Гл. 9. Региональный маркетинг
1. Цели и сущность Р.М. | 5. Региональный маркетинг как инструмент |
2. Принципы Р.М. | 6. Направления развития регионального маркетинга |
3. Концепция Р.М. | 7. Разработка стратегии продвижения региональной продукции |
4. Регионы |
1. Есть 2 направления соц/эк развития общества: глобализация и регионализация.
Региональный маркетинг – новая тема и еще слабо разработанная. Сущность его: он является действенным инструментом предпринимательства, учитывающий при принятии хоз решений, потребностей, составление единого спроса, конъюнктуру рынка региона, х-р межрегиональных связей, а также создающий условия для адаптации прав к требованиям рынка.
Все регионы различны: по природно-климатическим, экономическим и социальным условиям. Главные функции регионального маркетинга- изучение особенностей рынка региона, его потенциала.
Региональный маркетинг- это ориентированная на управление концепция по развитию регионов.
Региональный маркетинг- определяет образ мышление и действия руководителей по удовлетворению потребностей населения регионов.
Главная цель- ориентация и компетентность в регионе.
2. Главная цель регионального маркетинга
_ Обеспечение прибыльности коммерческой деятельности региона по использованию его ресурсов;
_ Создание условий для завоевания рынков вне регионов;
_ Прогнозирование рыночной ситуации на 10 лет вперед;
_ Повышение эффективности в производимых товаров и услуг;
В классическом стиле делятся на классические и предпринимательские.
_Интегрирующая и организационная (расширение производства, охрана окруж. среды);
_Интегрирующая и конструктивная (инновации);
_ Координирующая, управляющая и контролирующая;
_ Информативная и коммуникационная (сбор и обработка информации)
3. Сдерживание маркетинга
Коммунальный маркетинг; городской и внутригородской; маркетинг по месту происхождению продукции.
2. ПРИНЦИПЫ Р.М. (экологические)
1.Нацеленность на конечный результат (эффективность прибыли) расширение рынка;
2.Ориентация на долговременные результаты рынка с/х продуктов – это покупатели>конкуренты.
3.Применение тактики и стратегии адаптации производства к требованию потребителей (реклама).
Р.М. разрешает противоречие между отраслевым и региональным подходом ( макро и микро уровни)
Р.М. выявляет спрос в регионе, находит источники финансирования
Р.М. охватывает деятельность всех структур ( предприятие – объединения, отрасль, схема уровни макро, мезо (р.м.) и микро ( предприятие).
V. Региональный маркетинг, как инструмент.
1.Комплексный переход в региональном маркетинге предполагает создание единой
Региональной марки для с/х, перерабатывающих и др. продуктов и товаров. Это позволяет выделить следующие направления:
1. .Выбор и производство продуктов, на которые есть спрос (молоко)
2. Обеспечение их глубокой переработки
3. Увеличивается добавочная стоимость
4. Создаются дополнительные рабочие места в данном регионе.
5. Улучшаются условия сбыта пищевых продуктов
Но для этого надо:
1. обеспечить хоз-ву расширение
2. создать спец. Региональную карту товара
3. инновац. предприятия для улучшения сбыта товаров и услуг.
2 .Марочные товары Ф/б отличаются от др. однородных товаров.
Потребитель знает Adidas – качественный товар
Но возрастает стоимость этого товара (футбол в России)
Они д/б дистанцированны от др. продуктов - цветы.
Низкое содержание вредных вещ-в в сигаретах и др.
3.При разработке и развитии марки региона рассматриваются 4гл. поля действия:
А. Рынок – имитирует болезни (Бешенство коров) откуда товар.
Б. Предпринимательская инициатива .
В. Философия действия
С. Партнерские контакты
Знаки выполняют 3 функции:
1) Информацию – откуда товар
2) Доверительную функцию - экономически чистый продукт.
3) Реклама – зубная паста
Знак качества (высший стандарт Тойота Япония).
Инструмент маркетинговой политики
Имидж продукта – высший стандарт ( Япония Тоста).
6) Направления развития регионального маркетинга в сельской местности
Региональный маркетинг формирует небольшой, но важный сегмент спроса. Германия- доля прямого сбыта = 4-5 % от затрат населения на продукт питания (прямые связи 1/5, косвенные)
Прямой сбыт может выступать в след. формах
+3 типа рынка
Основные условия рынка
Целевая группа потребителя
Удаленность потребителя от рынка
I-IV
Компоненты спаситель рынка - продукт высшего качества только экологически чистая продукция.
Разработка стратегии продвижении регионального продукта.
1) Региональность
2) Экологичность
Сочетания первого и второго
Объекты исследования при Р.М.
- конъюнктура на региональном рынке
- конкуренция
- стратегия Р.М.
- тактика Р.М.
Маркетинговая деятельность в регионе включает 4 основных элемента:
- определение вида маркетинговой деятельности (анализ товаров, мотивация покупателей)
- установление целей для удовлетворения потребностей покупателей
- оперативная работа в рамках регионального маркетинга
-контроль- цен и издержек.
3. Концепция регионального маркетинга. Н.Р.О.> развитие (окраины Кавказа)
1. Глобализация- характерная черта конца XX века, но есть и противодействие ей, активизируются региональные особенности, этнические, традиционные меры (хотя гл.. тенденция, подъем международных контактов)
Влияет точность населения в регионе, половой состав, возраст, религия, уровень образования и воспитание (охрана окр.среды< сырье, мировые скандалы по продукции (отправление, управление качеством)
ЕС-примерить конфликт фрации< с/х, испания, греция загрязнение окружающей среды ,истощение почвы. рост 3-й сферы, доходы с/х ниже, германия 1970 доходы сельских потребителей =33,2, то в 1990- 17,7. Все больше с/х продуктов идет в промышленную переработку (85%)
Надо больше новых с/х продуктов (инновационных) цены выше.
Выше уровень кооперации с/х продукции.
Выше охран окружающей среды.
2. Регион можно рассматривать как единого предпринимательства, но
- объединить надо весь конгломерат с/х предприятий.
- вырабатывать единую маркет. стратегию
- определить единые цели до 2020г.
3. Схема (с 275) Общий рынок
Необходим анализ за 3-5 лет
Необходим прогноз на 5-10 лет
Возрождение традиционных продуктов
Объединить в рамках всех ( от крестьянина до рабочего
4.Различия в регионах (Германия) и РФ (8) + Южный ФО, ___
-выравнивание регионов по доходам – с/х, центральный, с/кавказский)
Коэффициент Дженни= 1/6 в Мире,72/1 Россия «Метро», «Ашан», «Окей», «Пятерочка»
Германская стратегия регионалистики использовалась в РФ (Ярославская, Ленинградская, Орловская области). Сокращение расходов сельхоз производителей в общей сумме расходов продуктов на питание. Власти регулируют экономику в пользу крупных холдингов, а не средних и мелких предприятий. Потребители за высоко качественные продукты должны платить больше ( затраты большие).