Компетентностная карта дисциплины

Компетенция

Код компетенции

ПК-3 (частично)

Владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществ­ления стратегии организации, направленной на обеспечение ее конку­рентоспособности

ПК-6 (частично)

Способность участвовать в управлении проектом, программой внедре­ния технологических и продуктовых инноваций или программой орга­низационных изменений

ПК-7 (частично)

Способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муници­пального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфи­ческие риски, а также анализировать поведение потребителей экономи­ческих благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли

Ключевой компетенцией, формируемой в процессе изучения дисциплины является ПК-7.

Уровневое описание признаков компетенции ПК-7:

способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование ор­ганизаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анали­зировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребите­лей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли.

Уровень освоения Признаки проявления

Продвинутый (91 – 100 баллов) Имеет отличные предметные знания. Способен, ориентируясь на проявление факторов внешней среды, комплексно учитывая их, применяя современные технологии и лучшие отечествен­ные и зарубежные практики, разработать стратегию рыночно-ориентированной организации. Готов к анализу текущего и потенциального спроса, отлично знает компоненты уникального торгового предложения, фор­мирующего конкурентные преимущества. Способен осуществлять детальную проработку каждого из эта­пов разработки маркетинговой стратегии, полностью учитывая сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы внешней среды. Может формировать комплекс маркетинга, который предна­значен для четко обоснованного целевого сегмента. Готов использовать современные методы матричного анализа для планирования рыночного поведения фирмы.
Базовый (71 – 90 баллов) Имеет хорошие предметные знания. Способен самостоятельно определить цель и задачи маркетинговых мероприятий, содер­жательно адаптировать рекомендации методов матричного анализа и базовых конкурентных стратегий. Умеет использовать алгоритмы разработки маркетинговых стратегий и стратегического анализа. Знает характеристики эффективного комплекса маркетинга. Готов разрабатывать планы маркетинга различного вида и назначения.
Минимальный (41 – 70 баллов) Имеет представление о компонентах маркетингового управле­ния, традиционных инструментах и моделях. Знаком с основными методами маркетингового анализа и уме­ет их применять в стандартных условиях рынка. Может транслировать основное содержание дисциплины, знает базовые модели разработки маркетинговой стратегии и марке­тингового плана.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

• Роли, функции, задачи менеджера по маркетингу в современной клиентоориенти-рованной организации.

• Основные этапы в процессе маркетингового управления.

• Типы организационных структур маркетинга и их взаимодействие с другими под­разделениями организации.

• Виды маркетинговых решений и процедуры их принятия.

• Содержание концепции маркетингового управления.

• Основные методы и модели ведения конкурентной борьбы.

• Методы выбора маркетинговых стратегий.

• Принципы управления маркетинговым комплексом.

Уметь:

• Ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией функции марке­тингового управления.

• Анализировать внутреннюю и внешнюю среду клиентоориентированной организа­ции, оценивать влияние факторов внешней среды на управленческие процессы в сфере маркетинга.

• Диагностировать состояние комплекса маркетинга, ресурсов маркетинга.

• Разрабатывать планы и программы маркетинга.

• Ставить и решать задачи стратегического маркетинга.

• Уметь оценить маркетинговые решения с точки зрения их эффективности и резуль­тативности.

• Использовать различные методы маркетингового контроля.

• Уметь самостоятельно подбирать учебный материал, анализировать лучшие биз­нес-практики.

Владеть:

• Методами реализации функций маркетингового управления.

• Методами разработки маркетинговых стратегий, планов и программ.

• Современными технологиями анализа внутренней и а внешней среды клиентоори­ентированной организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Раздел и тема дисциплины   Виды учебной работы, включая самостоятель­ную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего кон­троля успеваемости
     
Тема 1. Сущность концеп­ции маркетингового ме­неджмента и ее составляю­щие 4.2 Индивидуальное домашнее задание
Тема 2. Организация дея­тельности маркетинговой службы в организации. Формирование маркетинго-воориентрованной компа­нии 4.2 Индивидуальное домашнее задание. Разработка систе­мы показателей.
Тема 3. Конкуренция и кон-курентосопособность. Ме­тоды маркетингового ана­лиза 4.2 Работа в группах в аудито­рии. Тест 2. Эссе (индиви­дуальное домашнее зада­ние)
Тема 4. Сущность марке­тинговых стратегий и стра- 4.2 Кейс. Индивидуальное до­машнее задание

