Тема 2. Система маркетинга
1. Понятие маркетинговой системы. Базовые элементы маркетинга.
Система – группа взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, представляющих одно целое, поскольку реагирует на внешние воздействия именно как одно целое. Кроме связей между элементами самой системы существует связь ее с окружающей средой. В маркетинге группа взаимосвязанных и взаимозависимых элементов включает товар, цену, размещение и стимулирование сбыта. Т/о, систему маркетинга можно представить как целое, которое предусматривает следующие элементы:
- цели организации, координацию и планирование производства и финансирования;
- изделия, услуги, идеи, т.е. все то, что организация предлагает для обмена;
- выявление существующего и потенциального спроса покупателя на удовлетворение потребностей и желаний, на которые направлена деятельность организации;
- организация и совершенствование системы и методов сбыта и распределения продукции;
- ограничения, которые налагает окружающая среда: географические условия, демографические факторы, природные факторы, экономические и политические факторы, правовая система и т.д.
Одним из основных понятий современной системы М являются базовые элементы М или комплекс М (по Котлеру) – набор поддающихся контролю переменных факторов М, совокупность которых п/п использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Прежде чем рассмотреть базовые элементы М остановимся на таких основных категориях М как:
1) Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо, т.е. чувство настоятельной необходимости удовлетворения основных надобностей. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности, социальные нужды (уважение, ощущение принадлежности к группе). На настоятельность этих человеческих надобностей не влияют общество или рынок, они биологически заложены в человеческой природе.
2) Потребность - это специфическое состояние человека, возникающее вследствие того, что этот человек существует, во-1-х, в виде отдельной биологической особи, во-2-х, является составной частью общественной системы; а в 3-х, взаимодействует с внешней средой. Потребности, в связи с этим, можно рассматривать с самых разных сторон как биологические, социальные, экономические, производственные и культурные. Потребности – специфические формы удовлетворения человеческих нужд (разные наборы продуктов для удовлетворения голода). Нужды человека по сути, ограничены, потребности его не знают пределов. Человеческие потребности формируются и видоизменяются под воздействием общественных сил, социальных институтов (церковь, школа, семья) и п/п-производителей.
3) Запросы - потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены, поэтому человек должен выбирать наиболее нужные ему товары в рамках его финансовых возможностей.
4) Спрос – потребность в определенных Т или У, выраженная не столько в желании, сколько в способности приобрести их. Потребности превращаются в спрос, когда за ними покупательная способность человека.
Элементы М состоят из знаменитых "4р" введенных в практику американским ученым Джером Маккартни. Рассмотрим эти элементы:
Товар – любое предложение, которое требуется определенному лицу или п/п или все, что может быть предложено для удовлетворения человеческих потребностей или нужд. В современном лексиконе используются термины: продукт и товар, которые практически взаимозаменяемы. То, что разрабатывается и производится, является продуктом. То, что предприниматель продает, становится товаром. Маркетологи чаще всего имеют дело именно с товарами. Товар (предложение) может быть представлен как материальный продукт, услуга. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи (потребитель решает какую именно развлекательную передачу посмотреть по телеку; куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать). Кроме физических характеристик товар имеет психологическое и социальное содержание (автомобиль не просто средство передвижения, но и еще предмет гордости, а иногда и свидетельство состоятельности его владельца).
Цена – та сумма, которую готов заплатить потенциальный потребитель за предложенную продукцию. В то же время цена должна быть такой, чтобы сбыт продукции оказался рентабельным и прибыльным. При ценообразовании учитывается целый ряд факторов: особенности функционирования п/п, покрытие издержек, конкурентоспособность, вкусы и возможности потребителя.
Размещение - каналы распределяющие движение товара от производителя к конечному потребителю, но это не просто средства и формы физического перемещения продукции. Форма распределения товаров предполагает одновременно и трату времени и его сбережение (степень срочности доставки). Немаловажную роль в придании «привлекательности» товару играет деятельность, связанная именно с размещением продукции (хранение, услуги, реализация через оптовых или розничных торговцев, агентов и т.д.).
Стимулирование сбыта – деятельность п/п по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его. Информирование потребителя об особенностях и преимуществе товаров, производимых или реализуемых конкретной фирмой может производиться посредством:
- рекламы (через различные каналы);
- выпуска различных рекламных бюллетеней;
- встречей "лицом к лицу", что крайне полезно не только покупателю, который получает наиболее полную информацию об интересующей его продукции, но и для представителя фирмы, который в свою очередь получает информацию о вкусах и потребностях покупателя из первых уст.
2. Дополняющие систему элементы маркетинга.
В работах американских маркетологов 70 и начала 80-х гг. содержание понятия 4р постепенно расширяется.
