ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта

Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

Из анализа рисунка 2.3 видно, что экспортные поставки увеличивались, что связано с неурожаем ячменя пивоваренного в странах СНГ и как следствие дефицитом солода. В 2014 гг. объемы поставок на внутренний и внешний рынки были примерно одинаковыми.

Распределение солода ОАО “Белсолод“ по рынкам сбыта за 2013 год представлено на рисунке 2.4.

 
  ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru

Рисунок 2.4 - Распределение солода ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта

в 2014 г., %

Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

Из рисунка 2.4 видно, что основным рынком сбыта солода является внутренний – рынок Республики Беларусь (удельный вес 49 % в 2014 г.).

В таблице 2.5 представим основных потребителей солода на внутреннем рынке и внешнем рынке.

Таблица 2.5 – Основные потребители продукции ОАО ”Белсолод“

Внутренний рынок Внешний рынок
ОАО ”Криница“ ЗАО ”АГРОИМПЭКС“ (РФ)
ОАО ”Лидское пиво“ ОАО ”ПК «Балтика“ (РФ)
ОАО ”Пивзавод Оливария“ АО ”Нуржанар“ (Казахстан)
ИЗАО ”Пивоварни Хайнекен“ ОCОО ”Демильге Плюс“ (Киргизия)
ОАО ”Брестское пиво“ ТОО ”ТАМИЛА ПЛЮС“ (Казахстан)
ОАО ”Молодечнопиво“ ТОО ”Шымкентпиво“ (Казахстан)
ОДО ”Максэль» ТОО ”Сусындар” (Казахстан)
СП ООО ”АкваТрайпл“ ТОО ”Востокхолдинг“ (Казахстан)
СООО ”Двинский бровар“ ELORTAN CONSULTING LIMITED (Таджикистан)
Мирский филиал РУП ”Гродненский ЛВЗ ”Неманофф“ ЧП ”Юсуфов Г.Н.“ (Таджикистан)
СООО ”Оазис Груп“ ЗАО ”Бендерский пивоваренный завод“ (Молдова)
  ПКФ ”Когыльник“ ООО (Молдова)
СООО ”Витавит“ (Молдова)
SRL «IVARO“ (Молдова)
СП ООО ”Beermaster“ АО (Молдова)
Компания “PROM TRADE LTD. “ (Туркменистан)
ОCОО ”Абдыш-Ата“ (Киргизия)
ООО ”Армяно-Белорусский торговый дом АР-БЕ“ (Армения)
ООО ”Черепановское пиво“ (РФ)
ООО ”Регионопт“ (РФ)
АО ”Caspian Beverage Holding“ (Казахстан)
ТОО ”Алтын Омир“ (Казахстан)

Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

Большинство предприятий пивной отрасли республики в рамках программы технического перевооружения внедряют новые технологии, современное оборудование и упаковочные материалы, что позволяет наращивать объемы производства, расширять ассортимент и улучшать качество выпускаемой продукции. Так как ОАО ”Белсолод“ – основной производитель и поставщик солода для отечественных пивоваренных организаций, то концентрация производства с применением современного оборудования и использования высококачественного сырья позволит ОАО ”Белсолод“ получить солод, отвечающий их требованиям. В свою очередь, использование отечественного солода позволит пивоварам снизить долю данного сырья в общей структуре импортируемого сырья.

Определим конкурентоспособность ОАО ”Белсолод“ по сравнению с самым опасным конкурентом ОАО ”Русский солод“. Оценка признаков предприятий проводилась по пятибалльной шкале путём опроса сотрудников отдела маркетинга ОАО ”Русский солод“.

В таблице 2.5 представлена оценка признаков предприятия ОАО ”Белсолод“.

Таблица 2.5 – Оценка признаков предприятия ОАО ”Белсолод“

Признак цена качество сбыт Уровень рекламной деятельности Послепродажное обслуживание Номенклатура продукции Рыночная доля Имидж предприятия
Оценка, хi
ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru 2 0,25 2,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25
ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru

Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

В таблице 2.6 представлена оценка признаков предприятия ОАО ”Русский солод“.

