Тема 4. Сегментация и позиционирование

Методические указания по подготовке

К практическим и семинарским занятиям для студентов

Направления подготовки 100700 «Торговое дело»

Очной формы обучения

Кемерово 2013

Составитель О.С. Габинская, д.т.н., доцент

Утверждено на заседании кафедры торгового дела, протокол № 3 от 17 октября 2013 года     Рекомендовано учебно-мето-дической комиссией факультета коммерции и маркетинга, протокол № 6 от 30 октября 2013 года  

Маркетинг [Текст] : методические указания по подготовке к практическим и семинарским занятиям для студентов направления подготовки 100700 «Торговое дело» очной формы обучения / [сост. О.С. Габинская] ; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013. – 24 с.

Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой по дисциплине.

Предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100700 «Торговое дело», очной формы обучения.

© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………..
1. ПЕРЕЧЕНЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………... 2. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ  
ЗАНЯТИЕ №1. Понятие маркетинга…………………………... ЗАНЯТИЕ № 2. Маркетинговая среда и ее структура………...
ЗАНЯТИЕ № 3. Основные направления маркетинговых исследований……….…………………………………………………….  
ЗАНЯТИЕ № 4. Сегментация и позиционирование………..……
ЗАНЯТИЕ № 5. Товар в системе маркетинга…………………. ЗАНЯТИЕ № 6. Формирование цены продажи……………….. ЗАНЯТИЕ № 7. Каналы распределения и товародвижения….. ЗАНЯТИЕ № 8. Маркетинговые коммуникации……………… ЗАНЯТИЕ № 9. Планирование в маркетинге………………….
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА………………
4.1. Общие рекомендации по написанию рефератов……………
4.2. Общие рекомендации по разработке и оформлению портфолио………………………………………………………………  
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современное функционирование любого предприятия и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, немыслимо без использования маркетинга в практической деятельности предприятий и организаций. Практическое использование маркетинга обеспечивает преимущества, как товаропроизводителям, так и потребителям.

Маркетинг призван помочь формированию рациональных, производственных программ, оперативно реагирующих на складывающиеся ситуации на рынках сбыта продукции, и позволяющих предприятиям успешно функционировать в условиях конкурентной борьбы. При этом маркетинг опирается на соответствующие приемы и методы, овладение которыми требует серьезных теоретических знаний и практических навыков.

Знание маркетинга необходимо для достижения успеха всеми участниками рыночных отношений. Специалистам в области маркетинга нужно знать: как исследовать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею необходимости использования данного товара; как организовать коммуникационную кампанию: рекламировать и продвигать товары.

ПЕРЕЧЕНЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ

ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Сущность, цели, основные принципы и функции

Маркетинга

Тема 1. Понятие маркетинга

Роль и значение маркетинга в деятельности предприятий. Понятие маркетинга. Основные определения маркетинга. Эволюция развития маркетинга. Концепции маркетинга. Системный подход в определении сущности маркетинга. Принципы и функции маркетинга. Нужда, потребность, спрос, товар, рынок. Особенности составляющих исходных понятий маркетинга. Теории человеческих потребностей.

Классификация маркетинга в зависимости от вида товара. Маркетинг потребительских товаров. Маркетинг товаров производственно-технического назначения. Маркетинг услуг. Классификация маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке.

Тема 2. Маркетинговая среда и ее структура

Изучение внешней среды. Факторы макросреды и их характеристика. Микросреда маркетинга и ее составляющие: покупатели, конкуренты, поставщики, посредники, контактные аудитории. Приоритет потребителя. Внутренняя среда предприятия: оценка внутреннего потенциала, уровни развития НИОКР, производственный и финансовый потенциал.

Раздел 2. Маркетинговые исследования

Тема 3. Основные направления маркетинговых исследований

Классификация товарных рынков. Емкость рынка и ее определение. Анализ конъюнктуры рынка. Анализ конкуренции и конкурентов. Понятие потребительского поведения. Подходы в формировании покупательского поведения. Процесс принятия решения о покупке. Значение и классификация маркетинговой информации. Первичная и вторичная информация. Источники получения информации.

Основные этапы процесса исследования. Цели и результаты исследования.

Раздел 3. Целевой маркетинг

Тема 4. Сегментация и позиционирование

Критерии оценки сегмента. Стратегии маркетинга: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг. Преимущества и недостатки различных стратегий охвата рынка.

Понятие сегментации рынка. Цели сегментации. Признаки сегментации для рынка потребительских товаров; для рынка товаров производственно-технического назначения.

Понятие позиционирования. Основания для позиционирования товара. Карты позиционирования.

Наши рекомендации