мой взгляд, когда кто-то из супругов изменяет, восстановление семьи должно стать целью, в направлении которой необходимо двигаться. Но, очевидно, такое возможно далеко не всегда. Изменившая сторона может не захотеть прерывать сексуальную связь; или же партнер может обещать положить конец таким отношениям, а на самом деле продолжать их. Он или она может и в самом деле положить конец этим отношениям, а спустя какое-то время начать новые. Мы не способны решать проблемы, связанные с другими людьми, но мы можем работать над собственными. Задача принципов реальной жизни состоит в том, чтобы человек нес ответственность за свои мысли и поступки и стремился предпринимать все самое конструктивное в каждой трудной ситуации. Это самые лучшие принципы для нашего умственного и духовного здоровья. Они дают дополнительную возможность для стимулирования позитивных перемен в жизни каждого из супругов.
Глава 14
АЛКОГОЛИКИ И НАРКОМАНЫ
Алкоголизм — семейная проблема. Потребление спиртного и последующее поведение алкоголика губит не только его жизнь, но и всех, кому приходится иметь с ним дело. О пагубности воздействия родителей-алкоголиков на детей написано бесчисленное количество книг. В этой главе мы будем говорить о том, как алкоголизм влияет на брак.
Откровенно говоря, ничто так не губит интимный характер отношений между мужем и женой, как алкоголизм. Более того, исследования показали, что у брака, в котором один из супругов является наркоманом или алкоголиком, шанс сохраниться равен примерно десяти процентам.30 Если верить данным, согласно которым в Соединенных Штатах насчитывается двенадцать миллионов алкоголиков, приходится признать, что мы имеем дело с проблемой колоссальных масштабов.
Наркомания оказывает на брак не менее разрушительное воздействие. Почему же именно эти два фактора — алкоголизм и наркомания — так губительно действуют на брачные отношения? Ответ надо искать в поведении, характерном для алкоголика или наркомана. Такой человек живет в эгоцентричном мире. Это, разумеется, актуально в той или иной степени для всех нас, но у алкоголиков и наркоманов данное обстоятельство выражено наиболее ярко. Алкоголик или наркоман живет своей болью и своими наслаждениями; таким образом, центром его жизни становится он сам. Подобный эгоцентризм уродует его повседневную жизнь и отношения с людьми. Такие особенности его поведения неизбежно губят и отношения в семье.
В чем же заключаются эти разрушительные особенности? Самой серьезной проблемой является нечестность. Стараясь скрыть свое пристрастие, наркоман и алкоголик становятся мастерами обмана, самого лютого врага интимной близости. Он воздвигает между мужем и женой глухую стену. Другими аспектами поведения алкоголика являются нежелание честно взглянуть на свою проблему, эмоциональная отчужденность от супруга или супруги, отсутствие эмпатии и то, что внешне проявляется как отсутствие интереса к ближним. Пристрастие делает алкоголика или наркомана совершенно равнодушным к чувствам тех, кто о них заботится. Его высшим приоритетом становится потребление спиртного или наркотиков. Чтобы удовлетворить эту потребность, он не остановится ни перед чем. Такой человек прекрасно знает, что потребление спиртного или наркотиков причиняет его супруге мучительную боль, однако продолжает потакать своему пристрастию, чтобы жена страдала и дальше.
Находясь под воздействием спиртного или наркотиков, алкоголик или наркоман начинает проявлять особенности поведения, в конечном счете разрушающие семью. Сексуальная неверность является для алкоголика нормой. Тот факт, что в момент измены он был пьян, для обманутой жены служит жалким утешением. Физическая и эмоциональная вражда и насилие для алкоголика также вполне естественны. Даже когда он не агрессивен, его речь и поведение не могут вызвать у супруги ничего, кроме жалости и гнева. Жизнь с алкоголиком или наркоманом делает интимные отношения практически невозможным.
Чувство безнадежности
Барбара, с которой мы уже познакомились в первой главе, познала на себе чувство безнадежности, порожденное жизнью с алкоголиком. Она рассказала, что ее муж Дэн выпивал еще до того, как они поженились, но после свадьбы его пьянство приняло просто угрожающие формы. Последние десять лет его пагубное пристрастие к алкоголю шаг за шагом разрушало их брак. Дома это постоянно приводило к скандалам, а на службе — к увольнению. Каждый раз, когда Дэн в очередной раз оставался без работы, он уходил в запой, за которым следовал период относительного затишья и поиска нового места. Новая работа вселяла надежду, но потом пьянство возобновлялось, и все шло по кругу.