Таблица 2.6 – Оценка признаков предприятия ОАО ”Русский солод“

Признак цена качество сбыт Уровень рекламной деятельности Послепродажное обслуживание Номенклатура продукции Рыночная доля Имидж предприятия
Оценка, хi
ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru 2 0,77 0,016 0,016 0,016 4,5 0,77 0,016 0,77
ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru

Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

Для построения многоугольника конкурентоспособности рассчитаем коэффициент вариации для определения однородности совокупности признаков предприятий ОАО ”Белсолод“ и ОАО ”Русский солод“ по формуле (2.1):

ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru ; (2.1)

где ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru – среднее квадратичное отклонение;

ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru – средняя величина.

Среднее квадратичное отклонение рассчитывается по формуле (2.2):

ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru ; (2.2)

Коэффициент вариации для ОАО ”Белсолод“:

ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru ;

ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru .

Кв=0,20<0,30, следовательно совокупность признаков является однородной и её можно использовать для анализа.

Коэффициент вариации для ОАО ”Русский солод“:

ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru

ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru

Кв=0,22<0,30, следовательно, совокупность признаков является однородной и её можно использовать для анализа.

Многоугольник конкурентоспособности предприятий ОАО ”Белсолод“ и ОАО ”Русский солод“ представлен на рисунке 2.5.

Из многоугольника конкурентоспособности видно, что ОАО ”Белсолод“ превосходит ОАО ”Русский солод“ по таким показателям как качество и надежность поставок; уступает по таким показателям как цена, сбыт, уровень рекламной деятельности, имидж предприятия, рыночная доля. По условиям поставок данные предприятия равны.

ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта - student2.ru

Рисунок 2.5 – Многоугольник конкурентоспособности предприятий ОАО”Белсолод“ и ОАО”Русский солод“

Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

Проведем макроэкономический анализ среды предприятия по методике РЕSТ – анализ. Цель использования методики РЕSТ-анализа: выявить важнейшие факторы макросреды предприятия, оказывающие на его деятельность и ее перспективы решающее значение.

Основная идея методики: в составе макросреды предприятия можно выделить четыре основных их группы – политические, экономические, социальные и технологические факторы. Именно они должны подвергнуться анализу в первую очередь. Анализ проводится в контексте выявления возможностей и угроз “дальнего окружения“, факторы которого оцениваются в плоскости: влияние на предприятие – вероятность их реализации.

Алгоритм применения методики представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных этапов:

1) в рамках макросреды предприятия выделяются четыре основных группы факторов – политические, экономические, социальные и технологические факторы. В рамках каждой из выделенных групп определяются частные факторы, которые могут быть важными с точки зрения влияния на деятельность предприятия.

2) внешняя среда предприятия подвергается анализу по четырем выделенным направлениям в контексте функционирования предприятия. Выделенные на предыдущем этапе частные факторы сопоставляются с деятельностью предприятия, и определяется их важность. Необходимо отметить, что деятельность предприятия рассматривается в данном случае целостно, без разделения на составляющие бизнес-портфеля.

3) производится оценка значимости проанализированных на предыдущем этапе факторов.

4) наиболее значимые факторы заносятся в четырехклеточную матрицу.

5) далее выделенные при помощи методики РЕSТ-анализа факторы макросреды предприятия подвергаются дальнейшему анализу при помощи специфических для каждого из них методов.

6) оценивается значимость выделенных при помощи методики РЕSТ-анализа факторов макросреды с точки зрения их влияния на предприятие с помощью матрицы «влияние на предприятие - вероятность реализации».

Таким образом, из множества факторов макросреды предприятия методика РЕSТ-анализа позволяет выделить основные, при этом их выделение основано на эмпирических исследованиях важности различных факторов макросреды для результативности деятельности предприятия.

Результаты анализа представим в виде матрицы PEST – анализа таблице 2.7.

