Раздел 4. Оперативный маркетинг
Тема 5. Товар в системе маркетинга
Комплекс маркетинга: товар, цена, распределение, продвижение. Понятие товара. Общая характеристика товара. Три уровня товара. Качество товара с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. Уровни понятия «качество». Конкурентоспособность товара и методы ее оценки.
Понятие жизненного цикла товара (ЖЦТ). Стратегия маркетинга на разных этапах ЖЦТ. Способы продления ЖЦТ. Особые случаи.
Понятие товарного ассортимента, его характеристика. Принципы формирования и планирования ассортимента.
Понятие нового товара. Этапы разработки нового товара. Основные неудачи новых товаров при введении их на рынок.
Товарный знак, его роль в формировании товарной политики фирмы. Требования к упаковке и маркировке товара. Фирменный стиль, его элементы.
Тема 6. Формирование цены продажи
Назначение цены в маркетинге. Факторы ценообразования и их характеристика. Методы ценообразования. Соотношение цена/качество.
Основные стратегии ценообразования (стратегия высоких цен, стратегия низких цен, стратегия ценового лидера, стратегия рыночных цен), условия их применения. Возможности изменения цен на разных этапах ЖЦТ.
Тема 7. Каналы распределения и товародвижения
Роль системы распределения в комплексе маркетинга. Каналы распределения, их уровни и оптимизация их выбора. Роль запаса в системе товародвижения, виды запасов.
Посредники, их виды и роль в доведении товаров до потребителя. Оптовая и розничная торговля. Прогрессивные формы торговли.
Тема 8. Маркетинговые коммуникации
Комплекс маркетинговых коммуникаций: реклама, паблик рилейшнз, ярмарки и выставки, личные продажи, стимулирование сбыта.
Реклама, ее понятие. Виды и цели рекламы. Основные задачи рекламы. Средства рекламы, их преимущества и недостатки. Принципы и методы рекламной деятельности.
Паблик рилейшнз – связи с общественностью. Определения, функции, цели и задачи. Виды деятельности по формированию общественного мнения.
Цели и задачи, организация. Международные ярмарки образцов, специализированные салоны и выставки. Национальные специализированные выставки. Выставки-продажи.
Стимулирование сбыта и продаж, понятие. Стимулирование посредников и конечных потребителей. Формы и методы стимулирования, особенности их применения.
Личные продажи, понятие. Поиск покупателя и формы работы с ним. Управление процессом продаж.
Раздел 5. Организация и планирование маркетинга
Тема 9. Планирование в маркетинге
Управление маркетингом. Система маркетинговых планов. Стратегическое и оперативное планирование. Финансы и контроль маркетинга. Показатели контроля маркетинга. Место плана маркетинга в системе планов предприятия. Сферы применения маркетинга.
Положение о службе маркетинга. Организационные структуры предприятий: функциональная, товарно-функциональная, товарно-рыночная, матричная и т.д. Их преимущества и недостатки.
Эффективный обмен как критерий оценки реальных потребностей общества и возможностей фактического потребления. Этический маркетинг. Маркетинг и экология. Маркетинг и защита прав.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Для проведения занятий студенты распределяются на группы по 2-3 человека и выбирают предприятие, на базе которого будут выполняться все задания. В ходе выполнения заданий студенты оформляют «творческий портфель студента». Так же при освоении отдельных тем предусмотрена работа с кейсами (разбор конкретных ситуаций) и подготовка рефератов.
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Понятие маркетинга
Вопросы к теме
1. Роль и значение маркетинга в деятельности предприятий.
2. Понятие маркетинга. Основные определения маркетинга.
3. Эволюция развития маркетинга. Концепции маркетинга.
4. Системный подход в определении сущности маркетинга. Принципы и функции маркетинга.
5. Нужда, потребность, спрос, товар, рынок. Особенности составляющих исходных понятий маркетинга. Теории человеческих потребностей.
6. Классификация маркетинга в зависимости от вида товара.
7. Маркетинг потребительских товаров.
8. Маркетинг товаров производственно-технического назначения.
9. Маркетинг услуг.
10. Классификация маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке.
Подготовка к занятию
1. Подобрать примеры эволюции концепции маркетинга.
2. Подобрать примеры различных типов маркетинга и подготовить обоснование выбора
3. Оформить выполненное задание в «творческом портфеле студента».
4. Провести разбор конкретной ситуации на примере кейс-стади «Сладкая вертикаль», приведённый на стр. 19-26 в учебном пособии (Габинская О.С., Дмитриева Н.В. Актуальные вопросы товароведения: маркетинг продовольственных товаров: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 248 с.)
Тематика рефератов
1. Эволюция содержания основных концепций маркетинга.
2. Принципы маркетинга, характеристика функций маркетинга на предприятии.
3. Характеристики концепции маркетинга.
ЗАНЯТИЕ № 2