Тема: Маркетинговая среда и ее структура
Вопросы к теме
1. Изучение внешней среды.
2. Факторы макросреды и их характеристика.
3. Микросреда маркетинга и ее составляющие: покупатели, конкуренты, поставщики, посредники, контактные аудитории. Приоритет потребителя.
4. Внутренняя среда предприятия: оценка внутреннего потенциала, уровни развития НИОКР, производственный и финансовый потенциал.
Порядок выполнения задания:
1. Сформировать перечень сильных и слабых сторон фирмы (табл.1);
2. Сформулировать перечень возможностей, которые открывает перед фирмой внешняя среда (табл.1);
3. Сформулировать перечень угроз, которые таит в себе внешняя среда (табл.1);
4. Выделить главные, наиболее сильно влияющие на ситуацию факторы, но полный перечень должен быть составлен для полноты всей картины (табл.2, 3);
5. Составить матрицу SWOT-анализа и оценка взаимного влияния факторов внешней и внутренней среды фирмы (табл.4);
6. Сделать заключение по четырем основным вопросам фирмы: развитие, гибкое реагирование, совершенствование и стратегическая угроза.
Правильно проведенный SWOT-анализ дает представление о внешней среде и деловом климате, отличительных характеристиках деятельности предприятия и результатах этой деятельности, позволяет сравнивать предприятие и его продукцию с конкурентами и их товарами, определять степень соответствия между положением компании и заявленными целями ее развития.
Таблица 1
Параметры для выполнения задания
Внутренние факторы | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Внешние факторы | |
Возможности | Угрозы |
Построение матрицы возможностей
Для оценки возможностей используем метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Данная матрица строится следующим образом: сверху указывается степень влияния возможности на деятельность компании (сильное, умеренное, малое); слева обозначается вероятность того, что компания сможет реализовать возможность (высокая, средняя, низкая).
Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для компании.
Таблица 2
Матрица возможностей
Вероятность реализации возможности | Влияние возможностей на компанию | ||
Сильное | Умеренное | Малое | |
Высокая | Поле «ВС» | Поле «ВУ» | Поле «ВМ» |
Средняя | Поле «СС» | Поле «СУ» | Поле «СМ» |
Низкая | Поле «НС» | Поле «НУ» | Поле «НМ» |
Построение матрицы угроз
Для оценки угроз используем метод позиционирования каждой конкретной угрозы на матрице угроз. Данная матрица строится следующим образом: сверху указывается степень влияния угрозы на деятельность компании; слева обозначается вероятность того, что угроза будет реализована. Полученные внутри матрицы двенадцать полей угроз имеют разное значение для компании.
Таблица 3
Матрица угроз
Вероят- ность реализации угроз | Влияние угроз на компанию | |||
Разрушение | Критичес- кое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» | |
Высокая | Поле «ВР» | Поле «ВК» | Поле «ВТ» | Поле «ВЛ» |
Средняя | Поле «СР» | Поле «СК» | Поле «СТ» | Поле «СЛ» |
Низкая | Поле «НР» | Поле «НК» | Поле «НТ» | Поле «НЛ» |
Таблица 4
Матрица SWOT. Обобщенный вид
Возможности 1. 2. … | Угрозы 1. 2. … | |
Сильные стороны 1. 2. … | Развитие Поле «СИВ» | Компенсация угроз Поле «СИУ» |
Слабые стороны 1. 2. … | Что изменить? Поле «СЛВ» | Проблемный Поле «СЛУ» |
Тематика рефератов
1. Маркетинговая среда функционирования фирмы.
2. Факторы макросреды, влияющие на деятельность предприятия.
3. Факторы микросреды предприятия.
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Основные направления маркетинговых исследований
Вопросы к теме
1. Классификация товарных рынков.
2. Емкость рынка и ее определение.
3. Анализ конъюнктуры рынка.
4. Анализ конкуренции и конкурентов.
5. Понятие потребительского поведения.
6. Подходы в формировании покупательского поведения.
7. Процесс принятия решения о покупке.
8. Основные этапы процесса исследования.
9. Цели и результаты исследования.
10. Значение и классификация маркетинговой информации.
11. Первичная и вторичная информация.
12. Источники получения информации.
Подготовка к занятию
1. Познакомиться с источниками вторичной информации, с помощью которых можно охарактеризовать рынок, на котором осуществляет свою деятельность выбранное предприятие.
2. Составить анкету, выбрав категорию респондентов в соответствии с поставленной целью.
3. Охарактеризовать основных конкурентов базового предприятия.
4. Охарактеризовать основные этапы процесса принятия решения о покупке на примере товара/услуги, представленного на рынке выбранным предприятием.
5. Оформить выполненные задания в «творческом портфеле студента».
Тематика рефератов
1. Роль маркетинговой информации в управлении фирмой.
2. Мотивы поведения потребителей. Процесс принятия решения о покупке.
3. Преимущества и недостатки различных способов проведения маркетинговых исследований.
ЗАНЯТИЕ № 4