Барбара уже умела предсказывать, что будет сегодня, через день и т.д. Она не хотела развода, но ситуация только ухудшалась, несмотря на ее глубокие религиозные убеждения и бесчисленные выяснения отношений с Дэном.
— Я дошла до того, что уже не знаю, что делать. Я замечаю, что моя любовь умирает, а на смену приходят жалость и гнев. Я хочу уважать его. Я хочу любить его. Я хочу помочь ему, но не знаю, как, — сказала она.
Десять лет показались Барбаре вечностью, и теперь она стала всерьез думать о том, о чем никогда не хотела, — о разводе.
«Пособники»
В ходе дальнейшего разговора с Барбарой мне стало ясно, что во многом она является классическим «пособником». Сама того не желая, она помогала Дэну идти дальше по пути пьянства. Ее отец был алкоголиком, что вполне характерно для тех женщин, которые потом сами выходят замуж за алкоголиков. В детстве она научилась не замечать вызывающего поведения отца, стремясь сохранить в семье мир, прощать все его выходки и надеяться, что в один прекрасный день все переменится. И вот теперь она точно так же вела себя по отношению к Дэну, тем самым поощряя его алкоголизм.
«Пособник» считает, что обязан любой ценой не допустить в семье хаоса, воцаряющегося по вине алкоголика или наркомана. В результате «пособник» только потворствует или алкоголизму, и наркомании. Без такого «пособника» алкоголику или наркоману было бы труднее идти по пути, который ведет его в тупик. «Пособник» часто испытывает гнев, скрытый за искренней заботой о ближнем. Такой человек терпелив и бескорыстен, часто защищает алкоголика или наркомана и пытается помочь, даже когда в этом нет острой необходимости. Расплатой за такой поверхностный мир становится невозможность сохранять интимную близость.
Я знал, что если Барбара серьезно настроена на внесение позитивных перемен в семейную жизнь, ей нужно изменить образ мыслей и поведение. Ей следовало было понять, что нельзя взваливать себе на плечи ответственность, которую должен нести муж; нужно отвечать только за свое поведение. Ей нужно было предоставить Дэну возможность самому страдать от последствий алкоголизма. И такие шаги необходимо предпринимать многим супругам алкоголиков и наркоманов; они должны понимать, что только страдания от последствий собственного образа жизни могут заставить таких людей решиться на избавление от своего недуга и обращение за помощью. Только тогда алкоголик или наркоман способен понять: продолжая катиться вниз, они потеряют все, что им дорого. А такое понимание приходит только в результате какого-либо кризиса. Это может быть потеря работы, тяжелая болезнь, арест, уход супруга или супруги или нежелание родных и друзей больше с ним общаться. И только когда собственный образ жизни становится ему ненавистен, он начинает искать пути избавления от своей алкогольной или наркотической зависимости.
Барбара обратилась ко мне за консультацией по семейным вопросам, но я знал, что, пока не решена проблема алкоголизма и наркомании в семье, такие консультации давать бесполезно. Дальнейшее существование в семье пьянства и наркомании сводит на нет все усилия по решению семейных проблем. В первую очередь я посоветовал Барбаре начать посещать местное отделение общества «Анонимные алкоголики». Оно является национальной организацией, предоставляющей полезную информацию и оказывающей членам семей алкоголиков разнообразную поддержку. В частности, общество помогает им обрести практическое понимание ситуации в семье и эмоционально готовит к тому, чтобы они начали проводить в своих домах позитивные перемены. С помощью этой организации они начинают понимать, что хотя и не могут контролировать поведение своих пьющих супругов, но все же способны воздействовать.31
Алкоголизм, как и другие пристрастия подобного рода, часто приводит семью к изоляции. Стыд, неопределенность и страх неизвестного часто заставляют супругов таких людей в бессилии опускать руки. В местном отделении общества Барбара поняла, что не одинока в своей беде. Миллионы мужчин и женщин, состоящих в браке с алкоголиками, страдают от подобных проблем. Их семейная жизнь стала такой же неуправляемой. Но в этом обществе Барбара обрела и надежду. Первый реальный шаг к переменам состоял в том, что она взяла на себя ответственность за собственные действия. Второй — она возложила на Дэна ответственность за его поступки. Барбара поняла, что не виновата в пьянстве мужа, не может его контролировать, как не может и вылечить. Она также поняла, что попытки нежно оберегать алкоголика только ухудшают ситуацию. Она осознала, и алкоголизм и наркомания приводят к эмоциональной деградации, делают человека крайне незрелым, и алкоголики ради удовлетворения своих болезненных потребностей умеют манипулировать, жульничать и лгать. Их истории и оправдания выглядят настолько правдоподобными, что супруги в большинстве случаев склонны им верить.
