Предварительное продумывание и отбор идей
2. Предварительное технико-экономическое обоснование (предварительный бизнес-план)
3. Технико-экономическое обоснование проекта (полный бизнес-план)
Принятие или отклонение проекта
5. Проведение переговоров и заключение контрактов
Реализация проекта (строительство, обучение, монтаж)
Рабочая фаза
На этапах 1 и 2 производится исследование общих возможностей для реализации проекта.
Основная цель этой работы – решить вопрос: нужно ли переходить к следующему этапу, нужно ли проводить ТЭО; определить какой из вариантов наиболее жизнеспособный, а также определить критерии для выбора проекта; из вариантов остаётся один.
По степени новизны бизнес проекты можно классифицировать на
Проекты, поддерживающие прежний уровень производства
Проекты , направленные на расширение существующего производства
Проекты, направленные на создание новой продукции
Проекты, направленные на охрану окружающей среды
Прочие проекты
Чаще всего при составлении бизнес-плана ориентируются проекты третьего вида, однако проекты расширения и прочие проекты также могут быть объектами бизнес планирования.
Таким образом, бизнес план представляет собой документ, содержащий основные направления, цели и набор действий, ведущий к поставленной цели.
Продвижение бизнес-плана
В том случае, когда бизнес-план создается для привлечения инвесторов, то существует необходимость поиска и отбора инвесторов. Эта фаза может начинаться уже при создании предварительного технико-экономического обоснования.
Она заключается в
q сборе информации о возможных источниках финансирования
q выборе формы финансирования (кредит, лизинг, выпуск и продажа акций)
q проведении переговоров
q налаживании соответствующих отношений между предприятием и инвесторами(кредиторами)
q проработка возможности получения иностранных инвестиций
При получении иностранных инвестиций кроме финансовых ресурсов можно получить управленческий, технологический и рыночный опыт инвестора, как существенную составляющую, помогающую минимизировать риски при реализации бизнес-плана
Взаимодействие между партнерами должно начинаться как можно раньше и проходить в духе сотрудничества и кооперации.
Структура бизнес-плана
В бизнес-план должны быть включены следующие структурные элементы
Титульный лист
Резюме
Содержание
История бизнеса (если есть)
Цели
Описание предпринимательской идеи
Маркетинговый анализ
Маркетинговая стратегия
Организация и методы управления
Финансовая часть
Юридическая часть
Сырье и поставки
Дополнительные документы и приложения
Титульный лист
Содержание титульного листа
Название бизнес-плана
Автор
Адрес предприятия (если есть)
Логотип
Резюме
На одной-двух страницах излагаются главные пункты бизнес-плана. Это
q Цели
q Описание бизнес идеи
q Целевые рынки
q Конкурентное преимущество
q Управление и структура предприяти
q Финансовые требования и результаты
Объем данного раздела не должен превышать 2 страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум специальных терминов.
Этот разделом важен, поскольку если он не произведет благоприятного впечатления на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план не будет рассматриваться.
В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на два основных вопроса: “Что они получат при успешной реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.
Хронологически этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем основным вопросам и в целом по проекту. В этом же разделе помещается краткая информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Основное содержание
Основные стратегические компоненты бизнес-плана следующие
История бизнеса (предприятия)
В случае, когда бизнес существовал, а бизнес-план предложен для развития нового направления, то необходима часть, содержащая описание истории предприятия.
Этот материал должен отражать
q Предпосылки и экономико-политическая среда
q Связь с другими предприятиями и лицами
q История: год основания, основные события
q Структура существующего рынка, положение предприятия на нем
q Организация продвижения и продаж
q Поставки сырья и комплектующих
q Месторасположение
q Технологии и производственные процессы
q Финансовое положение предприятия
Цели и задачи проекта
Четкое и структурированное изложение целей помогают определить структуру и границы проекта, легче проверять, что достигнуто и что еще нужно достичь
Цели и задачи должны быть реалистичными, соответствующими бизнес-идее и ресурсам, четкими и краткими
Для малого бизнеса большую роль играют мотивация предпринимателя: почему он решил начать бизнес. Как показывают опросы предпринимателей основными движущими мотивами является желание получить больше материальных выгод и быть самому себе хозяином.
Какая отдача ожидается от бизнеса