  тегического маркетинга. Управление комплексом маркетинга          
Тема 5. Маркетинговое планирование. Сущность и структура маркетингового плана. Процедура разработ­ки маркетингового плана 4.2 Письменная аудиторная индивидуальная контроль­ная работа. Индивидуаль­ное домашнее задание. Тест 3.
Тема 6. Контроль маркетин­говой деятельности. Бенчмаркинг 4.2 Индивидуальное домашнее задание. Кейсы. Анализ практик.

ИТОГО 20 20 68

4.2. Лекционные занятия, их содержание

№ п/п Наименование разде­лов и тем Содержание
Тема 1. Сущность концеп­ции маркетингового ме­неджмента и ее составля­ющие 1.1. Основные определения маркетинга. Сущность процесса маркетинга. Виды и типы маркетинга. Цели маркетинга. 1.2. Сущность маркетингового управления. Процесс управления маркетингом. Концепции маркетинга как составляющие современной маркетинговой теории. Различные маркетинговые концепции и их со­ стояние на современном этапе развития маркетинга. Комплекс марке­ тинга и его критика.
Тема 2. Организация дея­тельности маркетинговой службы в организации. Формирование маркетин-говоориентрованной ком­пании 3.1. Сущность системы маркетинга. Функции отдела маркетинга. Размер отдела маркетинга. Формы организации деятельности маркетинговой службы. Достоинства и недостатки отдельных форма­тов маркетинговых структур (функциональная, товарная, рыночная, по потребителям, матричная). 3.2. Оценка уровня маркетинговой деятельности. Оценка марке­ тинговой ориентации различных отделов. Оценка маркетингового пенциала компании. Технология разработки и внедрения службы мар­ кетинга. 3.3. Отделы по работе с клиентом и менеджеры по работе с поку­ пателями. Организационные структуры маркетинга как элемент со­ здания большей ценности для покупателя.
Тема 33. Конкуренция и конкурентосопособность. Методы маркетингового анализа 4.1. Сущность конкуренции и смысл конкурентной борьбы. Пози­ тивные и негативные стороны конкуренции. Барьеры для внедрения на рынок. Этапы диагностики конкурентной среды. Оценка конкуренции на рынке. 4.2. Конкурентные преимущества фирмы. Главные направления обеспечения конкурентного преимущества фирмы. Конкурентная кар­ та рынка. Проектирование стратегий обеспечения конкурентных пре­ имуществ. 4.3. Оценка конкурентоспособности товара. Группировка показа­ телей конкурентоспособности товара. Схема оценки уровня конкурен­ тоспособности товара. 4.4. Матричные методы анализа. (Матрица «Продукт-Рынок», Модель Майкла Портера, Матрица BCG, Матрица SPACE, Модель GE, сегментный анализ, GAP - анализ).
Тема 4. Сущность марке­тинговых стратегий и стратегического марке­тинга. Управление ком­плексом маркетинга 5.1. Сущность стратегического маркетинга и маркетинговой стра­ тегии. Требования к маркетинговым стратегиям. Методология форми­ рования рыночной стратегии. Ограничения при выборе стратегий. Стратегические определяющие. Матрица выбора стратегий. 5.2. Модели, используемые при выборе стратегий. Основные ти­ пы стратегий. Причины неудач при формулировке стратегий. 5.3. Изменения в деятельности компании при переходе к страте­ гическому маркетингу. 5.4.. Управленческие решения по каждому из элементов марке­тингового комплекса: формирование товарной политики, цена и цено­вая политика, система распределения и место продаж, система комму-

