Улучшение корпоративной культуры и повышение лояльности сотрудников
Улучшение текущего финансового состояния компании.
Доход от размещения поступает на баланс компании, увеличивая ее балансовую стоимость. При IPO происходит увеличение собственного капитала предприятия как за счет роста акционерного капитала в результате продажи акций компании, так и за счет добавочного капитала вследствие получения эмиссионного дохода. Падение курсовой стоимости акций в последующем никак не влияет на эти средства. По данным опроса, 71% британских компаний, разместивших акции на Лондонской фондовой бирже (LSE), называли возможность привлечения финансов главной причиной своего решения.
Диверсификация источников финансирования.
IPO можно рассматривать как альтернативу банковскому кредиту. Эмитента финансирует весь рынок. Выпуск ценных бумаг снижает зависимость эмитента от конкретных банков. Меньшей становится зависимость от индивидуального кредитора, его мнения об эмитенте (часто необъективного и не основанного на всей необходимой информации) и меньшей - концентрация рисков на одном кредиторе. Возникновение альтернативного источника привлечения средств и возможности обойтись без кредита может обеспечить более привлекательные условия банковского кредитования.
Возникновение истории компании на публичном финансовом рынке.
Более полное раскрытие информации о рисках предприятия. Лучшее понимание инвесторами/кредиторами эмитента и его рисков. Лучшая узнаваемость компании и, соответственно, расширение доступа к заемному капиталу, рост операционной способности предприятия привлекать денежные ресурсы на иных сегментах финансового рынка, меньшие издержки на получение доступа к заемным денежным ресурсам.
Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании.
Компания, чьи акции котируются на бирже, становится более узнаваемой, что создает дополнительные конкурентные преимущества ее бизнеса и может способствовать росту числа потенциальных партнеров и клиентов. Кроме того, повышение кредитного рейтинга компании способствует снижению стоимости привлекаемых заемных средств за рубежом. Региональные компании, благодаря выходу на национальный фондовый рынок, получают хорошую возможность для экспансии в масштабах страны, что особенно важно для компаний, производящих продукцию массового спроса.
Публичное раскрытие информации и обращение на рынке ценных бумаг создают для компании национальный канал маркетинга компании и ее торговых марок.
Получение биржевой истории и биржевой репутации.
В дальнейшем - более высокая капитализация акций и депозитных расписок, способность эмитента предоставить инвесторам - в зависимости от их инвестиционных целей - вместо разовых финансовых продуктов свою законченную продуктовую линию (от долговых инструментов - акций и коммерческих бумаг в вексельной форме - к обыкновенным и привилегированным акциям, депозитным распискам и, далее, к производным инструментам, базисом которых являются первичные ценные бумаги эмитента). И как следствие, более широкие возможности финансового конструирования, переход эмитента к проектированию серий финансовых продуктов с условиями, изменяющимися в зависимости от состояния рынка, и продуктовых линий. В частности, использование конвертируемых ценных бумаг.
Улучшение корпоративной культуры и повышение лояльности сотрудников.
Внимание, с каким финансовое сообщество и пресса следят за компанией, объявившей о планах IPO, обеспечивает такой компании бесплатную рекламу, что положительным образом сказывается на ее корпоративном имидже. После того как будет сформирован открытый рынок акций компании, руководство сможет успешнее привлекать и сохранять в компании нужные кадры, предлагая им различные компенсационные схемы и планы, связанные с предложением опционов и акций по фиксированным или льготным ценам или предоставлением права переоценивать акции до уровня их рыночной цены при реализации опционов. Такие компенсационные схемы не только сохраняют в компании денежные средства и обеспечивают определенные налоговые льготы, но и стимулируют труд сотрудников и их преданность компании.
Участники процесса IPO
┌────────┐
┘ └
\Компания/
\ /
\ /
\ /
\/
┌──────────────────────────┘\ ┌────────────┐ /└─────────────────────────┐
│ Организаторы размещения \ │ Участники │ / Рынок в лице │
│(биржи, консультанты и т.д.)/ │ процесса │ \ инвестиционного сообщества│
└──────────────────────────┐/ │ IPO │ \┌─────────────────────────┘
└────────────┘
Рис.
