Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса
В самом полном виде инновация - это «процесс использования знания информации для создания и внедрения "чего-либо нового и полезного»
Инновация как основа стратегии развития предприятия включает не только технические или технологические разработки но и поиск и использование новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке новых товаров и услуг новых финансовых инструментов. Они вследствие этого должны характеризоваться более высоким технологическим уровнем более высокими потребительскими качествами товара или услуг по сравнению с предыдущим продуктом
Специфика ресторанного бизнеса как отрасли сферы услуг предполагает под инновациями не только улучшение качества жизни людей удовлетворение потребности в качественной экологический аспект красиво и вкусно приготовленной наслаждение но и грамотно выстроенные взаимоотношения с клиентами грамотную маркетинговую политику истратеги а также ует необходимости коммерциализации инновационных разработок получение патентов регистрация #ирменных знаков целомT инновационный проект такого рода представляет собой сложну$ систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам срокам и исполнителям мероприятий направленных на достижение конкретных целей ззадач на приоритетных направлениях развития науки и техники
61. Стратегические изменения организационной структуры в обеспечении реализации стратегии предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса.
Радикальное преобразование организации проводится на стадии выполнения стратегии в том случае, если организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, ее слиянием с аналогичной организацией. В этом случае слияние различных культур, появление новых продуктов и новых рынков требуют сильных внутриорганизационных изменений, особенно касающихся организационной структуры.
Одним из достаточно распространенных стратегических изменений является изменение организационной структуры. Для стратегического управления организационная структура является одним из важных средств обеспечения реализации стратегии. В связи с этим и ее оценка, и ее выбор в процессе выполнения стратегии обусловлены в первую очередь тем, способствует ли организационная структура достижению целей организации. Поэтому процесс ее выбора или изменения строится по следующей схеме:
- уясняется, какие из задач и функций, выполняемых в организации, имеют критическое значение для осуществления стратегии и насколько эти задачи и функции для своего воплощения требуют нового и специфического подхода;
- устанавливается связь между выделенными стратегическими задачами и функциями и рутинными функциями, выполняемыми в организации. При этом задача состоит не в том, чтобы установить связи между подразделениями, а в том, чтобы установить связи между отдельными частями стратегии;
- формируются структурные единицы организации, в основе которых лежат стратегически важные задачи и функции;
- определяется степень самостоятельности каждой структурной единицы в принятии решений и уровни в иерархии, на которых происходит принятие решения относительно деятельности структурных единиц бизнеса;
- устанавливаются организационные связи между единицами бизнеса, что предполагает фиксацию их мест в организационной иерархии, определение форм и способов коммуникации руководителей и представителей единиц бизнеса, а также степени и формы участия в выработке общеорганизационной стратегии.
Культура предприятия трудно поддается изменению, вместе с тем она является ключом к реализации стратегии. Отсутствие или низкий уровень организационной культуры могут стать главной причиной провала стратегии предприятия.
Таким образом, в первую очередь при проведении изменений необходимо оценить организационную структуру и организационную культуру с точки зрения их соответствия выбранной стратегии и если это необходимо, то они должны быть изменены.
Необходимо привлекать людей к выработке конкретных шагов для осуществления изменений. Чем больше людей чувствуют, что принимают участие в выработке стратегии достижения поставленной цели, тем в большей степени эти люди будут готовы пройти через связанные с этим изменения.
Составляющие корпоративной культуры и ее вклад в реализацию выбранной стратегии предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса. Стратегические изменения корпоративной культуры, стимулирующие достижение поставленных целей предприятия.
Корпоративная культура является «душой» организации, устанавливающей невидимые направляющие рычаги. На стадии реализации стратегии значительные усилия прилагаются для приведения организационной культуры в соответствии с выбранной стратегией. Поэтому уже на этапе формирования стратегии необходимо анализировать ее соответствие культуре компании и учитывать необходимость изменения корпоративной культуры.
