Средняя и мелкая торговля

Характерна для Европы.

Мелкий магазин имеет цену обслуживания – 1 квартал, обслуживает магазин 3-4 человека. Конкуренция очень жесткая.

Ассортимент обычно составляет:

- продуктовая лавка

- продажа газет, журналов и сопровождающих товаров

- реже магазины, торгующие одеждой, парфюмерией и пр.

Средняя и мелкая торговля - student2.ru Средняя и мелкая торговля - student2.ru Размер: 6м

12м

Средние магазины - размер S =60-90м2 . располагаются ближе к центру, больше ассортимент, лучше обслуживание оборудование.

Мелкие розничные продавцы часто объединяются в различные ассоциации. Они объединяются для того чтобы закупать оптом (шведский путь развития – магазины независимых торговцев – не только закупали вместе, но и продавали для чего арендовали помещения).

Важным является понятие коэффициента трудового участия. Потребительский кооператив – это любая форма розничной торговли, которая находится в собственности потребителей.

Обычно у владельцев есть льготы приобретения товаров. В случае успешной работы в конце года выплачиваются различные премии в зависимости от КТУ. С\х-ые кооперативы могут организовывать как розничную, так и оптовую торговлю. Они объединяются, чтобы более эффективно продавать. Обычно всю работу выполняют члены кооператива – закупка, бухучет, уборка и т.д.

Постоянно кооперативы развиваются в сети кооперативных магазинов, становятся дешевле транспортировка, скидки при оптовых закупках. Потребительский кооператив может быть и производителем (в Англии). 20% розничного оборота в Скандинавии приходится на кооперативную торговлю (пищевая промышленность). Во Франции этот показатель 4%, в США – 3%.

В 80-е гг. во Франции был оборот капитала 5.5 млрд. долл. В конце года прибыли, которые перераспределяются внутри членов кооператива не облагаются налогом. Обычно снижение цен составляет 5%. В Швейцарии и Великобритании до 10% скидка для членов кооператива.

Кооперативы – это орудие солидарности людей.

Крупные фирмы

Крупные фирмы розничной торговли – могут быть даже кооперативы. Крупные предприятия обычно избегают оптовиков.

Формы:

Универмаг – большое количество услуг. В общем важную роль играет объем услуг, ассортимент, ориентируя на потребителя, расположение.

По количеству предоставляемых услуг на самом лучшем месте находятся магазины с полным самостоятельным обслуживанием: с вариантом отбора – можно уже обратиться к продавцу; с ограниченным обслуживанием; с полным обслуживанием (включает также доставка, обучение и т.п.).

Универмаги – крупные магазины с полным циклом обслуживания. Однако сейчас так сказать нельзя, потому что в настоящее время они испытывают кризис и заимствуют системы обслуживания у супермаркетов и т.п. Считается, что в середине 19 в. французы организовали универмаги. Характеристики: свободный вход и выход, впервые появились ученики, появилась возможность свободного осмотра товаров, т.е. появились выкладки товаров. И начиная с того момента они начинают бурно развиваться. 1-ый универмаг – 1852 г.

Ассортимент товара был очень широким. Для крупных парижских универмагов площадь колеблется 20-80 тыс. км 2 , ассортимент – до 300 тыс. наименований. Обычно ассортимент товара ориентирован на высокое качество, уникальность и т.п. Универмаг представляет собой предприятие розничной торговли, в котором есть отделы, торгующие определенными группами товара и ассортимент в них полный. Расположены они чаще всего в центре города и рассчитаны на людей со средним достатком. Во Франции оборот универмагов составляет 4-5% от розничного оборота страны. Таким образом, эта форма существует уже 150 лет, но активно они не развиваются, т.к. произошел отток покупателей в другие формы розничной торговли.

Специализированные магазины – отличие от универмагов и по ассортименту и по величине. Классификация: магазины обособленного ассортимента (одежда); магазин с ограниченным ассортиментом (мужская одежда); специализированный магазин (мужские рубашки). Иногда они классифицируются по потребителям (магазин большой одежды).

Магазины единых (доступных) цен. Началось это движение в Америке (компания Вулворд – сеть американских магазинов с прошлого века. В этих магазинах товары продавались по одной и той же цене: либо 5 центов, либо 10 центов – все товары).Товары не очень высокого или низкого качества. Рассчитаны на малообеспеченных потребителей. В 1896 г. такие магазины появились в Англии, там цена была 1 пенс ли 6 пенсов. Только в 20-е гг. появились такие магазины во Франции. В дальнейшем эти магазины преобразовались в магазины доступных цен за счет уменьшения количества обслуживающего персонала, снижения наценок, невысокого качества товара, небольшие площади. Т.е. идеология – установить доступные (низкие) цены для потребителя.