Успешному проведению IPO предшествует комплекс подготовительных мероприятий и процедур, связанных непосредственно с организацией и проведением самого IPO. Данная подготовительная работа послужит хорошей основой для позиционирования акции на рынке. Рассмотрим процедуру подготовки, организации и проведения IPO компании, желающей привлечь инвестиции через рынок ценных бумаг.
Продолжительность этапов подготовки и выхода на IPO зависит от многих факторов: состояния и текущей конъюнктуры рынка, уровня проработанности документов, внутренней готовности участников, сложности прохождения бюрократической процедуры и т.д. Процесс в целом можно разделить на три этапа: до размещения, размещение, после размещения.
I этап. Принятие решения о размещении и подготовка компании. Точных критериев по поводу того, стоит ли компании трансформироваться в публичную и когда это необходимо сделать, не существует. Такое решение принимается в каждом отдельном случае с учетом всех индивидуальных особенностей компании и состава ее акционеров. Однако в то же время можно выстроить определенный алгоритм стратегии принятия решения, включающий три основных момента.
Для начала компании необходимо достигнуть определенных финансово-экономических показателей, что позволит ей осуществить IPO. Стоимость размещения достаточно высока, и для малых компаний такой источник привлечения финансирования будет неэффективен. Малая компания не будет интересна инвесторам, либо привлечение средств таким способом не принесет успеха, либо цена, по которой инвесторы готовы будут приобрести акции, не удовлетворит запросы владельцев.
Переход компании на качественно новый уровень своего развития. На этой стадии компания уже обрела тот необходимый "вес", который дает ей возможность проводить эффективное размещение, а также делает ее привлекательным объектом с точки зрения вложения средств в акции компании. Компания начинает разрабатывать крупные инвестиционные проекты, которые требуют привлечения значительных финансовых средств.
Фактически компания начинает осуществлять подготовку мероприятий, предшествующих размещению своих акций на бирже. Осуществляются мероприятия, способствующие эффективному выходу, за счет расширения занимаемого сегмента рынка, повышения эффективности деятельности компании, отсечения ненужных направлений будущей деятельности, диверсификации всего бизнеса с учетом вывода компании на биржу и пр.
Наиболее значимыми на данном этапе являются два момента.
Первый - предварительная оценка эмитента и условий рынка, которая включает:
- оценку условий рынка (динамика и структура спроса и предложения, цены, доходность, сопоставимые эмитенты и выпуски ценных бумаг, прогноз развития рынка, типичные проекты IPO, пользующиеся спросом в средне- и краткосрочной перспективе; конкурентоспособность с другими финансовыми продуктами - альтернативы для эмитента);
- эмиссионный потенциал эмитента и его инвестиционную привлекательность:
- единство бизнеса;
- величину и привлекательность бизнеса;
- информационную прозрачность;
- внедрение международных стандартов учета и аудита;
- достоверность информации (кто аудитор);
- наличие кредитного рейтинга, участие и место в ренкингах компаний, известность торгового бренда и наличие брендов;
- позицию в своем продуктовом сегменте рынка (кредитная история, наличие неурегулированных конфликтов интересов, отношения с государством, размер денежных потоков, которые генерирует эмитент, прибыльность, величина активов, уровень кредитного риска, лежащего на эмитенте, ликвидность активов, сомнительные статьи баланса и операции, которые могут снизить инвестиционную привлекательность эмитента, аффилированные лица или иные контрагенты и связанные с ними обязательства);
- проверку соответствия требованиям публичного рынка - единство бизнеса, его информационная прозрачность, управляемость.
Второй момент - фондовая инвентаризация эмитента.
