Установление цен на основании оценок спроса
При данном методе ценообразования в основе решения о цене лежит мнение о продукте потребителя (через спрос), которого не очень волнует уровень издержек конкурирующих фирм.
Оценка спроса, а именно установление соотношения между ценами и объемом потребительского спроса, может быть проведена с помощью:
- опросов;
- оценки чувствительности к ценам;
- экспериментов;
- анализа исторических данных.
Метод ценообразования на основе воспринимаемой ценности товара
В идеальном случае при покупке товара потребитель сопоставляет его цену и полезность, которую получает в обмен на потраченные деньги. Это сравнение формирует мнение потребителя о том, является ли продукт дорогим, дешевым, соответствует ли запрашиваемой цене, то есть в конечном итоге влияет на решение о покупке. Таким образом, концепция воспринимаемой ценности товара может быть использована при определении продажной цены.
Пример:
Среди любителей фитнеса был проведен опрос с целью оценить существующие фитнес-клубы по множеству факторов: месторасположению, сервису, чистоте, атмосфере и т.п. Результаты опроса потребителей услуг и цены годового абонемента представлены в таблице:
Название фитнес-клуба | Цена годового абонемента в тыс. руб. | Суммарная оценка клуба потребителями в баллах |
Олимпиец | ||
Тушкан | ||
Планета Здоровья |
На основании данных таблицы мы можем прийти к следующим заключениям:
- по оценке потребителей, цена годового абонемента клуба «Олимпиец» относительно цены годового абонемента клуба «Тушкан» высока; исходя из оценок цена по соотношению «цена-качество» в клубе «Олимпиец» должна быть меньше (40 баллов / 60 баллов * 15 тыс. руб. = 10 тыс. руб.);
- потребителям, которые оценили клуб «Тушкан» в 60 баллов, цена абонемента в «Планету Здоровья» может казаться относительно низкой, приемлемая цена для «Планеты Здоровья» исходя из воспринимаемой ценности будет 98 баллов / 60 баллов * 15 тыс. руб.= 24,499 тыс. руб.
На основании подобного анализа можно делать заключения о конкурентоспособности цены, использовать данные анализа в рекламных целях и при убеждении клиентов. При неблагоприятных оценках существующей цены есть различные варианты реакции: изменение качества услуг / товаров, снижения или повышения их цены, изменение оценок потребителя.
Анализ безубыточности
Анализ безубыточности проводится некоторыми фирмами для ценообразования. Алгоритм ценообразования в этом случае выглядит следующим образом:
- на основе данных о постоянных и переменных издержках строится линия (определяется функция) совокупных издержек;
- на основании предполагаемой цены и объема продаж строится линия (определяется функция) прибыли;
- определяется точка безубыточности (из условия равенства прибыли и совокупных издержек) и объем продаж для этой точки;
- проводится анализ, сможет ли фирма при предполагаемой цене обеспечить требуемый объем продаж для точки безубыточности.
Анализ безубыточности базируется на ряде упрощающих предположений о линейном характере функции прибыли, пропорциональном росте переменных и фиксированных постоянных издержках. Указанные недостатки метода можно устранить, но построение реальных функций прибыли и издержек на практике достаточно трудно. Реально метод не определяет продажную цену (она задается заранее), но позволяет обеспечить маркетинго-ориентированную постановку вопросов при ценообразовании (может ли объем продаж превысить точку безубыточности при заданных ценах, и т.п.).
Метод постоянного уровня прибыли
В основе метода лежит установление заданного (желательного) уровня прибыли (может устанавливаться, например, акционерами как проценты на инвестированный капитал). Алгоритм определения цены выглядит следующим образом:
- для разных уровней объемов продаж определяются переменные и постоянные издержки;
- определяется (задается) объем прибыли;
- для каждого уровня объема продаж определяются суммарные издержки + прибыль;
- путем деления последнего показателя на объем продаж определяется желательная выручка от продажи единицы продукции (то есть цена);
- выбирается наиболее реалистичная цена исходя из рыночной ситуации, стратегии фирмы в области ценообразования и т.п.
Указанный метод может быть применен не как метод практического определения цены, а как средство, помогающее ее определить, и может использоваться при составлении прайс-листов фирм.
Кейс
ОАО «Связьсервис» является старейшей в регионе компанией, производящей монтаж, наладку и ремонт станций передачи радиосигналов всех типов и стандартов связи. В настоящее время в фирме работают лучшие специалисты, обладающие огромным практическим опытом и недавно прошедшие курсы обучения и стажировки в компаниях - ведущих современных производителях телекоммуникационного оборудования. Фирма - постоянный участник и победитель тендеров по монтажу, наладке, пуску в эксплуатацию сложного телекоммуникационного оборудования различных видов.
