Организация маркетинга
4. В какой степени высшее руководство контролирует и координирует деятельность по основным направлениям маркетинга?
0: деятельность не контролируется, и возникают конфликты между различными направлениями маркетинга;
1: в ограниченной степени, уровень контроля и координации является в основном неудовлетворительным;
2: в большой степени; в результате различные функциональные области хорошо работают вместе.
5. Какова связь управления маркетинга с управлением финансами, производством, НИОКР, кадрами?
0: слабая, с частыми жалобами на то, что маркетинг нереалистичен в своих требованиях;
1: удовлетворительная, хотя существует ощущение, что каждый отдел действует, в первую очередь, в своих собственных интересах;
2: очень хорошая; отделы хорошо работают вместе в интересах компании как единого целого.
6. Как организован процесс развития нового продукта?
О: плохо:
1: формально этот процесс существует, но не отлажен достаточно хорошо;
2: процесс хорошо структурирован, профессионально управляется и дает хорошие результаты.
Информационное обеспечение
7. Как часто компания проводит исследование рынка, изучает заказчиков, каналы сбыта и конкурентов?
0: редко;
1: от случая к случаю;
2: регулярно, на основе структурного подхода.
8. В какой степени руководство осведомлено о потенциале и прибыльности различных рыночных сегментов?
0: совсем не осведомлено;
1: в некоторой степени;
2: очень хорошо.
9. Проводится ли анализ эффективности издержек для различных уровней и типов затрат маркетинга?
0: нет;
1: анализ частичный, нерегулярный;
2: достаточно подробный анализ.
Стратегическая перспектива
10. Насколько формализован процесс планирования маркетинга?
0: планирование маркетинга не формализовано;
1: разрабатывается ежегодный план по маркетингу;
2: компания разрабатывает подробный ежегодный план по маркетингу, а также долгосрочный план, который ежегодно корректируется.
11. Насколько хорошо разработана текущая стратегия маркетинга?
0: текущая стратегия неясна;
1: текущая стратегия ясна, но во многом является продолжением предыдущей стратегии;
2: текущая стратегия ясна, хорошо аргументирована и разработана.
12. В какой степени при планировании учитывается элемент случайности?
0: совсем не учитывается;
1: отчасти учитывается при разработке плана, но отсутствует в формальном плане;
2: делаются серьезные усилия определить наиболее важные случайные факторы, и по ним составляются соответствующие планы.
Операционная эффективность
13. Насколько хорошо высшее руководство анализирует выполнение плана маркетинга?
0: плохо;
1: относительно хорошо;
2: максимально успешно.
14. Насколько согласовано управление маркетингом с имеющимися ресурсами?
0: не согласовано; ресурсная база неадекватна постав ленным целям;
1: в ограниченной степени; имеющиеся ресурсы адекватны, но редко используются оптимальным образом;
2: имеющиеся ресурсы адекватны и используются максимально эффективно.
15. Насколько быстро и эффективно управление реагирует на неожиданное изменение рыночной ситуации?
0: плохо; используется устаревшая информация о рынке, и управление медленно реагирует на нее;
1: в ограниченной степени; информация о рынке вполне своевременна, но управление реагирует на нее не всегда достаточно быстро;
2: существует высокоэффективная информационная система, и управление реагирует быстро и эффективно.
Мера эффективности маркетинга оценивается по следующей шкале:
от 0 до 5 — маркетинг отсутствует;
от 6 до 10 — маркетинг слабый;
от 11 до 15 — маркетинг не плохой;
от 16 до 20 — маркетинг хороший;
от 21 до 25 маркетинг очень хороший;
от 26 до З0 — маркетинг превосходный.
При подробном аудите маркетинга с помощью опросных листов выполняется оценка следующих основных факторов [6].
Полный аудит маркетинга
Аудит окружения маркетинга
Макроокружение (политическое, законодательное, налоговое)
1. Какие изменения, способные повлиять на стратегию и тактику маркетинга, могут произойти во внутреннем и международном законодательстве?
2. Действия каких административных органов (местных, национальных, международных) должны отслеживаться при выработке стратегии и тактики маркетинга?
3. Какие изменения, способные повлиять на планирование маркетинга, могут произойти в законодательстве по вопросам безопасности товара, доступности товара, маркировки, упаковки, контроля рекламы и ценообразования, контроля за загрязнением окружающей среды, а также трудовом законодательстве?
4. Какие изменения могут произойти в прямом и непрямом налогообложении?
5. Как изменится уровень политического риска — повысится или понизится?
6. Как будут развиваться связи с другими странами, регионами, торговыми блоками и какое воздействие они могут оказать на маркетинг?
7. Какие изменения могут произойти в профсоюзной практике в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе?
8. Какие изменения возможны в политике национализации или приватизации?