Схема основных маркетинговых коммуникаций фирмы
Вопрос № 2. Система маркетинговых коммуникации
Основные каналы коммуникации:
Реклама – это любая оплаченная спонсором форма обезличенного представления товаров, услуг, идей, фирм.
Основные черты рекламы:
– неличный характер;
– односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю;
– неопределенность с точки зрения измерения эффекта рекламы;
– общественный характер;
– оплачивается спонсором;
– не претендует на беспристрастность;
– броскость и способность к увещеванию.
Личная продажа – устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими покупателями с целью совершения продажи.
Пропаганда, или паблисити (англ. publicity) – неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу путем распространения о них и о фирме коммерчески важных сведений в средствах массовой информации.
Средства и приемы пропаганды:
– связь со средствами массовой информации;
– пропаганда посредством печатной продукции;
– участие представителей фирмы в работе конференций профессиональных или общественных организаций;
– организация фирмой всевозможных мероприятий событийного характера;
– деятельность фирмы, направленная на органы государственного управления;
– другие средства (фотовыставки, дни открытых дверей и т.д.)
Стимулирование сбыта "сейлз промоушн" (sales promotion) – кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги, а также различные неповторяющиеся сбытовые усилия, которые не входят в стандартные процедуры продвижения.
Адресаты стимулирования сбыта:
– потребители;
– торговые посредники;
– собственный торговый персонал.
Каждый вид продвижения должен применяться строго по назначению, в соответствии с теми ограничениями, которые он сам на себя налагает.
Достоинства | Недостатки |
Реклама | |
Личная продажа | |
Пропаганда | |
Стимулирование сбыта | |
Факторы, определяющие структуру системы
маркетинговых коммуникаций
Все факторы, определяющие структуру системы маркетинговых коммуникаций, можно объединить в следующие группы:
1. Цели фирмы и используемые ею стратегии.
2. Тип товара или рынка.
3. Состояние потребительской аудитории.
4. Этап жизненного цикла рекламируемого товара.
5. Традиции, сложившиеся в коммуникационной политике фирмы и ее основных конкурентов.
Стратегии продвижения:
– стратегия вынуждения:
Производитель | Оптовый торговец | Розничный торговец | Конечный потребитель |
В СМК преобладает реклама, стимулирование потребителей, пропаганда.
– стратегия проталкивания:
Производитель | Оптовый торговец | Розничный торговец | Конечный потребитель |
В СМК преобладает личная продажа, стимулирование торговых посредников.
Относительная значимость средств продвижения на потребительских рынках и рынках товаров промышленного назначения.
Основные типы готовности целевой аудитории к покупке
и цели маркетинговых коммуникаций
Цель: Предоставление информации | Цель: Формирование благоприятного образа | Цель: Подталкивание к действию и напоминание |
повторная
покупка
покупка
предпочтение
благорасположение
знание
осведомленность
незнание
Этапы жизненного цикла товара и цели маркетинговых
коммуникаций
Выход на рынок | Рост | Зрелость | Упадок и уход с рынка |
Объемы продаж
|
Цели: | Создание образа марки, (формирование осведомленности о товаре (реклама, пропаганда, стимулирование сбыта) | Создание предпочтения конкретной марки (несколько снижается роль стимулирования сбыта) | Создание приверженности к марке (напоминающая реклама) | Поддержание марки в глазах приверженцев (стимулирование сбыта) |