Универсамы – крупные предприятия с акцентом на самообслуживание, наценки невысокие. В основном ориентируются на удовлетворение потребностей потребителя (товары широкого потребления). Исторически они возникли в 1912 г. в Америке, а в 1916 г. впервые появились компании с расчетными центрами. 4 раза в год в универмаге обновляется ассортимент – в универсамах и магазинах доступных цен 10-12 раз в год. 10% валовой прибыли было у универсамов в 30-е гг. в США в настоящее время примерно 50 тыс. универсамов. Особенно активно они начали развиваться во время депрессии: в это время была дефляция, дешевая аренда предприятий, сильная автомобилизация населения. 1 раз в неделю люди приезжали в большие магазины, поэтому место стоянки имело очень важное значение. Расположение переместилось на окраины или в пригороды, т.к. туда переместилась большая часть населения. Существуют также универсамы широкого профиля.

Супермаркеты (гипермаркеты). Возникли потому что существовал разрыв между массовым, крупным производством и мелкими магазинами по продаже товаров. Раньше во Франции примерно 80% товаров продавалось мелкими магазинами. Сейчас мелких магазинов 40%. В 1936 г. во Франции был принят закон, запрещающий создание крупных магазинов. В 1948 г. Леннер выдвинул гипотезу: нужно снизить наценку на товары (14%); изменить заинтересованность продавцов в продаже (25% на премию). Вызвал страшное недовольство. Отказались продавать его товары, судился и выиграл суд. На основе этой идеи снижения цен были построены супермаркеты. Отличаются расположением (в пригородах или за городом), около них расположены большие автостоянки, расчетные центры обслуживания. Начинали торговлю с продовольственных товаров, сейчас продают все, самообслуживание.

Есть магазины-склады, есть магазины, где покупается небольшой ассортимент, но большими партиями.

Самый большой супермаркет в 80-х гг. – 22000 м2. Начиналось с первого супермаркета в Париже. Где-то 8 лет он просуществовал один. В 80-е гг. они начали развиваться. Замедление темпа развития: емкость рынка. Сейчас во Франции 600-700 супермаркетов. Государство пристально присматривается к ним, введен на них специальный налог. Для борьбы с супермаркетами многие крупные универмаги создают специальные стоянки (подземные). Средняя площадь 7 тыс. м2 Ассортимент 10-20 тыс. наименований. До 20 раз в год меняется ассортимент.

В Америке – магазины сниженных цен; демонстрационные залы, торгующие по каталогам; склады-магазины.

Магазины – демонстрационные залы, отличаются от склада-магазина тем, что там есть каталоги и низкие цены. Ассортимент самых ходовых товаров, цены низкие, т.к. нет личной продажи.

Немагазионная продажа – сюда входят любые акты продажи вне специализированных магазинов: продажа на дому; рассылка товара по почте; по телефону – все это прямой маркетинг. Продажа на дому через: профессионал (вояжер); полупрофессионал (распространяет косметику). Это дорогой вид продажи. В Америке это стоит 200 долл. Продажа по каталогам (заказы принимаются по каталогам и почте: 45% - текстиль, 10% - печатная продукция; 10% - мебель; 5% - электроприборы; 3% - обувь; 3% - продукты; семена и т.п.

С развитием комфорта и техники будет использована продажа на дому с помощью ЭВМ. Во Франции в середине 80-х гг. оборот от торговли по почте оценивался в 2% от общего торгового оборота. Сейчас торговля по почте переориентируется к торговле специфическими, уникальными товарами.

Продажа по телевизору и телефону. Есть торговля прямо по телефону.

Эти формы продажи ориентируются на факторы:

- люди, не любящие ходить по магазинам

- дешево

- определенные удобства (времени меньше)

- комфорт

Торговые автоматы (пепси, кофе). 1 –ый такой автомат появился в 1871 г. Выгода: работает круглосуточно и нет затрат по з\плате; однако цены несколько выше (примерно на 20%), чем в магазинах.

Торговые центры. Выделяют различные разновидности в зависимости от количества торговых точек и по месту размещения торговых точек. Зачастую сами власти города заинтересованы в определенном размещении точек. До 50-х гг. они были расположены в деловых центрах. После 50-х гг. появляются региональные торговые центры и торговые центры микрорайона (обслуживают до 20 тыс. жителей, находятся в 5-7 мин. ходьбы от каждого дома, 5-10 штук). Районные – 50-70 магазинов, обеспечивают до 100 тыс. человек, радиус 4 км; обычно есть центр в виде универсама или универмага и другие специализированные магазины.

