Цена и ценообразование

Количество денег, которые готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенного товара или услуги называетсяценой.В зависимости от манипулирования цены ценовая конкуренция бывает ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция –если производитель уменьшает или увеличивает цену и не вносит изменений в товар. Неценовая – если производитель изменяет свойства товара, увеличивает имидж марки, уровень сервиса, услуг. Ценообразование на практике основано не на оптимизационных методах, а на постепенном, с использованием неполноценной информации, поиске более или менее приемлемой цены.

Проблема определения цен в реальности решается исходя изтрех подходов:1) цена должна покрывать затраты, связанные с деятельностью предприятия (краткосрочно или долгосрочно);2) наряду с покрытием затрат предприятие нацелено на получение макс. или достаточной прибыли. Поэтому необходимо проверить, какую цену готовы принять отдельные сегменты рынка;3) в рыночной экономике продавцы, как правило, конкурируют между собой. По этой причине величина цены, которую потребитель готов платить, существенно зависит от предложения конкурентов. Факторы, влияющие на процесс ценообразования: Внешние: тип рынка, тип конкуренции, влияние гос-ва, влияние посредников, разница м/у ценой и ценностью товара, эксклюзивность товара, дефицит. Внутренние:цели орг-ции и маркетинга, издержки затраченные при производстве товара, орг-ция ценообразования, стратегия отдельных элементов комплекса маркетинга.

Этапы формирования рыночных цен:- постановку задач ценообразования; - определение спроса; - оценку издержек производства; - проведения анализа цен и товаров конкурентов; - выбор метода установления цен; - определение окончательной цены и правил ее будущих изменений. I.этапе постановки задач ценообразования определяется политика цен фирмы на ее товары. Здесь возможны различные стратегии, описанные выше.

II. этап в ценообразовании: определение спроса на товары Чаще всего пользуются простой графической формой выражения зависимости объема продаж от уровня цен.(Рис.10.2)

Цена и ценообразование - student2.ru Цена и ценообразование - student2.ru Цена и ценообразование - student2.ru

Таким образом, экспертная оценка эластичности спроса по цене покажет ту максимальную цену, по которой товар может быть принят рынком. Наилучшей будет та цена, которая обеспечит максимальную выручку.

III этап - оценка издержек, а затем и поиск путей их снижения. От уровня себестоимости зависит вид кривой эластичности предложения (производства) товаров по цене. Эта кривая показывает, как растет производство товаров в зависимости от уровня цен, т.е. чем выше на рынке цена ввиду неудовлетворенного спроса, тем в больших объемах готов производитель выпускать товары, т.к. при этом большая прибыль содержится в цене.

График изменения себестоимости продукции, представленный (на рис.10.4.) позволяет оценить вид функции затрат (прямой зависимости или S-образного вида).

Рассмотрев график изменения себестоимости в зависимости от производственной и маркетинговой ситуаций, предприниматель должен проанализировать график прибыльности (безубыточности) (рис.10.5.) и определить критический объем производства при различных уровнях цен. Если разместить на одном графике рассмотренные кривые: эластичности спроса по цене и эластичности предложения (производства) по цене, то мы найдём значение рыночной равновесной цены, показывающей сколько и по какой цене можно продать, чтобы это устроило и покупателей и производителей. На IV этапе на основе этих показателей осуществляется построение кривых спроса, общих средних, сpеднепеpеменных и предельных издержек производства, предельного дохода. На основе сочетаний этих кривых анализируется тип рынка и принимается решение по ценовой стратегии фирмы. На V этапе ценообразования на основе проведения анализа цен и товаров конкурентов рекомендуется: зная график спроса, расчётную сумму издержек и цены конкурентов, фирме приступить к выбору цены собственного товара Алгоритммаркетингового ценообразования включает следующие шаги:1.Выбрать цель. 2. Изучить спрос и построить кривую спроса. 3. Произвести расчет издержек производства. 4. Произвести расчет производственной цены без изучения спроса. 5.Исследовать возможности производства и построить кривую предложения. и т.д. 11. Выбрать метод и стратегию ценообразования. 14.Определить выручку при различных вариантах цен, принятых на основании исследований, проведенных на шаге 13. 15.Принять решения об установлении окончательной цены на продукцию.

Фирма VI этапе выбирает один и следующих методов ценообразования:Метод снятия сливок (затратный, из расчета издержек и прибыли). Цена складывается из себестоимости товара и фиксированной прибыли, которую намерена получить компания. Достоинства метода: абсолютная простота, минимальная ценовая конкуренция. Недостатки:совершенно не учитывает состояние спроса, ценность.

Предельное ценообразование –в определении цены на основе предельного дохода и затрат. Предельный доход – прирост дохода в результате продажи доп.единицы который уменьшается по мере роста объема продаж. Предельное ценообразование – низкая цена, которая может быть на рынке. Предполагается что покрытие всех издержек откладывается на более поздний срок.

Ценообразование на основе наблюдения точки безубыточности (Порог рентаб-ти) –опред.этот показ. Мы опред. такую выручку от реализации или обьема продаж при кот. Пред-ие не имеет убытков и не имеет прибыли. Т.е. это точка хар-ет достижение такого обьема произ-ва при кот. окупаются постоян.и перемен. издержки и прибыль=0; ПР=Ипост.:КВМ в шт.:ПР=Ипост:Вшт.(ед.товара).Если предприятие сталкивается с дефицитом ресурсов, и вынуждено сокращать объем производства, то какой должна быть цена. Применяется пр ограниченном спросе.

Метод пешеходного перехода.(метод ценообразования исходя из мнения потребителя)

Параметрический метод.В соотношении цены конкурентного товара с ценой имеющегося изделия. Выбираются качественные параметры эффекта, приглашаются эксперты по оценке качества. Ранжируются параметры по 10-бальной шкале, наибольшая оценка ставится самому важному параметру, присваивается цена для каждого балла, цену для каждого параметра, затем компануем и получаем общую цену. На шестом этапе установление окончательной цены и правил её будущих изменений осуществляется с учётом: - психологии ценовосприятия; - политики цен фирмы (скидки, ответные меры на изменение цен конкурентов); - влияние цены на других участников рыночной деятельности (отношение поставщиков, дистребьютеров и продавцов, конкурентов, государства).

Существуют следующие подходы к установлению окончательной цены:- установление цен на новый товар; - ценообразование в рамках товарной номенклатуры; - установление цен по географическому принципу;- установление цен со скидками и зачетами;- установление цен для стимулирования сбыта; Ценообразование в рамках товарной номенклатуры предусматривает:- установление цен в рамках товарного ассортимента; - установление цен на дополняющие товары, на обязательные принадлежности; - установление цен на побочные продукты производства. В принятии решения о ценах при постановке задач ценообразования определяющими являются затраты, поведение потребителей, влияние конкурентов, поэтому стратегии ценообразования могут быть ориентированы на одну из этих величин: а)установление низких цен (затраты плюс нормальная прибыль); б)стратегия исчерпания (“снятия сливок”); в)стратегия приспособления к рыночной цене (следование за лидером). При использовании всех стратегий для различных товаров фирма может использовать метод калькуляционного выравнивания.

Наши рекомендации