Андеррайтер проводит фондовую инвентаризацию эмитента, задачами которой являются:
- установление правоспособности эмитента по осуществлению выпуска ценных бумаг;
- выявление и помощь в устранении несоответствий в деятельности эмитента и его документах с законодательством (о рынке ценных бумаг и защите инвесторов, о хозяйственных обществах, антимонопольном законодательстве, в том числе по вопросам регистрации предшествующих выпусков ценных бумаг, обязательного раскрытия информации, урегулирования конфликтов интересов, получения согласий на совершение сделок с акциями и другими активами, выполнения предписаний ФСФР и других органов государственной власти), а также по иным вопросам, решение которых является предварительным условием выпуска ценных бумаг;
- установление и устранение существующих препятствий для осуществления новых эмиссий ценных бумаг;
- соответствие нормам корпоративного управления (corporate governance) - например, Кодексу корпоративного поведения.
При этом, в частности, рассматриваются:
а) учредительные документы на предмет:
- соответствия требованиям законодательства;
- правильного отражения структуры уставного капитала (соответствие объема и структуры уставного капитала и объема и структуры выпущенных акций по уставу, по зарегистрированным выпускам, по реестру акционеров);
- какова структура управления обществом по уставу, избраны ли и функционируют ли предусмотренные уставом органы управления, соответствуют ли структура и состав органов управления требованиям законодательства;
- наличие ограничительных условий в учредительных документах, связанных с выпуском ценных бумаг;
б) приватизационные документы на предмет того:
- завершена ли приватизация (наличие документов, свидетельствующих об исполнении плана приватизации);
- произошло ли дробление акций в результате их размещения согласно плану приватизации. Если есть дробление, то соответствует ли количество и номинал акций после дробления структуре уставного капитала, указанной в уставе;
- предусматривался ли выпуск "золотой акции", каков ее текущий статус;
в) документы по эмиссиям ценных бумаг на предмет:
- наличия государственной регистрации выпусков и отчетов об итогах выпуска по всем эмиссиям, произведенным эмитентом (или проверки факта представления в регистрирующий орган отчетов об итогах выпуска для эмиссий, произведенных до 1996 г.);
г) документы по раскрытию информации на предмет:
- представления ежеквартальных отчетов эмитента;
- раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах и событиях;
- представления в регулирующий орган отчета об аффилированных лицах эмитента;
д) документы по ведению реестра, на предмет того:
- какова структура собственности (количество акционеров, акционеров, владеющих 5 и более процентами акций, наличие государства и муниципальных органов в составе собственников);
- кто ведет реестр акционеров эмитента;
- каким образом оформлены договорные отношения с независимым регистратором (наличие договора, акта приемки-передачи документов реестра);
- есть ли у лица, ответственного за ведение реестра компании, аттестат ФСФР России;
- соответствует ли реестр акционеров требованиям законодательства, нормативных актов ФСФР России;
е) документы по взаимодействию с государственными органами, регулирующими финансовый рынок, на предмет:
- наличия неурегулированных требований и неисполненных предписаний, выданных государственными органами.
Средний срок между принятием решения о возможном первичном размещении и началом биржевых торгов для российских компаний составляет около 4-х лет.
Основные элементы процесса размещения акций
компаний на бирже
Ценные бумаги попадают на биржу не автоматически, и далеко не все из них могут быть допущены на биржу. Во всех странах в соответствии с принятыми нормативными актами вопрос о допуске ценных бумаг на биржу решает сама биржа. И именно от биржи зависит, будут ли те или иные ценные бумаги продаваться на данной бирже. Если ценные бумаги какого-либо эмитента принимаются для продажи на бирже, значит, они приняты к котировке и включаются в котировальный список и именуются списочными, или листинговыми.
Котировальный список - это список ценных бумаг, отвечающих ряду требований по объемам торгов, ликвидности. Компании - эмитенты этих ценных бумаг должны с определенной периодичностью предоставлять отчетность на биржу. Включение в котировальные списки (листинг) - это своеобразный биржевой знак качества. Здесь стоит добавить, что отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов, не позволяющих обеспечить крупные размещения, приводит к тому, что большинство отечественных эмитентов предпочитают размещаться за рубежом. Федеральная служба по финансовым рынкам давно ведет борьбу с оттоком фондового рынка на иностранные биржи. Регулятор особенно старается убедить российские компании проводить IPO на местном рынке, а не за рубежом. Но многие компании идут в обход данного ограничения, т.е. проходят обязательный по Закону листинг на российских биржах, но формально - сделок с их акциями в России почти не заключается. Однако в то же время ФСФР дает немало послаблений отечественным эмитентам, стремясь по возможности упростить проведение IPO. Например, в 2005 - 2006 гг. были введены новые виды котировальных списков - "В" и "И".
