Управление персоналом в организации
Студент-практикант должен:
1. Рассмотреть структуру службы управления персоналом, ее задачи и функциональные обязанности сотрудников, детально изучить технологию кадровой работы, ведение технической документации, получить практические навыки по всему циклу технологии управления персоналом «привлечение персонала – оценка – развитие – продвижение».
2. Ознакомиться со следующими функциями отделов кадров:
· разработка штатного расписания;
· оформление приема, увольнения, перевода работников;
· прием, хранение, заполнение, выдача трудовых книжек;
· ведение учета личного состава, оформление личных дел;
· ведение учета работающих в организации военнообязанных;
· организация табельного учета и др.
3. Проанализировать статистические формы отчетности по персоналу, приобрести навыки по их заполнению в данной организации за последний год.
4. Изучить нормативные, инструктивные и методические материалы по организации работы с персоналом.
5. Участвовать в практической работе службы управления персоналом. При этом необходимо:
· провести самостоятельный анализ количественного и качественного состава персонала в разрезе социальных и профессионально-квалификационных групп по структурным подразделениям и организации в целом;
· собрать, обработать, обобщить и проанализировать материалы, необходимые для подготовки курсовых работ по управлению персоналом и экономике труда.
В отчете должны найти свое отражение:
· характеристика службы управления персоналом (структура, состав, функции);
· численность, профессионально-квалификационный состав персонала;
· методы отбора персонала;
· практика найма персонала;
· система материального и морального поощрения персонала;
· система оценки и контроля персонала;
· система профессиональной подготовки и переподготовки (развития) персонала;
· анализ экономических показателей по труду и заработной плате.
При анализе показателей по труду и заработной плате студентам необходимо:
1. Изучить практику планирования показателей по труду и заработной плате в организации.
2. Проанализировать наличие, состав и структуру персонала организации в динамике за 2 четных года по форме таблицы 12 и на основании отчета о численности, составе и профессиональном обучении кадров (форма 6-Т (кадры)).
Таблица 12 – Состав и структура персонала организации за 20__–20__гг.
Категории персонала | Годы | Отклонение отчетного года от прошлого года | Темп роста (снижения) отчетного года к прошлому, % | |||
Прошлый (четный) | Отчетный (четный) | |||||
Количество, чел. | удельный вес, % | Количество, чел. | удельный вес, % | |||
Всего работников организации | 100,0 | 100,0 | ||||
в том числе: | ||||||
руководители | ||||||
специалисты | ||||||
другие служащие | ||||||
рабочие |
3. Провести анализ качественного состава кадров организации в динамике за 2 последних четных года на основании отчета по труду (форма 12-т).
4. Рассчитать показатели движения кадров организации по форме таблицы 13 и указать причины текучести.
Таблица 13 – Данные о движении работников организации
Показатели | Годы | ||
Базисный | Прошлый | Отчетный | |
1. Принято на работу, чел. | |||
2. Уволено работников, чел., всего | |||
В том числе: | |||
по сокращению численности | |||
за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины | |||
по собственному желанию | |||
3. Среднесписочная численность работников, чел. | |||
4. Показатели оборота, %: | |||
по приему | |||
по увольнению | |||
текучести кадров |
5. Охарактеризовать действующие формы и системы оплаты труда работников организации, положение о премировании, изложить пред-ложения по совершенствованию их применения.
6. Произвести анализ показателей по труду и заработной плате по форме таблиц 14, 15 и оценить эффективность системы управления персоналом.
Таблица 14 – Показатели по труду и заработной плате
_______________________ за 20__–20__гг.
(наименование организации)
Показатели | Годы | Темп изменения, % | |||
первый | второй | третий | второго года по отношению к первому | третьего года по отношению ко второму | |
1. Объем продукции, млн р. | |||||
2. Среднесписочная численность работников, чел. | |||||
3. Фонд заработной платы, млн р. | |||||
4. Уровень фонда заработной платы, % | |||||
5. Средняя заработная плата, тыс. р. | |||||
6. Прибыль от реализации, млн р. | |||||
7. Производительность труда, млн р. | |||||
8. Прибыль на 1 р. фонда заработной платы, р. |
Таблица 15 – Образовательный уровень персонала организации за 20__–20__ гг.
Категории персонала | 20__ г. | 20__ г. | Отклонение (+; –) | ||
Количество, чел. | Удельный вес, % | Количество, чел. | Удельный вес, % | ||
1. Руководители, всего | |||||
В том числе имеющие: высшее образование | |||||
среднее специальное образование | |||||
среднее образование | |||||
2. Специалисты, всего | |||||
В том числе имеющие: высшее образование | |||||
среднее специальное образование | |||||
среднее образование |
Окончание таблицы 15
Категории персонала | 20__ г. | 20__ г. | Отклонение (+; –) | ||
Количество, чел. | Удельный вес, % | Количество, чел. | Удельный вес, % | ||
3. Другие служащие, всего | |||||
В том числе имеющие: высшее образование | |||||
среднее специальное образование | |||||
среднее образование | |||||
4. Рабочие, всего | |||||
В том числе имеющие: высшее образование | |||||
среднее специальное образование | |||||
среднее образование | |||||
неполное среднее образование |
7. Сделать обоснованные выводы и разработать предложения по совершенствованию системы управления персоналом организации.