Фирма по заявке одного из национальных операторов мобильной связи представила смету на выполнение работ по монтажу 10 базовых приемо-передающих станций в течение одного месяца в одном из районов области. Стоимость услуг «Связьсервиса» согласно смете составляет 2 529 тыс. руб.
По результатам предложения по инициативе оператора связи в лице генерального директора по Поволжскому региону Березина состоялась встреча с директором «Связьсервиса» Щербининым, выдержки из стенограммы которой приводятся ниже:
«…
Березин: Я благодарен за ваш быстрый и профессионально подготовленный ответ на наш запрос по поводу монтажа 10 базовых станций. Однако ваше предложение оказалось дороже, чем предложение от московской компании «СтарКом» (2 488 тыс. руб.) и турецкой «ТуркЛайн» (2 471 тыс. руб.).
Щербинин: В нашем предложении указаны все аспекты предлагаемых нами услуг: сроки, производство монтажных и наладочных работ только рабочими, имеющими соответствующие сертификаты и допуски к настройке оборудования от зарубежных фирм-производителей, выполнение всех работ только по международным стандартам, гарантии на выполненные работы в течение четырех лет, сервисное обслуживание и ежемесячный контроль параметров работы оборудования на протяжении гарантийного срока, последующее консультирование вашего персонала по тонкостям работы оборудования в процессе эксплуатации и т.п. Из-за предлагаемого нами качества, объема гарантийного и сервисного обслуживания, опыта и репутации мы никогда не вступаем в торг с заказчиками, а придерживаемся своей ценовой стратегии. К тому же мы для вашей компании уже производили подобные работы в Краснодарском крае – все были довольны и качеством, и ценой.
Березин: Все упомянутые мною компании тоже берутся выполнить работы в кратчайшие сроки и тоже декларируют высокое их качество.
Щербинин: Я не буду говорить ничего плохого об этих компаниях. Но подумайте о другом: они находятся достаточно далеко. Если впоследствии возникнут какие-нибудь проблемы с работой оборудования, эти компании никогда не смогут их решить так, как это сделаем мы, – в течение трех часов. К тому же мы знаем специфику работы и настройки такого оборудования именно для наших региональных условий (температура, скорость и направление ветра), имеем точные данные об особенностях ландшафта и т.п.
Березин: Я об этом знаю. По этим причинам цена и не должна быть такой низкой, как у них. Но, например, «СтарКом» - надежная и известная компания. К тому же там понимают, что в течение года мы будем монтировать не менее 120 таких станций в этом регионе. Так что это скорее вопрос вашего отношения к возможности получения будущих заказов, чем какая-то скидка с предложенной вами цены. Окончательное решение будет принято нами в течение пяти дней.
…»
При обдумывании сложившейся ситуации мнения в фирме «Связьсервис» разделились: уменьшить цену контракта на монтаж 10 станций до
2 499 тыс. руб. или оставаться верными своим принципам жесткой ценовой политики, то есть не уступать от рассчитанной по собственным методикам цены.
В качестве аргументов за вариант со снижением цены звучали следующие:
- при снижении цены фирма наверняка получит заказ на монтаж 120 станций в течение года, то есть, принеся в жертву небольшую часть прибыли от этого маленького заказа, обеспечит себя заказами на целый год вперед. Здесь нужно учитывать эффект экономии издержек на масштабах;
- представляется, что в настоящее время вопрос цены для оператора связи более значим, чем вопрос качества.
В качестве возражений были выдвинуты следующие тезисы:
- при уменьшении цены для поддержания определенного акционерами уровня рентабельности фирма вынуждена будет снизить уровень качества оказываемых услуг, сервиса, оплаты работы персонала и т.п., что противоречит ее принципам и может повредить имиджу и репутации «Связьсервиса»;
- не существует подтвержденных документально соглашений о гарантированном получении контракта на монтаж 120 станций в будущем, и нельзя принимать решение о специальных скидках только на основании устных намеков о предполагаемых дальнейших контрактах;
- принципы ценообразования, используемые годами, не могут пересматриваться по желанию даже очень важного клиента.
В результате анализа ситуации и изучения известных стратегий были разработаны две альтернативы, которые отвечают в некоторой степени пожеланиям заказчика, но не входят в конфликт с установленными правилами «Связьсервиса».
Вопросы для обсуждения:
1. Какую стратегию конкуренции проводит фирма «Связьсервис»?
2. Какую стратегию гибкости цен использует эта фирма?
3. Приведите все возможные аргументы в пользу того, чтобы не снижать цену.
4. Приведите все возможные аргументы в пользу снижения цены в соответствии с пожеланиями заказчика.
5. Назовите две возможные альтернативы, которые были разработаны.
6. Выскажите свое мнение о варианте выхода из сложившейся ситуации. Какие еще данные необходимы для принятия окончательного решения?
