Тематика практических занятий по дисциплине
«Конкурентоспособность предприятия (фирмы)»
Занятие 1. Основы теории конкуренции (2 часа)
Цель: изучить понятие конкурентоспособности, виды и методы конкуренции, модель конкуренции М. Портера, факторы интенсивности.
Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие конкуренции и ее роль в рыночной экономике.
2.Модель конкуренции М. Портера.
3. Виды и методы конкуренции.
4.Создание конкурентной среды.
5.Понятие конкурентоспособности товаров.
6.Какие фирмы могут считаться конкурентами.
Задание
Используя предложенную литературу подготовте реферат по одной из предложенных выше вопросов.
Литература
1. Конкурентоспособность предприятий и формирование устойчивого развития национальной экономики. Под ред. А.А. Быкова и М.И. Ноздрина-Плотницкого Мн. Мисанта, 2008.
2. Лифитц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М., Юрайт М, 2001
3. Немогай Н.В. Конкурентоспособность предприятия. УМК: учеб. пособие. Гомель: ЦНИР, 2009 – 259 с.
4. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках .М.: 2005г.
Занятие 2. Конкурентоспособность и конкурентные стратегии предприятия (фирмы) (2 часа)
Цель: изучить понятие конкурентоспособности и особенностей конкурентной стратегии предприятия
Вопросы для рассмотрения
1.Понятие и источники конкурентного преимущества.
2.Формирование, поддержание и утрата конкурентного преимущества. Виды конкурентных преимуществ.
3. Цепочка создания ценности для потребителя.
4.Понятие конкурентной стратегии фирмы. Основные виды конкурентных стратегий фирмы, их классификация.
Задание
Используя предложенную литературу подготовте реферат по одной из предложенных выше вопросов.
Литература
1.Конкурентоспособность предприятий и формирование устойчивого развития национальной экономики. Под ред. А.А. Быкова и М.И. Ноздрина-Плотницкого Мн. Мисанта, 2008.
2.Лифитц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М., Юрайт М, 2001
3.Немогай Н.В. Конкурентоспособность предприятия. УМК: учеб. пособие. Гомель: ЦНИР, 2009 – 259 с.
4.Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках .М.: 2005г.
Занятие 3. Базовые конкурентные стратегии.
Цель: изучить базовые конкурентные стратегии.
Вопросы для рассмотрения
1.Общая характеристика базовых стратегий.
2.Конкурентная стратегия типа «виолент».
3.Конкурентная стратегия типа «патиент».
4.Конкурентная стратегия типа «коммутант».
5.Конкурентная стратегия типа «эксплерент».
Задание
Используя предложенную литературу подготовте реферат по одной из предложенных выше вопросов.
Литература
1. Конкурентоспособность предприятий и формирование устойчивого развития национальной экономики. Под ред. А.А. Быкова и М.И. Ноздрина-Плотницкого Мн. Мисанта, 2008.
2. Лифитц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М., Юрайт М, 2001
3. Немогай Н.В. Конкурентоспособность предприятия. УМК: учеб. пособие. Гомель: ЦНИР, 2009 – 259 с.
4. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках .М.: 2005г.
Занятие 4. Стратегия дифференциации продукции (2 часа)
Цель: изучить стратегию дифференциации продукции
Вопросы для рассмотрения
1. Условия, преимущества и недостатки стратегии дифференциации продукции.
2. Формирование конкурентного преимущества на основе дифференциации.
Задание
Используя предложенную литературу подготовте реферат по одной из предложенных выше вопросов.
Литература
1. Конкурентоспособность предприятий и формирование устойчивого развития национальной экономики. Под ред. А.А. Быкова и М.И. Ноздрина-Плотницкого Мн. Мисанта, 2008.
2. Лифитц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М., Юрайт М, 2001
3. Немогай Н.В. Конкурентоспособность предприятия. УМК: учеб. пособие. Гомель: ЦНИР, 2009 – 259 с.
4. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках .М.: 2005г.
Занятие 5. Стратегия радикальных инноваций (2 часа)
Цель: изучить стратегию радикальных инноваций
Вопросы для рассмотрения
1.Радикальные инновации и их отличия от улучшающих инноваций. 2.Мотивация и конкурентные преимущества радикальных инноваций. 3.Эволюция инновационного бизнеса.
Задание
Используя предложенную литературу подготовте реферат по одной из предложенных выше вопросов.
Литература
1. Конкурентоспособность предприятий и формирование устойчивого развития национальной экономики. Под ред. А.А. Быкова и М.И. Ноздрина-Плотницкого Мн. Мисанта, 2008.
2. Лифитц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М., Юрайт М, 2001
3. Немогай Н.В. Конкурентоспособность предприятия. УМК: учеб. пособие. Гомель: ЦНИР, 2009 – 259 с.
4. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках .М.: 2005г.
Занятие 6. Международная конкурентоспособность фирмы (2 часа)
Цель: изучить международную конкурентоспособность фирмы
Вопросы для рассмотрения
1.Причины и формы международной конкуренции.
2.Международное разделение труда и выбор отраслей и стратегий для международного бизнеса.
3.Формирование и поддержание международного конкурентного преимущества. Кластеры.
Задание
Используя предложенную литературу подготовте реферат по одной из предложенных выше вопросов.
Литература
1. Конкурентоспособность предприятий и формирование устойчивого развития национальной экономики. Под ред. А.А. Быкова и М.И. Ноздрина-Плотницкого Мн. Мисанта, 2008.
2. Лифитц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М., Юрайт М, 2001
3. Немогай Н.В. Конкурентоспособность предприятия. УМК: учеб. пособие. Гомель: ЦНИР, 2009 – 259 с.
4. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках .М.: 2005г.
Занятие 7. Пути и методы обеспечения конкурентных преимуществ (2 часа)
Цель: изучить пути и методы обеспечения конкурентных преимуществ
Вопросы для рассмотрения
1.Ключевые факторы успеха – методы выявления и использования. 2.Эффективность использования ресурсов – основа реализации конкурентного преимущества.
3.Развитие партнёрства как элемент предпринимательского успеха.
4. Виды возможных ценовых стратегий, условия их применения.
Задание
Используя предложенную литературу подготовте реферат по одной из предложенных выше вопросов.
Литература
1. Конкурентоспособность предприятий и формирование устойчивого развития национальной экономики. Под ред. А.А. Быкова и М.И. Ноздрина-Плотницкого Мн. Мисанта, 2008.
2. Лифитц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М., Юрайт М, 2001
3. Немогай Н.В. Конкурентоспособность предприятия. УМК: учеб. пособие. Гомель: ЦНИР, 2009 – 259 с.
4. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках .М.: 2005г.