Вопрос 13. рыночная атрибутика товара
Производитель старается выделить свой товар среди конкурирующих товаров на рынке с помощью рыночной атрибутики:
1.Марка - это название, знак, символ или их комбинация, предназначенная для идентификации продукции продавца и отличия ее от продукции конкурентов.
2.Товарный знак– это юридическое понятие, зарегистрированная в установленном порядке марка или ее часть (чаще графическое изображение).
3.Бренд– это то мнение, которое компания смогла создать в сознании своих потребителей о себе и своей продукции.
4.Фирменный стиль – это совокупность приемов, которые обеспечивают единство продукции предприятия. Составными элементами фирменного стиля являются: товарный знак; логотип, фирменный блок – композиция логотипа, слогана, почт. и банковских реквизитов; фирменный цвет; фирменный комплект шрифтов;
Носителями фирменного стиля являются: визитки, сувенирная продукция, упаковка и т.д.
5. Упаковка - это не только жесткая или мягкая оболочка товара, а также метод связи с потребителем, средство обеспечения защиты товара, хранения, обращения, транспортировки и идентификации.
По товарам широкого потребления упаковка играет и роль рекламы, поэтому упаковка должна:
· обладать чертами, заметно отличающими данный товар от конкурентов;
· придавать товару определенный имидж;
· соответствовать уровню цены товара.
Вопрос для самостоятельного изучения без контроля. Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара – это период существования определенного вида товара в продаже от его появления на рынке до ухода.
Рис.6.1. Классическая форма кривой ЖЦТ
Стадия | Внедрение | Рост | Зрелость | Спад |
Объем продаж | низкий | Быстро возрастает | Стабильный | Снижение |
Прибыль | Убыток или незначительная | Растущая, близка к максимальной | Достигает пика и начинает сокращаться | Низкая или близка к нулю |
Конкуренция | Незначительная | Возрастает | Сильная | Ослабевает |
Задачи маркетинга | Информирование потребителей, созда-ние имиджа товара, организ. сервиса | Стимулирование спроса, убеждающая реклама, расширение сервиса | Напоминающая реклама, модификация товара, рынка, маркетинговых средств | Предложения об изъятии из ассорти-мента, времени запуска нового товара |
Вопрос 14. Товарный ассортимент и товарная политика
Ассортиментная группа - совокупность товаров, схожих по своим потребительским характеристикам и объединенных по нескольким признакам (чаще более чем по трем).
Товарный ассортимент – совокупность всех ассортиментных групп товаров, производимых предприятием.
Для характеристики товарного ассортимента используются следующие показатели:
Ширина товарного ассортимента характеризуется количеством ассортиментных групп.
Глубина товарного ассортимента характеризует количество позиций в каждой ассортиментной группе.
Длина определяется общим числом товаров фирмы.
Гармоничность отражает степень близости различных линий с точки зрения конечного использования товара.
Обновляемость - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых потребностей, хар-ся количеством новых товаров в общем перечне товаров.
Товарная политика – это совокупность общих решений по товару предприятия: формирование и поддержание определенного ассортимента товаров, отвечающих желаниям потребителя и учитывающих текущие и долгосрочные цели фирмы.
Система формирования ассортимента включает решения по ширине и глубине ассортимента, решения по изъятию из ассортимента товаров из-за изменений в конкурентоспособности, рассмотрение предложений о создании новых товаров, усовершенствовании существующих.
Лекция 7. Сущность и классификация цен.
Вопрос для самостоятельного изучения. Эволюция теории ценообразования
1. Теория трудовой стоимости Сущность данной теории состоит в том, что основой цены является стоимость, созданная трудом. (Петти, Смит, Рикардо. Последовательно разработана К.Марксом).
По Марксу, цена – денежное выражение его стоимости, а его стоимость – воплощенные в товаре общественно полезные затраты, но не всякие, а соответствующие средним условиям умелости и интенсивности труда.