3. Таблица вариантов и условия задач для
контрольной работы студентов
№ студента по списку группы | Задача № | |||
1 Вариант А | 4 Вариант Б | 5 Вариант В | 8 Вариант Г | |
1 Вариант Б | 4 Вариант В | 5 Вариант Г | 8 Вариант Д | |
1 Вариант В | 4 Вариант Г | 5 Вариант Д | 8 Вариант А | |
1 Вариант Г | 4 Вариант Д | 5 Вариант А | 8 Вариант Б | |
1 Вариант Д | 4 Вариант В | 5 Вариант Б | 8 Вариант В | |
2 Вариант Д | 7 Вариант Г | 1 Вариант Б | 8 Вариант А | |
2 Вариант А | 7 Вариант Д | 1 Вариант В | 8 Вариант Б | |
2 Вариант Б | 7 Вариант А | 1 Вариант Г | 8 Вариант В | |
2 Вариант В | 7 Вариант Б | 1 Вариант Д | 8 Вариант Г | |
2 Вариант Г | 7 Вариант В | 1 Вариант А | 8 Вариант Д | |
3 Вариант Б | 8 Вариант А | 2 Вариант В | 7 Вариант Б | |
3 Вариант В | 8 Вариант Б | 2 Вариант Г | 7 Вариант А | |
3 Вариант Г | 8 Вариант В | 2 Вариант Д | 7 Вариант В | |
3 Вариант Д | 8 Вариант Г | 2 Вариант А | 7 Вариант Д | |
3 Вариант А | 8 Вариант Д | 2 Вариант Б | 7 Вариант Г | |
5 Вариант А | 3 Вариант Г | 4 Вариант Д | 6 Вариант А | |
5 Вариант Б | 3 Вариант А | 4 Вариант В | 6 Вариант Б | |
5 Вариант В | 3 Вариант Б | 4 Вариант А | 6 Вариант В | |
5 Вариант Г | 3 Вариант В | 4 Вариант Г | 6 Вариант Г | |
5 Вариант Д | 3 Вариант Д | 4 Вариант Д | 6 Вариант Д | |
6 Вариант А | 7 Вариант Д | 4 Вариант Б | 3 Вариант Д | |
6 Вариант В | 7 Вариант Б | 4 Вариант Б | 3 Вариант Г | |
6 Вариант Б | 7 Вариант В | 4 Вариант В | 3 Вариант В | |
6 Вариант Г | 7 Вариант Г | 4 Вариант Г | 3 Вариант Б | |
6 Вариант Д | 7 Вариант А | 4 Вариант Д | 3 Вариант А |
Задача №1
Компания располагает следующей информацией:
Показатели деятельности | Вар. А | Вар. Б | Вар. В | Вар. Г | Вар. Д |
Ожидаемый объем продаж, шт. | |||||
Постоянные издержки компании, тыс. руб. | |||||
Переменные издержки на одно изделие, руб. | |||||
Установившаяся норма прибыли по отношению к издержкам, % | |||||
Желательный объем прибыли не менее, тыс. руб. |
1) Рассчитайте продажную цену изделия по методу «издержки+прибыль».
2) Рассчитайте продажную цену изделия по методу «получение целевой нормы прибыли».
3) Объясните различие полученных результатов. Какую бы цену
(из двух предложенных) предпочли бы вы? Объясните ответ.
Задача №2
Для определения возможной продажной цены нового мотоцикла китайская компания-производитель решила исследовать «воспринимаемую ценность» на одном из сегментов рынка и с этой целью в результате проведенного исследования получила следующие данные (оценки в баллах):
Модель мотоцикла Критерии оценки | «Волк» (Ижевск) | «Харлей» (США) | Новая модель (Китай) |
1. Дизайн | |||
2. Экономичность | |||
3. Надежность | |||
4. Экологичность |
Цена в настоящее время, руб.:
Модель мотоцикла | Вар. А | Вар. Б | Вар. В | Вар. Г | Вар. Д |
«Волк» (Ижевск) | |||||
«Харлей» |
1) Предложите для нового мотоцикла цену, при которой его привлекательность будет такая же, как и у «Харлея».
2) Предложите для нового мотоцикла цену, при которой его привлекательность будет такая же, как и у «Волка».
Задача №3
Компания планирует представить заявку на участие в тендере на строительство объекта заказчика. Общие издержки на выполнение контракта оцениваются в 1 млн руб. Компания рассматривает следующие варианты предложения цены для тендера: 1 060 тыс. руб., 1 100 тыс. руб., 1 140 тыс. руб., 1 200 тыс. руб. По оценке экспертов, вероятности получения контракта
(победы в тендере, %) выглядят следующим образом:
Варианты цены | Вар. А | Вар. Б | Вар. В | Вар. Г | Вар. Д |
1 цена | |||||
2 цена | |||||
3 цена | |||||
4 цена |
Определите наилучшую запрашиваемую цену контракта по критерию максимальной ожидаемой теоретической прибыли.