Корпоративная культура - это сформированное на протяжении всей истории компании совокупность правил и приемов адаптации организации к требованиям внешней среды и формирования внутренних отношений между группами работников. Корпоративная культура складывается из следующих составляющих:
- философия бизнеса и отношение компании к сотрудникам;
- преобладающие ценности, на которых базируется организация;
- нормы поведения, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;
- климат, существующий в организации;
- поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении определенных церемоний, в использовании выражений, знаков и т.п.
Корпоративная культура формируется как реакция на проблемы:
1) интеграции ресурсов и усилий, например, создание общей терминологии, создание механизма наделения властью, лишения прав;
2) взаимодействия с внешней средой (выработкой миссии, целей и средств их достижения).
Формирование организационной культуры происходит под влиянием многих факторов. К первичным факторам относятся:
- точки концентрации внимания высшего руководства;
- реакция руководства на критические ситуации организации;
- отношение к работе и стиль поведения руководителей;
- критериальная база отбора, назначения, продвижения, поощрения и увольнения сотрудников.
В группу вторичных факторов входят:
- структура организации;
- система передачи информации и организационные процедуры;
- внешний и внутренний дизайн и оформление помещения;
- мифы и истории о важных событиях и лицах организации;
- формализованные положения о философии и смысле существования организации.
Воздействие культуры организации на процесс реализации стратегии осуществляется следующими путями:
- культура формирует неофициальные правила, интуитивные требования и атмосферу;
- культура воспитывает и мотивирует людей, способствует восприятию целей, формирует благоприятное отношение к работе.
Конфликт между стратегией и культурой мешает воспринимать поставленные цели, ведет к двусмысленному толкованию задач. В этой ситуации сотрудникам приходится либо придерживаться сформированной культуры и сопротивляться новым методам реализации стратегии, либо ориентироваться на новую стратегию.
Рассмотрим типы организационных культур и их влияние на процесс реализации стратегии. 1. Сильная организационная культура представлена принципами, неразрывно связанными с трудовой деятельностью. Как правило, имеется четко сформулированная миссия, а нормы поведения не меняются при смене руководства компании. Развитию культуры способствуют наличие сильного лидера, приверженность установленным традициям и искренняя забота о благополучии клиентов, работников и акционеров. Конфликт между стратегией и сильной культурой возникает при быстром изменении внешней среды. В этом случае требуются масштабные изменения.
2. Слабая организационная культура отличается наличием множества субкультур, отсутствием системы ценностей, слабыми связями между подразделениями. Компанию сотрудники считают лишь местом получения дохода, отсутствует общее понимание целей. Культура оказывает недостаточную поддержку реализации стратегии: не препятствует, но и не содействует этому процессу.
3. Нездоровая культура ухудшает общую производительность компании. Характеристиками нездоровой культуры являются: - политизация внутренней среды; - враждебное отношение к изменениям; - продвижение по службе жестких исполнителей.
4. Адаптивные культуры характеризуются маневренностью, способностью эффективно реагировать и подстраиваться под изменяющиеся условия. При адаптивных культурах сотрудники не боятся изменений, при этом компания занимает активную позицию в выявлении и оценке проблем, поиске, принятии и выполнении решений. В таких компаниях создается культура, обеспечивающая постоянное воспроизводство ключевых ценностей и принципов. Одна из отличительных черт адаптивной культуры - это учет интересов всех партнеров при принятии решений и изменении внешних условий.
Стратегические изменения корпоративной культуры, стимулирующие достижение поставленных целей предприятия.
Изменение культуры с целью приведения ее в соответствие со стратегией может быть реализовано через следующие направления:
- показательные мероприятия по изменению культуры, в том числе, создание образов для подражания, поощрение сотрудников, чья деятельность соответствует требованиям;
- действенные мероприятия по изменению, например решительная реорганизация, смена состава менеджеров, материальное поощрение, увязанное с реальными результатами работы;
- не только построение, но и развитие корпоративной культуры за счет декларирования и последующего внедрения в культуру ценностей и этики;
- формирование системы поощрения для поддержки стратегии, в том числе присутствие финансовых и нематериальных стимулов и баланс между поощрением и наказанием.