Котировальный список "И" (инновационные компании) введен в октябре 2006 г. для новых эмитентов, бумаги из него могут приобретать паевые фонды и физ. лица, подписав специальную декларацию о рисках. Котировальный список под литерой "В" появился на биржах около двух лет назад и тоже по инициативе регулятора рынка. Так же как и в новый список "И", в него включаются акции эмитентов-новичков, которые не могут войти в другие списки.
Все компании, разместившие свои акции на бирже, утверждают, что IPO с этого только начинается. Рутинная работа с инвесторами, организация публикаций регулярной отчетности, поддержка сайта компании, раскрытие и правильная подача так называемых существенных фактов из жизни компании требуют постоянной работы IR-службы.
Таблица. Действия компании после осуществления IPO
Период | Действия |
1 | Подготовка и утверждение советом директоров отчета об итогах выпуска, публикация информации о существенном факте "сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг" |
Регистрация отчета об итогах эмиссии в ФСФР | |
3 | Стабилизация цены акций (в течение 30 дней). Формирование окончательной цены на акции и определение прогнозных показателей в отношении интереса биржевого сообщества |
Организация вторичного обращения акций на бирже (в случае необходимости) | |
5 | Регулярная работа с инвесторами, подготовка и публикации регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта (профиля инвестора), раскрытие существенных фактов из жизни компании, выпуск аналитических отчетов, проведение road shows, организация conference-calls между топ-менеджментом компании и инвестиционными аналитиками, организация выступлений топ-менеджмента на международных форумах и дискуссионных площадках, организация встреч топ-менеджеров с крупными инвесторами или фонд-менеджерами, организация пресс-сопровождения деятельности компании |
После завершения IPO, с выходом акций на вторичный рынок, появляется возможность оценить эффективность проведения. Во-первых, для эмитента очевидным признаком успеха является тот интерес, который акции вызвали у инвесторов, - объем спроса, зафиксированный в книге андеррайтера, и превышение окончательной цены над теми оценками, которые были приведены в меморандуме (проспекте).
Однако многие считают, что критерием удачного размещения является появление ликвидного рынка акций и резкий рост цены акций на вторичных торгах. Очевидно, что в данном вопросе цели эмитента и инвесторов прямо противоположны - инвесторы, а зачастую и андеррайтер, заинтересованы в высокой премии за первичное размещение, эмитент же заинтересован в обратном. Следует отметить, что эффект "занижения цены размещения" характерен для всех рынков и IPO российских компаний не исключение. С другой стороны, можно утверждать, что резкое снижение цены акций компании однозначно расценивается как негативный признак, поскольку даже действия андеррайтера не смогли предотвратить падение цен.
Кроме того, существуют и другие факторы, на которые следует обращать внимание, - например, структура и состав инвесторов. По некоторым оценкам, число инвесторов, обычно получающих акции при типичном IPO, не превышает тысячи человек. Если акции приобрели инвесторы-спекулянты, то вторичный рынок будет ликвидным, но цены могут оказаться весьма волатильными. Если же акции приобрели фонды, то, учитывая длительность горизонтов их инвестирования, это отрицательно повлияет на ликвидность, но стабилизирует цену.
Таким образом, можно говорить об IPO как об элементе механизма позиционирования акции на рынке ценных бумаг.
Литература
1. Дурович А.П. Маркетинговые исследования. - М.: ТетраСистемс, 2009.
2. Маркетинговые коммуникации: Учебник / А.Н. Король, Н.М. Герасименко, С.А. Пиханова и др.; под ред. А.Н. Короля. - Хабаровск, 2007.
3. Оплер Ф. Маркетинг-менеджмент. - М.: Слово, 2007.
4. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ Омега-Л, 2008.
Д.С.Меновщиков
Ведущий аналитик
группы компаний "ТОНАП"
Подписано в печать
31.12.2010