Задача №4
Потребители дают следующие оценки качества печенья в баллах:
Критерии оценки | «Юбилейное» | «Луна» | «Сластена» |
Вкус | |||
Дизайн упаковки | |||
Дизайн печенья | |||
Срок хранения |
Цена печенья, руб./кг.:
Марка печенья | Вар. А | Вар. Б | Вар. В | Вар. Г | Вар. Д |
«Юбилейное» | |||||
«Луна» |
1) Предложите цену, при которой цена печенья «Сластена» по критерию воспринимаемой ценности будет такая же, как и «Юбилейного».
2) Предложите цену, при которой цена печенья «Сластена» по критерию воспринимаемой ценности будет такая же, как и «Луны».
Задача №5
Менеджер по маркетингу на основании расчетов, опросов экспертов и т.п. получил следующую таблицу с данными:
Ожидаемая прибыль при отсутствии активности конкурентов, млн руб. | Цена розничная за единицу продукции, руб. | Ожидаемая прибыль при активности конкурентов, млн руб. | Вероятность отсутствия активности конкурентов, % | ||||
Вар. А | Вар. Б | Вар. В | Вар. Г | Вар. Д | |||
Исходя из целей максимизации ожидаемой прибыли, определите цену за единицу продукции, которую следует установить менеджеру.
Задача №6
Объявлен тендер на ремонт 5-го корпуса СГАУ. Строительная фирма рассматривает варианты установления цены контракта. С учетом информации об объемах выделенных средств, оценках стоимости ремонта руководством СГАУ в строительной фирме была составлена следующая таблица:
Запрашиваемая стоимость работ, руб. | Вероятность получения контракта, % | ||||
Вар. А | Вар. Б | Вар. В | Вар. Г | Вар. Д | |
2 450 000 | |||||
2 550 000 | |||||
2 600 000 | |||||
2 650 000 | |||||
2 750 000 |
Реальная себестоимость работ составляет 2 390 000 руб. Определите оптимальную цену, которую следует запросить строительной фирме, исходя из критерия максимальной ожидаемой прибыли.
Задача №7
Производитель джинсов при выходе на новый географический сегмент рынка столкнулся с ситуацией, когда на рынке уже присутствует ряд конкурентов. Сложившаяся цена на джинсы на данном сегменте составляет
1 200 руб. Производитель джинсов располагает следующими данными:
- стоимость материала - 200 руб. /м2. На пошив одних джинсов требуется 2,5 м2 материала;
- швея получает 120 руб. за пошив одних джинсов;
- прочие переменные издержки составляют 30 руб. /экз.
Производитель в соответствии с действующей системой налогообложения вынужден будет заплатить 10% с оборота в качестве налога на доходы. Производитель планирует привлечь в качестве агента по продаже известную торговую сеть, комиссионное вознаграждение которой составит (процентов от продажной цены):
Вар. А | Вар. Б | Вар. В | Вар. Г | Вар. Д |
24,5 | 25,5 |
Производитель придерживается стратегии установления цен на основе следования за рыночной тенденцией.
А) Методом обратного ценообразования определите, может ли сложившаяся на рынке цена обеспечить производителю приемлемый уровень доходности в 150 руб. с одних джинсов?
Б) Рассчитайте приемлемый для производителя размер комиссионного вознаграждения агента для достижения указанного приемлемого уровня доходности.
Задача №8
Имеются следующие данные о переменных и постоянных издержках на производство насосов:
Издержки
Линия совокупных издержек
12 040 тыс. руб.
Линия постоянных издержек
8 000 тыс. руб.
Объем продаж
20 шт.
Исходя из нормы дохода на вложенный капитал поставлена цель получить постоянный объем прибыли в размере (тыс. руб.):
Вар. А | Вар. Б | Вар. В | Вар. Г | Вар. Д |
1 200 | 1 250 | 1 300 | 1 220 | 1 400 |
А) Используя метод постоянного уровня прибыли, составьте таблицу для планируемых годовых объемов продаж 32, 44, 58 и 62 насосов и соответствующие этим объемам цены насосов.
Б) Приведите свои аргументы относительно возможности / невозможности использования данного метода как метода ценообразования на практике.
Список рекомендуемой литературы
1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практика. М.: «КноРус», 2005.
2. Григорьев М.Н. Маркетинг. М.: «Гардарики», 2006.
3. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга. М.: «Вильямс», 2000.
4. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.
2-е европейское изд. СПб.: «Вильямс», 2004. 944 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб.: «Питер», 2005. 464 с.
Учебное издание