1. Репутация п/п, его имидж. Плохая или хорошая репутация п/п обязательно оказывает влияние на рынок и поведение потенциальных покупателей. Репутация не является чем-то таким, что можно изменить в течение нескольких дней. Она основывается на таких принципах, которые делает рынок, ознакомившись с инструментами М конкретного п/п – такими как качество продукции, цена, надежность поставок и обслуживание. Нет ничего труднее для п/п, чем исправить один раз приобретенную плохую репутацию. Она может потом еще долго преследовать производителя, хотя фактически причина уже давно устранена.
2. Качество и ассортимент продукции. Под качеством подразумевается весь набор свойств продукта, по которым потребитель судит о его достоинстве. Каждый продукт обладает многими свойствами, представляющими интерес для потребителя – дизайн, долговечность, надежность, функция назначения и т.д.
На сегодняшний день найдется не много п/п, которые производили бы только один вид продукции. Большинство из них предлагают различные товары в различном исполнении. Говоря об ассортименте различают ширину ассортимента (количество наименований продукции) и его глубину (количество видов изделий на одно наименование продукции).
3. Упаковка . Основное назначение – защита содержимого. Поэтому именно это должно играть основную роль при использовании материалов, из которых будет изготовлена упаковка. В наше время идет тенденция к стандартизации упаковки, что увеличивает мировое признание фирмы (Кока-кола и Пепси стараются использовать одинаковую упаковку во всех частях земного шара). Но с другой стороны – ее (упаковку) в большинстве случаев приспосабливают к запросам рынка. Она как бы является элементом рекламы. Если рассматривать упаковку как элемент рекламы, то здесь нужно обратить внимание на такие моменты – стоимость упаковки, ее размер, внешний вид, требования законодательства. Также необходимо учитывать национальные особенности различных стран (ZB, в арабских странах белый цвет является цветом траура).
Упаковка является важным средством связи с потребителем, именно ее видит он перед принятием решения о совершении покупки. Это особенно важно при самообслуживании, а также для фирм, специализирующихся на товарах, приобретаемых импульсивно (конфеты). Именно упаковка используется как «приманка» для покупателя.
4. Маркетинговая коммуникация. Есть 2 главных метода М коммуникации: 1) персональная связь с потребителем (продавцы, представители и др); 2) массовая – (ее основной вид – реклама). Существенная разница между этими двумя методами заключается в следующем:
А) Персональная продажа – личное, непосредственное общение; прямой контакт; гибкость; разработка вглубь; двустороннее движение; каждый контакт дорог; занимает много времени.
Б) Реклама – отсутствие личного общения; косвенный контакт; отсутствие гибкости; широкий охват; одностороннее движение; каждый контакт в среднем дешевый.
5. Доставка и распространение товара. В данном случае речь идет о том, чтобы ваша продукция должным образом и в нужный момент достигла потребителя. Решение о выборе каналов доставки товаров потребителю является основополагающим, потому что потребители предъявляют высокие требования к надежности и своевременности поставок и готовы платить за это более высокую цену.
Существует специальная система, поощряющая участников доставки товаров. Бонификация – обусловленная договором надбавка к цене товара, если его качество окажется выше, чем было обусловлено договором. Обратная бонификация – скидка с цены поставленного товара, если его качество ниже, чем было обусловлено договором. Бонификация – система оплаты товаров, использующая различные виды премирования всех участников движения товаров, ZB, поставщиков – за качество товаров, срочность доставки; торговых работников – за количество проданного товара; покупателей – за размеры покупок.
3 Основные цели и принципы маркетинга.
Выделяют следующие глобальные цели маркетинга:
- Удовлетворение требований (потребностей) потребителей;
- Достижение превосходства над конкурентами;
- Завоевание доли рынка;
- Обеспечение роста продаж.
Цели М можно объединить в следующие группы:
1) Рыночные, т.е. ориентированные на достижение рыночных результатов (увеличение доли рынка, освоение новых рынков, ослабление рыночных позиций конкурентов).
2) Собственно маркетинговые (формирование благоприятного имиджа фирмы, достижение высокой удовлетворенности потребителей, увеличение прибыльности маркетинговой деятельности).
3) Структурно-управленческие (придание организационной структуре большей гибкости и адаптивности, нацеленность на достижение новых, более сложных стратегических целей).
4) Обеспечивающие (стимулирующая, ценовая, сервисная политика).
5) Контролирующие (контроль текущей, стратегической, финансовой деятельности).
Требования, предъявляемые к цели. Они должны удовлетворять:
- достижимости;
- измеримости, понятийности (усвояемости);
- поддающимся ранжированию;
- мобилизующими;
- согласовываться с общефирменными целями и задачами;
- контролироваться должностными лицами, ответственными за их достижение;
- быть "привязанными" к определенным срокам;
- предусматривать моральные и материальные стимулы за их достижение.
Для М характерны следующие основополагающие принципы:
1) Глубокое и всестороннее исследование рынка. Анализу подлежат емкость рынка (определяется объемом в единицах или стоимостном выражении, реализуемых на нем Т и У, обычно в течение года), система ценообразования, ЖЦТ, особенности методов работы фирм-конкурентов, собственное положение на рынке сбыта и другие.
