Целевой сегмент рынка и позиционирование товара
После разделения рынка на отдельные сегменты необходимо оценить степень их привлекательности и решить, на сколько сегментов должно ориентироваться предприятие, иначе говоря, выбрать целевые сегменты рынка.
Можно прогнозировать различия сегментов и выпустить на весь рынок один тип товара, обеспечивая ему привлекательность в глазах всех групп потребителей – в этом случае применяется стратегия массового маркетинга. Главная цель – максимизировать сбыт. Проникновение на большое число сегментов связано с широким захватом всего рынка и требует значительных затрат ресурсов, поэтому такая стратегия, как правило, применяется крупными предприятиями. Для удачного массового маркетинга необходимо, чтобы большинство покупателей испытывали потребность в одинаковых свойствах товара.
Можно сконцентрировать усилия и ресурсы производителя на одном сегменте рынка (специфической группе потребителей): это стратегия концентрированного маркетинга. Она особенно привлекательна при ограниченных ресурсах, для небольших предприятий. Предприятие концентрирует усилия и ресурсы там, где оно имеет возможность использовать свои преимущества, обеспечивая экономию на специализации производства и прочную рыночную позицию за счет высокой степени уникальности и индивидуальности в удовлетворении потребностей.
Можно охватить несколько сегментов и выпускать для каждого из них свой товар или его разновидности: это стратегия: дифференцированного маркетинга. Охват нескольких сегментов рынка требует значительных ресурсов и возможностей предприятия для производства и маркетинга разных марок или товаров.
Последний этап сегментирования рынка – разработка плана или комплекса маркетинга.
Маркетинговый подход | Массовый маркетинг | Сегментация рынка | Множественная сегментация |
Целевой рынок | Широкий круг потребителей | Одна хорошо определенная группа потребителей | Две (или более) хорошо определенные группы потребителей |
Товар или услуга | Ограниченный ассортимент товаров или услуг под одной торговой маркой для многих типов потребителей | Одна марка товаров или услуг, адаптированная для одной группы потребителей | Отличительная марка товаров или услуг для каждой группы потребителей |
Цена | Один "общепризнанный" диапазон цен | Один диапазон цен, приспособленный для одной группы потребителей | Отличительный диапазон цен для каждой группы потребителей |
Товародвижение, сбыт | Все возможные торговые точки | Все подходящие торговые точки | Все подходящие торговые точки различные для разных сегментов |
Продвижение | Средства массовой информации | Все подходящие средства массовой информации | Все подходящие средства массовой информации различные для разных сегментов |
Упор в стратегии | Ориентация на различные типы потребителей через единую широкую программу маркетинга | Ориентация на конкретную группу потребителей через высокоспециализированную, но массовую программу | Ориентация на два (или более) различающихся рыночных сегмента через различные маркетинговые планы, приспособленные к каждому сегменту. |
Производственное потребление | ||||||
По характеру причины спроса | По типу финансирования покупателя | По типу дальнейших отношений | По отрасли хозяйства | По финансовым аспектам | По отрасли промышленности | По использованию продукта |
Модернизация | Частные | С сервисом | Промышленность | С прямым кредитом | Машиностроение | Конечное изделие |
Реновация (обновление) | Государственные | Без сервиса | Строительство | С задержкой выставления счета | Приборостроение | |
Абсолютно новый спрос | Кооперативные | Сельское хозяйство | ||||
Общественные | Культура, наука |
ТЕМА 4