Барбара научилась смотреть в лицо фактам — чтобы продолжать пить и дальше, все эти годы Дэн ловко манипулировал ею. И вот теперь настало время перестать быть для него пешкой и стать крепкой опорой жесткой любви. Она поняла, как можно искренне любить человека, не желая сохранять с ним мир любой ценой, придумывать ему оправдания или ограждать от последствий его поведения.
Она хорошо помнит, как ей было нелегко бросить мужа в местной тюрьме, несмотря на все его просьбы, чтобы она помогла ему выбраться оттуда. Она позвонила знакомым из общества «Анонимные алкоголики». Вместе они помолились по телефону. Мысль, что Дэну придется провести в заключении всю ночь, была для Барбары невыносима, но она знала, что отказ внести за него залог является самым сильным проявлением любви в тот момент.
Жесткая любовь в действии
В течение года она наблюдала, как Дэн остался без работы, зная, что, если бы она не выдержала и бросилась ему помогать, рабочее место осталось бы за ним. Но она понимала, что есть вещи гораздо важнее, чем работа Дэна, а именно — необходимость помочь мужу понять, что он сам отвечает за собственное поведение и его последствия.
Оставшись без работы, Дэн ушел в очередной запой. И тогда Барбара забрала детей и уехала к матери. Для Дэна это был ощутимый удар.
Он стал всячески умолять Барбару вернуться. Он уверял, что больше никогда не будет пить и урок не прошел для него впустую. При поддержке друзей из общества «Анонимные алкоголики» Барбара нашла в себе силы ответить отказом. Она решительно заявила, что не вернется к нему до тех пор, пока он не пройдет специальный курс лечения, а потом — уже вместе — курс консультаций по семейным вопросам. Быстрых решений не будет. И если Дэн не захочет покончить с пьянством и потом строить с нею нормальную семью, она вообще никогда не вернется.
На следующий вечер Дэн опять пришел и умолял Барбару вернуться. Он обещал начать лечиться, если только она вернется. Барбара поняла, что это была еще одна попытка манипулировать ею. Ее ответом был добрый, но твердый отказ.
— Я очень тебя люблю, и именно поэтому не вернусь к тебе сейчас, — сказала она. — Я не допущу, чтобы наш восстановительный процесс закончился, даже не начавшись. Я вернусь, но это будет только после того, как ты победишь пьянство и мы решим наши семейные проблемы.
Она рассказала ему о специальной программе лечения, которая проводится в ближайшем городе, и пообещал приложить все силы, чтобы он стал участником этой программы, а она и дети будут приезжать для совместных консультаций.
— Дэн, у нас серьезная проблема, — продолжала она. — Сама по себе она не решится. Нам всем нужна помощь. И сейчас тебе предоставляется шанс сделать выбор: или ты останешься с нами, с семьей, или всю оставшуюся жизнь будешь пить.
Через три дня Дэн попал в этот лечебный центр, а в течение последующих трех месяцев он открывал для себя новый мир — мир реальности; мир, где все отвечали за свои поступки и эмоции; мир, в котором люди учились понимать себя и ценность общения с окружающими. Он много узнавал об алкоголизме, но еще больше о самом себе. Впервые Дэн стал понижать, что жизнь в реальном мире может быть гораздо интереснее и гармоничнее, чем в иллюзорном мире алкоголизма.