2) Формирование целей сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках. Анализ общеэкономической ситуации, политических, культурных, демографических, технологических факторов на основе информационного обеспечения исследований рынка.
3) Разработка стратегии и тактики фирмы. Определение методов достижения поставленных целей; выработка товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и иных стратегий. Выбор средств для достижения поставленных целей на отдельных этапах и направлениях производственно-сбытовой деятельности.
4) Сегментация рынка. П/п должно выявить для себя наиболее соответствующий своему профилю и возможностям сегмент рынка, конкретную группу потребителей, в отношении которых и будет производиться интенсивная исследовательская работа и работа по продвижению Т и У.
5) Адаптация к условиям меняющейся рыночной конъюнктуры- предполагает адаптивность и мобильность управления производственно-сбытовой деятельностью п/п в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов конечных потребителей, эластичности D и S.
6) Инновация – подразумевает постоянное совершенствование товара, создание нового товара, разработку новых технологий, внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки, определение новых каналов ТД, введение новизны в систему стимулирования сбыта.
7) ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта) – определение стратегии тактики, методов и средств их достижения.
8) Планирование – построение маркетинговых программ, основанных на разработке рыночных и конъюнктурных прогнозов.
9) Анализ и контроль – оценка получаемых результатов, определение эффективности работы во всех звеньях системы, оценку приближения к поставленным целям, выработку предложений по коррективам производственно-сбытовой деятельности, а также структуры фирмы
4 Функции маркетинга.
Наиболее часто встречающиеся функции М:
- Покупка – связана с приобретением чего-либо для перепродажи или промышленного использования;
- Продажа и сбыт – функция обратная покупке. Включает в себя нахождение клиентов, формирование D с помощью рекламы, оказание содействия клиентам в использовании или перепродаже продукта;
- Содействие продаже – деятельность не включаемое в личное рекламирование и рекламу и призванная побуждать потенциальных покупателей и торговых посредников к совершению покупок, а именно оформление витрин, организация ярмарок и выставок, демонстраций товаров.
- Работа по связям с общественностью (PR) – процесс, с помощью которого фирмы стремятся добиться благоприятного отношения общественности к себе. Все личные и обезличенные контакты с общественностью составляют различные виды работ по PR. Эту функцию следует отличать от рекламы, хотя они имеют общие аспекты.
- Транспортировка – связана с доставкой товаров от места производства к месту потребления, что и определяет ее полезность.
- Хранение – определяет полезность своевременной доставки продукта потребителю. Особенности складского дела необходимо знать, поскольку существует определенный временной разрыв между временем производства и временем потребления продукта.
- Стандартизация – касается полезности, возникающей в результате переработки сырья в продукт с использованием единообразных спецификаций. Она способствует М процессу, облегчая процесс продажи, а также коммерческих операций, путем описания соответствия продукта принятым стандартам.
- Маркетинговое финансирование – облегчение процесса оплаты за то, что уже было куплено, а также всех других маркетинговых операций.
- Несение риска – связана с обеспечением защиты от риска или минимизацией риска, возможного в области М (защиты от изменения цен, ухудшения качества Т).
- Маркетинговая информация (получение и обработка) – в М практике требуются надежные стабильные источники информации, т.к. ситуация на рынке часто изменяется (изменение вкуса и желаний потребителей; цен, D и S).
- Ценообразование – функция, которая касается политики установления цен.
- Пред и, послепродажное обслуживание – включает в себя обеспечение клиентов информацией, сервисом, деталями, специалистами и.т.д.
М выполняет ряд функций, раскрывающих его созидательный потенциал:
1) Аналитическая функция - изучение и оценка внешней среды (в 1 очередь рыночной) и внутренней среды фирмы.
2) Продуктово-производственная (созидательная) функция - создание новых товаров, которые бы наиболее полно соответствовали требованиям потребителя.
3) Сбытовая функция распространяется на 3 завершающих звена цепи: "производство - потребление" - "распределение - обмен - потребление".
4) Формирующая функция (функция убеждения и стимулирования) тесно связана собственно с сбытовой деятельностью, но имеет специфику. Целевая направленность этой функции - формирование спроса, его расширение и поддержание на высоком уровне, а также создание стимулирующего спроса у потребителей и заинтересованности у посредников.
5) Функция управления и контроля - сосредоточение всего комплекса взаимосвязанных вопросов маркетинговой политики в руках одного из высших должностных лиц фирмы.
Анализу подлежат на этих стадиях:
1) Внешняя среда; рынок и его составляющие, его состояние; потребители; фирменная структура рынка; товар (товарная структура).
2) Создание новых продуктов; организация производства новых продуктов; применение новых технологий; управление качеством и конкурентоспособностью.
3) Формирование товарной политики; проведение ценовой политики; организация системы ТД; организация сервиса.
4) Формирование спроса и система сбыта.
5) Организация планирования; информационное обеспечение управления; коммуникационное обеспечение маркетолога; организация контроля