Тема 4. Исследование маркетинга

Цели и задачи дисциплины

Программа дисциплины «Маркетинг» составлена в соответствии с учебным планом, отвечающим требованиям Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки студентов, обучающихся на специальности «Экономика».

Учебный курс «Маркетинг» наряду с другими базовыми предметами учебного плана обеспечивает профессиональную подготовку будущим руководителям предприятий.

Отправным пунктом при конструировании и разработке учебного курса «Маркетинг» являлись идеи и работы отечественных и зарубежных авторов: Акоффа Р., Кендела М., Ламбен Жан-Жака, Ли Якокки, Неймана Дж., Браверман А.А., Голубкова Е.П., Гофман К.Л., Котлера. Ф., Ларичева О.И., Пименова Ю.С. и др.

Цель учебной дисциплины «Маркетинг»: сформировать у студентов основы грамотности в области маркетинга. В нем раскрываются: концепции маркетинга; понятие и теоретическая основа маркетинга; условия, основные элементы и факторы организации маркетинга; управление маркетинговыми исследованиями; особенности маркетинговых исследований. Наряду с приобретением теоретических знаний курс дает возможность освоить практические навыки.

Успеваемость студентов проверяется по их теоретической подготовленности в форме экзамена в сроки, предусмотренные учебным планом. Экзамен проводится в 6-ом семестре. Текущий контроль представляет собой систематическую проверку усвоения изучаемого материала в форме решения групповых и индивидуальных ситуационных задач, самостоятельных и контрольных работ. Экзамен представляет собой устно-письменный опрос по билетам, предусматривающий проверку как теоретических, так и практических знаний студентов в объеме всей программы.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен:

¾ знать основы теории маркетинга, приемы и методы сбора и анализа маркетинговой информации;

¾ иметь представление о факторах и элементах внешней среды для предприятий и организаций в условиях рыночной экономики;

¾ владеть навыками анализа маркетинговых структур и разработки мероприятий по повышению эффективности их применения для изучения маркетинговой среды;

¾ уметь использовать знания по теории маркетинга в своей профессиональной деятельности.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и вид учебной работы ДО
Всего аудиторных занятий
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа студента
Итого(трудоемкость дисциплины)
Наименование раздела и тема Количество часов по учебному плану
Всего часов Лекция Семинар Практи-ческое занятие Самосто-ятельная подготовка
ДО ЗО ДО ЗО ДО ЗО ДО ЗО ДО ЗО
Введение в предмет - -
Тема 1. Сущность и основные понятия маркетинга - -
Тема 2. Факторы успеха предприятия - -
Тема 3. Маркетинговая среда организации - -
Тема 4. Исследование маркетинга - -
Тема 5. Формирование рыночной стратегии - -
Тема 6. Разработка комплекса маркетинга - -
Тема 7. Организация и контроль деятельности службы маркетинга - -
Тема 8. Отраслевая и международная специфика маркетинга - -
Всего часов - -

Содержание разделов дисциплины

Введение в предмет

Состав и структура курса. Цель и назначение курса. Предмет и задачи курса. Основные специфические особенности курса. Проблема единства знаний в маркетинге. Взаимосвязь теории маркетинга со смежными дисциплинами: теориями систем, организацией, управлением, поведением человека и др. Маркетинг в системе международного бизнеса. Рекомендуемая литература по курсу.

Тема 1. Сущность и основные понятия маркетинга

Определения маркетинга. Сущность маркетинга. Система маркетинга. Цели, функции и задачи маркетинга в условиях российского рынка. Процесс управления маркетингом. Развитие концепции маркетинга. Маркетинг и преобразования в российской экономике.

Тема 2. Факторы успеха предприятия

Структурные факторы, факторы спроса и предложения. Привлекательность рынка и конкурентоспособность продукта. Изделие и товар. Маркетинговый комплекс товара. Техническое качество товара. Комплекс ограничивающих и обеспечивающих элементов товара. Каналы распределения товаров. Каналы продвижения товаров.

Тема 3. Маркетинговая среда организации

Основные факторы маркетинга. Потенциал предприятия и внешняя среда. Потребители. Потребители продукции массового спроса. Мотивация и потребность. Потребители продукции производственно-технического назначения. Динамизация потребностей. Процесс принятия решения о покупке. Сегментация потребителей. Конкуренты. Виды конкуренции. Поставщики товаров и услуг. Партнеры. Государственные органы. Система оптовой и розничной торговли. Условия макросреды. Экономическая среда. Политическая среда. Социальная среда. Структура рынка. Типы рынков.

Тема 4. Исследование маркетинга

Понятие исследования маркетинга. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации. Маркетинговые информационные системы. Комплексное исследование товарного рынка. Процесс исследования. Основные направления исследования. Исследование рынков, конкурентов, потребителей и продукции. Основные методики исследования рынка. Анкетирование. Интервьюирование. Наблюдения. Фокус-группы. Панельный метод исследования. Ассоциативные методы.

Наши рекомендации