Маркетинговые решения розничного торговца:

1. способ выбора расположения торговой точки

2. ассортимент товара. Зависит от общеэкономической ситуации, традиций, возможностей, денег, имеющиеся у покупателей. В развитой стране ассортимент большой.

3. Маркетинговые коммуникации, т.е. какой вид рекламы, стиль рекламы внутри магазина, выкладка товаров, ценовая политика.

Оптовая торговля

- торговля, когда агенты приобретают товары для перепродажи или профессионального использования.

Отличия от розничной торговли:

1) меньше внимания месторасположению товара

2) меньше внимания атмосфере

3) клиенты обычно – профессионалы

Оптовые торговцы обслуживают дальше розничных торговцев. Они:

- облегчают условия совершения сделок

- формируют товарный ассортимент

- осуществляют дополнительные услуги по складированию, транспортировке

- услуги по обучению, управлению и консультированию розничных торговцев

- предоставление кредита в товарной форме.

Запасы предотвращают нежелательные колебания спроса. Одна из функций оптовой торговли – синхронизация производства и потребления.

В галантерейной лавке в развитой стране – 2000-5000 наименований.

Классификация оптовых торговых точек:

а) набор предоставляемых услуг

б) по отношению к товару (очень важно кто является собственником).

Количество оптовых предприятий меньше розничных, но обороты и количество проданных товаров больше. Оптовых продавцов 16% от общего числа торговых учреждений.

Купцы с полным набором услуг: кредитование, доставка, хранение товара, обработка во время хранения, помощь в управлении. По широте ассортиментных групп делят на оптовиков смешанного ассортимента (разнообразные товары из разных ассортиментных групп) и узкоспециализированные оптовики (глубина товарного ассортимента очень большая).

Есть оптовики с ограниченным циклом. Есть оптовики не предоставляющие услуг по доставке. Есть оптовики – организаторы – покупают товар, но его никуда не перемещают (каменный уголь). Берут на себя поиск партнеров.

Выделяют понятие оптовиков – консигнатов – обеспечивают розничных продавцов не пищевыми товарами. Договор с розничными продавцами через консигнации (на реализацию).

Выделяют оптовиков, которые занимаются рассылкой товаров по почте.

Оптовиков можно классифицировать по ассортиментным группам.

В настоящее время увеличивается товарооборот оптовиков, все больше деспециализированных оптовых продавцов. Иногда услуги оптовиков берет на себя предприятие. Оптовики становятся более крупными организациями, т.е. наблюдается их концентрация. Иногда они объединяются.

Брокеры и агенты

20-25% от торговли приходится на них. Однако раньше их не было.

Средняя и мелкая торговля - student2.ru Иметь

Владеть значит быть полным собственником

распоряжаться

1) заключается договор комиссии, отражающий все степени брокерских отношений. Товар принадлежит лицу, который сдает на комиссию, но продается от лица комиссионера не переходя в собственность магазина.

2) Договоры поручения (доверительные общества). Брокеру отдается товар и он совершает действия от имени клиента.

Функции: исследование рынка; поиск партнеров с двух сторон (их дело свести продавца и покупателя).

Средняя и мелкая торговля - student2.ru Брокер на лицензии, оборудование (телефон, факс, ком-

Средняя и мелкая торговля - student2.ru финансовой бирже пьютер)

уставной фонд

3) проведение переговоров (все стадии, еще и сопровождая сделку). Это стоит от 1-3% до 3-5% - 5-10% от сделки. Чем больше сделка, тем меньше %, где есть брокеры.

- покупка недвижимости

- товарно-сырьевые биржи.

У агентов такие же функции, как и у брокеров. Иногда берут на себя функции страхования. Отличаются от брокеров тем, что работают с фирмой длительный срок.

Агентные соглашения – политика цен: не имеет право устанавливать цену, но если договориться, тогда может иметь, тогда он является купцом.

- взаимоотношения агента с конкурентами, т.е. имеет ли право агент параллельно работать с конкурентами

- полномочный агент по сбыту.

Пример агентных соглашений встречается в текстильной промышленности, химии, продаже полезных ископаемых (руда и т.д.), сталь, т.е. области индустриальных рынков.

- агенты на рынках закупок – иногда берут на себя функции перемещения и складирования.

Наши рекомендации