Методические указания по выполнению основной части курсовой работы
Теоретическая часть
Теоретическая часть – теоретические и методические основы изучения проблемы. Теоретическая часть работы выполняется на основе изучения литературных источников, нормативно-справочной документации, передового отечественного и зарубежного опыта по исследуемой проблеме и содержит характеристику теоретических и методических вопросов, анализ точек зрения, изложенных в специальной экономической литературе, критический разбор и систематизацию отдельных мнений и положений авторов. В теоретической части определяются основные категории и понятия, приводится их классификация, раскрываются методы изучения, определяются показатели качественной и количественной оценки, формулируются основные закономерности развития проблемы. В заключении данного раздела следует сформулировать вопросы, которые подробно исследуются в аналитической части работы, и определить используемые для этого методы.
Таким образом, в разделе дается обзор литературных источников по проблеме, обосновываются подходы к теоретическим вопросам проблемы, обозначенной в теме курсовой работы.
В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов и обосновать свою позицию по данному вопросу.
Аналитическая часть
Аналитическая часть – анализ состояния проблемы. Аналитическая часть в зависимости от темы работы, может включать в себя:
§ общую характеристику предприятия и анализ основных ТЭП;
§ анализ и оценку основных аспектов маркетинговой деятельности и необходимости ее совершенствования;
§ анализ маркетинговой среды предприятия;
§ тематический анализ.
Давая общую характеристику предприятия необходимо изложить следующий материал:
· Статус, организационно-правовая форма предприятия, миссия, цели и задачи предприятия.
· Основные виды деятельности, содержание хозяйственной деятельности.
· История предприятия, его прошлые успехи и проблемы.
· Организационная структура предприятия. Состав подразделений предприятия и их краткая характеристика (по мере необходимости).
· Связи предприятия с внешней средой, в том числе внешнеэкономическая деятельность предприятия и связи с зарубежными партнерами.
· Технология производства продукции (услуги).
· Характеристика отрасли.
Для сбора материалов здесь могут быть использованы различные виды документации предприятия, а именно:
· устав организации, в котором определены основные направления ее деятельности, цели, задачи и т.д.;
· пакет отчетных документов, представляемых налоговой инспекции, в том числе баланс предприятия (организации) и приложения к нему, включая отчет о финансовых результатах и их использовании, отчетные данные о состоянии имущества предприятия, движении его средств и др.;
· пояснительная записка, прилагаемая к годовой бухгалтерской отчетности, в которой излагаются применяемые методологические принципы учета отдельных хозяйственных операций и перечисляются основные факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние;
· планы и отчеты по маркетинговой (рекламной) деятельности предприятия.
Характеристика предприятия, на котором студент проходит практику, должна содержать:
· полное и сокращенное наименование предприятия;
· дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес и банковские реквизиты;
· размер уставного капитала; учредители предприятия с указанием доли в уставном капитале;
· краткую историю развития предприятия;
· основной вид деятельности предприятия;
· формулировку миссии предприятия;
· характеристику менеджеров высшего звена управления, указание фамилии, образования, возраста, опыта работы на данном предприятии и других структурах;
· анализ организации подбора, расстановки и подготовки персонала предприятия.
Для понимания хозяйственной ситуации и направлений развития предприятия (организации) необходимо дать характеристику отрасли.
При работе с источниками исходных данных могут быть использованы не только материалы, предоставленные специалистами предприятия, а также дополнительная информация из внешних источников.
Анализ ТЭП и маркетинговой среды целесообразно проводить в свете темы курсовой работы. Результатом анализа внутренней среды и ТЭП должно стать выявление сильных и слабых сторон предприятия; результатом анализа внешней среды – выявление ее возможностей и опасностей.
Если предметом исследования является управление каким-либо элементом маркетинговой деятельности, то тематический анализ должен включать помимо исследования состояния и динамики развития этого элемента (т.е. объекта управления) еще и анализ системы управления, в которую входят субъект управления, распределение функций и обеспечивающие подсистемы.
Матрицу SWOT целесообразно приводить после тематического анализа, поскольку его результаты позволяют дополнить перечень сильных и слабых сторон фирмы.
Назначение матрицы SWOT заключается в том, что она позволяет сформулировать стратегию предприятия, которая должна явиться базой для разработки конкретных мероприятий по теме работы.
Если на предприятии уже разработана стратегия, то в ходе анализа необходимо либо подтвердить правильность ее выбора, либо обосновать необходимость изменения.
Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом во время прохождения производственной практики, а также результаты собственных управленческих, социологических и маркетинговых исследований. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, определить резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе.
Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, статистического, математического и прочих видов анализа.
Для количественной характеристики тенденций и зависимостей следует использовать метод графического анализа, корреляции, сравнения, группировок и т.д., при этом необходимо обратить внимание на проблемы и недостатки в деятельности предприятия.
Таким образом, в аналитической части курсовой работы студент должен проявить не только умение выявлять отдельные недостатки в маркетинговой деятельности, но и способность формировать информационно- аналитическую базу для обоснования стратегических решений в области управления маркетингом.