По окончании девяностодневной лечебной программы (в которой Барбара и дети также принимали участие под руководством опытного специалиста) Дэн покинул центр, ясно понимая, что они с Барбарой не будут жить вместе до тех пор, пока не пройдут квалифицированный консультационный курс, который поможет им исцелиться от эмоциональных ран и выстроить новые семейные отношения. На этот раз он уже не умолял Барбару вернуться. Он жил в реальном мире и знал, что последние десять лет причинял Барбаре мучительную боль своим эгоистичным и деструктивным поведением, и теперь для исцеления необходимо время. Он также понимал, что ему многое нужно осознать и многому научиться, чтобы выстроить здоровые отношения с женой и детьми.
Мы начали длительный курс консультаций по вопросам семьи и брака, который спустя девять месяцев закончился тем, что Барбара и дети вернулись домой. В период наших консультаций Дэн продолжал раз в неделю посещать собрания общества «Анонимные алкоголики». Барбара со своей стороны тоже чувствовала необходимость в личном росте и продолжала еженедельные встречи с друзьями из этого общества. В течение этих девяти месяцев у Дэна случился только один рецидив. Он был на деловой встрече и решил, что может позволить себе пригубить немного спиртного, не напиваясь при этом до неприличия. Но за первым бокалом последовал второй, и прежде чем вечер кончился, его пришлось везти домой на такси. После этого он в течение недели каждый день ходил на собрания «Анонимных алкоголиков» и рассказывал о случившемся своей группе поддержки. Об этом он рассказал также Барбаре и мне во время консультации. Такая открытость уже не имела ничего общего с его прежним стремлением не признавать своей вины и лгать. Теперь Барбара и Дэн видели, что их брак станет совсем не таким, каким был предыдущие годы. С тех пор как они снова стали жить вместе, мы продолжали встречаться раз в месяц в течение полугода, а потом раз в полгода на протяжении последующих двух лет.
Эту историю я написал спустя пять лет после того, как последний раз консультировал их, но каждое Рождество я получаю письмо, в котором они кратко рассказывают мне, что знаменательного произошло за прошедший год, и всякий раз благодарят меня.
Случай с Барбарой и Дэном можно назвать историей со счастливым концом. (Здесь имеет место именно успех, но не лечение. Алкоголик только избавляется от алкогольной зависимости.) К сожалению, в большинстве случаев браки с алкоголиками заканчиваются разводом. Чего только супруги ни делают — проводят душеспасительные беседы, читают гневные лекции, перестают разговаривать, плачут, умоляют, пытаются всеми силами сохранить лицо, придумывают оправдания, стараются склеить осколки — и после этого надеются, что их пьющие супруги изменятся.
На самом деле большинство алкоголиков и наркоманов не меняются — до тех пор, пока их боль не становится просто нестерпимой. Она может оказаться результатом естественных последствий их пристрастия — потери работы, болезни, утраты друзей. Но самая сильная боль, которую может испытать алкоголик или наркоман, — мысль о потере супруга или супруги либо другого очень дорогого для него человека. Именно она заставила Дэна начать лечиться, как это происходит и с другими алкоголиками и наркоманами. Мысль о потере человека, который является для него самым дорогим в этом мире, оборачивается достаточно сильной болью, чтобы заставить алкоголика или наркомана обратиться за помощью.
Это значит, что супруг или другой человек, решившийся помочь алкоголику и наркоману, должен быть достаточно сильным, чтобы не поддаваться на манипуляции алкоголика, добрым и в то же время твердым, что крайне необходимо для долгого лечения, которое подразумевает встречи в обществе «Анонимные алкоголики» и в других группах поддержки. Большинству супругов не хватает таких качеств, чтобы следовать принципу жесткой любви, не пользуясь при этом помощью и поддержкой «Анонимных алкоголиков». В конце концов, в большинстве случаев такие супруги по десять или пятнадцать лет были «пособниками». И подобные привычки изменить нелегко. Даже когда кто-то из супругов начинает следовать принципу жесткой любви, друзья и «доброжелатели» могут начать упрекать их, что они излишне суровы. Таким образом, первый позитивный шаг, который должен предпринять всякий член семьи алкоголика, состоит в том, чтобы примкнуть к обществу «Анонимные алкоголики».