Создание стоимости, информация и влиятельные бренды
Компании, стремящиеся добиться лидерства на выбранных ими рынках, формируют конкурентную рыночную среду во всем мире. Они стремятся усилить влияние бренда, чтобы выйти за пределы локального внутреннего рынка, и им необходимо лучше понимать потребности покупателей, чтобы удовлетворять их запросы. Такие компании разрабатывают действенные информационные системы, предоставляющие их владельцу (владельцам) обширную базу данных, которая позволяет сегментировать рыночные бренды и организовывать мероприятия по целевому продвижению товара. Товарные инновации и творческий подход, как в использовании рычагов для продвижения бренда, так и в распространении огромного количества информации, имеющейся в распоряжении владельцев мировых брендов, побуждают обладателей последних думать по-новому о своем бизнесе и существующей конкуренции. Наличие активов более не считается столь же важным, как наличие покупателей. Это мнение подтверждают новейшие тенденции в реорганизации компаний и передаче многих функциональных и традиционных видов деятельности (считавшихся ранее необходимыми для процветания организации) третьей стороне. Для управления потребительским спросом и продвижением бренда необходимы рациональные и эффективные каналы поставок. Электронная коммерция содействует управлению взаимоотношениями с клиентами. Деятельность отдела обработки документации больше направлена на удовлетворение запросов клиентов и исполнение программы маркетинга, важного для будущего организации. Организации в большей степени сосредоточиваются на создании стоимости, нежели на краткосрочной прибыли. Важно создать цепочку ценностей, поскольку рынок, маркетинговые процессы, сеть поставщиков и их деятельность по всему миру начинают интегрироваться через электронную связь в сложную цепь, приводящую в движение по сети элементы продукта, готовые изделия и информацию в надежде удовлетворить потребительский спрос. Для достижения этой цели требуются другие стратегии, так как время ускоряется, а расстояния сокращаются (Cairncross, 1998). Стратегически использование Интернета предоставляет возможности для объединения целого комплекса ресурсов в одну цепочку: от концепции дизайна изделия до его поставки непосредственно в магазин, а затем — и конечному потребителю. Рынок и рыночные возможности могут быть как локальными, так и всеобщими. Организации будут укреплять ценность бренда, управляя сетями; этой цели можно добиться, пользуясь глобальными информационными системами в любой точке мира.
Диккен считает, что текстильная и швейная промышленность первыми в обрабатывающей индустрии приобрели всемирное значение и больше всего распространились в развитых и развивающихся странах.
Действительно, глобальные изменения в текстильной и швейной промышленности иллюстрируют многие из трудноразрешимых вопросов, с которыми сегодня сталкивается мировая экономика, в особенности напряженные торговые отношения между экономически развитыми и развивающимися странами. Эти изменения продолжают вызывать значительные политические разногласия (Dicken, 1998:283).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В контексте главных развивающихся стратегических возможностей Гошал и Бартлетт (Goshal, 1998:18) ссылаются на многонациональные, интернациональные и глобальные компании. Многонациональные компании формируют устойчивое присутствие на местных рынках благодаря чуткому восприятию национальных различий и способности быстро на них реагировать. Международные компании используют знания и умения головной компании, распространяясь и адаптируясь во всем мире, в то время как глобальные компании формируют преимущества в затратах благодаря централизованным операциям глобального масштаба. Бурные экономические условия 1970-х и 1980-х годов вызвали поток отчетов, исследований и рекомендаций менеджерам с предлагаемыми предписаниями о более успешном управлении бизнесом в условиях «новой» глобальной обстановки. Как отмечают Гошал и Бартлетт (Goshal, 1998: 21), глобализация стала термином, которому требовалось найти определение. Термину давали разные объяснения и придавали новые значения. В одной из статей в Newsweek менеджерам давался совет по реорганизации и рационализации работы предприятий посредством предложения стандартных товаров по всему миру и управления операциями из головного офиса — метод, которым Япония пользовалась годами (Newsweek, 1986). Однако многих менеджеров и ученых такая формула стандартизации, рационализации и централизации не убедила. Подобная стратегия действительно подошла некоторым японским компаниям, но для других она в той же степени оказалась бесполезной. Гошал и Бартлетт (Goshal, 1998: 22) приводят ряд примеров провала рассматриваемой стратегии в таких японских компаниях, как NEC и Као, тогда как некоторые компании в Европе и США добились успеха, намеренно отказавшись следовать установленным формулам (Unilever, Ericsson и Procter & Gamble).
Поиск универсальных формул заменили разработкой приемлемых. Важными считались основное стратегическое условие бизнеса и развитие стратегических возможностей, соответствующих данному условию. Тем не менее силы глобальных изменений по-разному действуют на различные отрасли промышленности, а любой анализ глобальной стратегии и компании должен начинаться с понимания того, где размещено производство.
Леви (Levy, 1995: 353) предлагает следующее экономическое определение глобализации:
Экономисты рассматривают глобализацию как растущую интернационализацию производства, распределения и продажи товаров и услуг.
Говиндарайан и Гапта (Govindarajan, 1998: 3) предлагают несколько вариантов определения глобализации, а на уровне отдельно взятой страны дают ей следующее определение:
Степень взаимосвязанности экономики страны и всего остального мира.
Они называют основные, по их мнению, признаки, определяющие глобализацию производства:
а объем зарубежной торговли в рамках промышленности в соотношении с общим объемом произведенной продукции во всем мире;
б объем зарубежных инвестиций в соотношении с общим капиталом, вложенным в промышленность;
в пропорция доходов от производства компаний, ведущих конкуренцию во всех основных регионах.
В этом отношении текстильная и швейная промышленность набрали бы много очков по всем критериям. Вышесказанное станет понятнее по мере разъяснения сути главы. Диккен (Dicken, 1998: 5) рассматривает глобализацию скорее как комплекс взаимосвязанных процессов, нежели как результат, и, подходя к ней как к процессу, указывает на важное различие между интернационализацией и глобализацией:
Суть процессов интернационализации заключается в простом распространении экономической деятельности за пределами государственных границ. По сути, это количественный процесс, ведущий к расширению географии экономической деятельности. Процессы глобализации качественно отличаются от процессов интернационализации, поскольку охватывают не только географическое расширение экономической деятельности за пределами государственных границ, но и, что еще важнее, функциональную интеграцию подобной деятельности, распространенной во всем мире.