    никаций. 5.5.. Формирование уникального торгового предложения (УТП).
Тема 5. Маркетинговое планирование. Сущность и структура маркетинго­вого плана. Процедура разработки маркетингово­го плана 6.1. Сущность маркетингового планирования и плана маркетинга: подходы к определениям. Преимущества планирования маркетинга. Традиционные алгоритмы процесса планирования маркетинга. Основ­ ные вопросы, решаемые в процессе маркетингового планирования. 6.2. Возможные структуры маркетинговых планов (полный план, базисный план, план изменений во времени, план для нового товара). План маркетинга в системе производственного планирования марке- тингово ориентированной компании. 6.3. Фактическое содержание маркетингового плана. Определение целей по каждому элементу комплекса маркетинга. Стратегии, лежа­ щие в основе маркетингового планирования. Резюме плана маркетин­ га. Основные проблемы маркетингового планирования и пути их пре­ одоления.
Тема 6. Контроль марке­тинговой деятельности. Бенчмаркинг 7.1. Сущность и понимание контроля маркетинга. Его задачи. Со­ держание контроля маркетинга. Виды текущего контроля маркетинга. Ревизия (аудит) маркетинга. Четырехфазная модель его проведения. Методы анализа при проведении маркетингового контроля (SWOT, BCG, STEP, GAP, ситуационный, сегментационный). 7.2. Критерии оценки элементов комплекса маркетинга. 7.3. Сущность бенчмаркинга. Источники конкурентных преиму­ществ. Определение важнейших преимуществ. Процесс бенчмаркинга. Лидерство и его понимание в бенчмаркинге.

4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание

№ темы № занятия по теме Наименование тем, их содержание Объем в часах

Триместр 2.3

1. 1. Сущность концепции маркетингового менеджмента (управления) и ее составляющие Виды и типы маркетинга. Примеры из бизнес-практик, демонстрирующие процесс управления спросом при помощи маркетинговых действий. Процесс маркетингового управления. Домашнее задание: В чем состоит современная маркетинговая деятель­ность?.
2. 2. Организация деятельности маркетинговой службы в организации. Формирование маркетингово ориентированной компании Технология разработки и внедрения службы маркетинга. Изучение алго­ритма. Отделы по работе с клиентом и менеджеры по работе с покупателями. Органи­зационные структуры маркетинга как элемент создания большей ценности для покупателя. Домашнее здание: разработка структуры отдела маркетинга в гипотетической компании-производителе товаров. Тест 1.
3. 3. Конкуренция и конкурентоспособность. Проектирование стратегий обеспечения конкурентных преимуществ. Рас­смотрение возможных вариантов стратегий с примерами из российской практи­ки. Работа в группах с конкретными ситуациями. Методика балльной оценки конкурентоспособности товара. Матричные методы анализа. (Матрица «Продукт-Рынок», Модель Майкла Портера, Матрица BCG, Матрица SPACE, Модель GE, сегментный анализ, GAP - анализ). Тест 2. Домашнее задание: подготовка эссе на тему «Недобросовестная конкурен­ция».

4. 4. Сущность маркетинговых стратегий и стратегического маркетинга. 4


    Методология формирования рыночной стратегии. Ограничения при выбо­ре стратегий. Стратегические определяющие. Матрица выбора стратегий. Биз­нес-практики формирования маркетинговых стратегий российскими компания­ми. Управление комплексом маркетинга Работа в группах с кейсами по теме «Формирование уникального торгового предложения (УТП) с использованием элементов комплекса маркетинга». Домашнее задание: примеры стратегий развития бизнеса на российском то­варном рынке.  
5. 5. Маркетинговое планирование. Сущность и структура маркетингового плана. Изучение традиционных алгоритмов процесса планирования маркетинга. План маркетинга в системе производственного планирования маркетингово ориентированной компании. Мнения топ-менеджмента российских компаний о возможных идеях маркетинговых планов. Выполнение письменной контрольной работы в группах. Процедура разработки маркетингового плана Стратегии, лежащие в основе маркетингового планирования. Резюме плана маркетинга. Домашнее задание: Разработка маркетингового плана для реализации биз­нес-идеи. Тест 3.
6. 6. Контроль маркетинговой деятельности. Изучение методов анализа при проведении маркетингового контроля (SWOT, BCG, STEP, GAP, ситуационный, сегментационный). Критерии оценки элементов комплекса маркетинга. Домашнее задание: Разработка анкеты для аудита маркетинговой деятель­ности на фирме. Бенчмаркинг как новейший вид маркетинговой деятельности. Процесс бенчмаркинга. Лидерство и его понимание в бенчмаркинге. Зна­комство с практикой бенчмаркинга.

ИТОГО СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 20

Наши рекомендации