Задачи, виды и структура маркетинговых исследований
Тема 4. Маркетинговые исследования.
Маркетинговые исследования являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс получения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство предприятия аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления.
Цели маркетинговых исследований:
- снижение степени неопределенности при принятии маркетинговых решений:
- обеспечение непрерывного контроля за их реализацией.
В ходе исследований решаются группы задач:
- Оценка состояния и тенденции развития конъюнктуры рынка;
- Исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов, поставщиков и посредников предприятия:
- Анализ маркетинговой деятельности предприятия.
Маркетинговые исследования бывают: | |||||
По степени стандартизации | |||||
- Стандартные. | Предназначены для различных фирм | ||||
- Специальные | Проводятся по специальным заказам | ||||
В зависимости от формы финансирования: | |||||
Мульти-клиентные | Финансируются группой организаций, заинтересованных в решении одной и той же задачи | Стоимость результатов для одного заказчика снижается, т.к. соответствующие затраты распределяются между несколькими заказчиками | |||
Мульти-спонсируемые (омнибусные) | Проводятся для клиентов, которых интересуют разные проблемы, но их решение можно объединить в одно комплексное исследование. | Заказчики финансируют отдельные этапы комплексного (омнибусного) исследования | |||
По степени периодичности | |||||
Постоянные | Разовые | ||||
В зависимости от характера используемой информации | |||||
Кабинетные | Основанные на опубликованной информации | ||||
Полевые | Используют специально собранную для анализа первичную информацию | ||||
По содержанию: Если необходимо объяснить наблюдаемые явления, проводятся качественные исследования. Получение и анализ достоверных фактических данных, а также проверка точности гипотез, выдвинутых в процессе качественного анализа – цель количественных исследований.
Особое место в системе маркетинговых исследований занимают панельные исследования, проводимые на основе периодических опросов специально выделяемой группы лиц и (или) предприятий.
Признаки панели:
-предмет и тема исследования постоянны;
-сбор данных повторяется через равные промежутки времени;
-постоянная (с определенными оговорками) совокупность объектов исследования – домашние хозяйства, предприятия торговли, производственные потребители.
В последнее время этот метод применяется все более широко, т.к. ситуация на рынках меняется все быстрее, а панель предоставляет возможность вести текущее наблюдение этих изменений. Построение и поддержка панели требуют больших затрат, поэтому этим занимаются, в основном, специализированные институты.
На практике образовался с течением времени целый ряд различных видов панели (см. рисунок).
![]() |
Рисунок «виды панели».
Потребительская панель основана на методе опроса. Участники панели (домашние хозяйства, отдельные персоны) получают от организации, проводящей исследование, опросные листы и должны их периодически заполнять, указывая, как правило, вид, упаковку, предприятия-производителя, дату, стоимость, количество и место покупки товара.
Среди разновидностей торговой панели наибольшее значение для маркетинга имеет панель розничной торговли, которая заключается в систематическом сборе информации в определенном количестве предприятий с помощью метода наблюдения. Исследования проводят, как правило, специально закрепленные сотрудники специализированных институтов, задача которых заключается в сборе данных о запасах, закупках и ценах интересующих групп товаров (т.е. в инвентаризации).
Проблемы: «смертность» панели и специфический «эффект панели».
«Смертность» потребительской панели заключается в отказе участников от сотрудничества, в смене места жительства, в физической смерти или переходе в другую потребительскую категорию. Для уменьшения негативного влияния этого процесса участники панели получают обычно небольшое вознаграждение. Для торговой панели эти проблемы не так остры, и «смертность» проявляется, как правило, лишь в отказе от сотрудничества.
«Эффект» панели заключается в том, что участники, чувствуя себя под контролем, сознательно или бессознательно меняют привычный образ поведения.
Кроме того, часто проявляется проблема полноты охвата рынка. В потребительской панели, например, слабо представлены иностранцы вследствие языковых проблем.
При сборе данных с помощью потребительской необходимо также учитывать следующие факторы, влияющие на точность информации (для торговой панели не характерны):
- при долгом сотрудничестве появляется небрежность в заполнении опросных листов;
- проблемы престижа: участники, не покупающие долгое время продукт, который покупается членами их социальной группы, чувствуют себя неловко и дают сведения о покупках, которых не было в действительности;
- проблемы при даче информации о покупке «табуизированных», интимных предметах. Это может проявиться, например, в том, что покупка сигарет 12-летней дочерью не будет указана.
В процессе маркетинговых исследований выделяются следующие этапы:
1. Формулирование проблемы и целей исследования.
2. Определение потребности в информации и организация ее сбора.
3. Анализ информации.
4. Подготовка аналитического отчета. В нем отражается: 1).Технология проведения наблюдений и опросов. 2).Критерии выделения изучаемых потребностей. 3).Надежность полученной информации. 4).Состав группы, проводившей исследование.
Для разработки принципиально важным является учет ограничений, которые позволят избежать некорректных сравнений и повысить конкретную направленность аналитической работы:
-классификационная группа.
Для сопоставимости объектов анализа исследуемые товары конкурентов (продуктовые линии) должны относиться к одной и той же классификационной группе Общероссийского классификатора продукции;
-географическая граница.
Для конкретизации задач анализа должна быть определена географическая граница анализируемого рынка с учетом специфики использования товара, разумной альтернативности его предложения, стоимости транспортировки до места использования, частоты покупок.
Географические границы рынка расширяются с увеличением степени уникальности товара и его сложности. Вместе с тем, они сужаются при слабой и дорогой коммуникации, небольшом сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара;
-временной интервал анализа.
Для учета возможностей сезонности продаж временной интервал анализа должен включать полный цикл реализации продукции.
К наиболее часто используемым приемам маркетинговых методов исследований относятся:
- замеры емкости рынка;
- оценка рыночных долей предприятий;
- измерение уровня интенсивности конкуренции;
- сегментация рынка.
Результаты и выводы маркетингового исследования оформляются в виде аналитического отчета.