Таблица 2.7 – PEST- анализ среды ОАО “Белсолод“

Вид фактора Сила и направление влияния Описание формы влияния на предприятие Меры по усилению (ослаблению) влияния
Политико-правовые - - -
создание единого таможенного союза оказывает сильное положительное влияние беспошлинное движение товара по территории союза, что в свою очередь приводит к снижению цен и повышению конкурентоспособности продвижение продукции на рынки стран ТС за счет расширения товаропроводящей сети
высокий уровень госрегулирования оказывает умеренное положительное влияние   поддержка производителя за счёт госинвестиций и программ по развитию промышленности включение выпуска продукции в республиканские программы, госзаказы
проведение государством активной политики импортозамещения оказывает умеренное положительное влияние ограждение государственных предприятий от зарубежных конкурентов способствует снижению интенсивности конкуренции на рынке включение выпуска продукции в республиканские программы, налаживание производства импортозамещающей продукции
Экономические - - -
нестабильность курса национальной валюты оказывает сильное отрицательное влияние ухудшение экономического положения, снижение объемов производства продукции /падение спроса снижение цены за счет снижения себестоимости продукции / проведение стимулирующих мероприятий
рост спроса у предприятий- производителей пива оказывает сильное положительное влияние рост спроса на продукцию наращивание продаж (создание каналов сбыта)
рост конкуренции за счет солода российского и азиатского производства оказывает сильное отрицательное влияние падение спроса и продаж повышение качества продукции, гибкая система цен
рост себестоимости производства оказывает сильное отрицательное влияние рост конечной цены, падение спроса модернизация производства, сокращение производ.затрат
Социальные - - -
высокая трудовая миграция оказывает сильное отрицательное влияние отток квалифицированных кадров повышение оплаты труда
Технологические - - -
распространение интернет-технологий оказывает умеренное положительное влияние возможность дешевой рекламы сокращение расходов на маркетинг, использование интернет – рекламы и приемов малобюджетного маркетинга
уровень развития технологий конкурентами на внешних рынках оказывает умеренное отрицательное влияние переключение на продукцию конкурентов модернизация производства

Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

Проведенный PEST-анализ позволяет сделать вывод о том, что на деятельность предприятия оказывает влияние широкий круг факторов внешней среды, которые предприятие должно учитывать при разработке стратегии развития.

В результате проведенного анализа можно выделить слабые и сильные стороны в развитии предприятия. К сильным сторонам относиться:

-доминирующее положение ОАО “Белсолод“ как единственного и крупнейшего предприятия в Республике Беларусь по изготовлению солода;

-увеличение объёма товарной продукции предприятия за рассматриваемый период как в действующих, так и в сопоставимых ценах;

-широкая география поставок ОАО “Белсолод“ на внешний рынок.

К слабым сторонам относиться:

- рост себестоимости реализованной продукции, на что оказали влияние инфляционные процессы и рост цен на сырье, материалы и топливо;

-судя по динамике рентабельности, эффективность основной деятельности предприятия немного снизилась, что обусловлено увеличением затрат по энергоносителям и процентам по кредиту на сырье;

-темпы роста объемов продаж на внутреннем рынке отстают от аналогичного показателя на внешних рынках. Это связано также с усилением конкуренции на внутреннем рынке. Всё это требует от предприятия активизации мероприятий, направленных на развитие региональных продаж на территории РБ.

В результате проведенного анализа внешней среды, можно сделать вывод, что 99% вариации прибыли предприятия объясняется влиянием следующих трёх факторов: количество посредников предприятия, доля внутреннего рынка, обновление ассортимента предприятия. Остальное же (1 %) остается необъясненным и может быть связано с влиянием других, неучтенных факторов. Таким образом, для совершенствования деятельности предприятия, необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях: повышение доли внутреннего рынка, совершенствование ассортимента и развитие товаропроводящей сети.

Проанализировав маркетинговую деятельность ОАО ”Белсолод“, можно твердо сказать, что переходный период в процессе формирования рыночной экономики вызывает необходимость переориентации производства и реализации товаров на удовлетворение нужд и запросов потребителей. Действенным инструментом решения этой задачи является эффективный маркетинг, умелое использование которого обеспечивает не только эффективное производство нужных потребителям продукции и услуг, но и успех предприятия в конкурентной борьбе.

Положительные стороны деятельности отдела маркетинга:

- оперативность выполнения заявок потребителей;

- контроль за соблюдением требований потребителей к качеству поставляемого солода;

- своевременное рассмотрение, оперативное принятие решений по заявкам потребителей и заказчиков;

- качественное и своевременное проведение процедур подготовки, заключения, исполнения договоров (контрактов);

- проведение маркетинговых исследований в объемах и в сроки, установленные ”программой маркетинговой деятельности“;

К отрицательным факторам можно отнести то, что сотрудники отдела не в силах повлиять на ситуацию, которую диктует рынок: как по цене, так и по качеству пивоваренного солода.

Наши рекомендации