Мировые цены и их особенности
Международная торговля осуществляется, как правило, по ценам мировых товарных рынков, которых по каждому товару может быть от нескольких единиц до нескольких десятков.
В категорию мировых цен могут быть отнесены цены внешнего рынка, которые:
• во-первых, установлены в свободно конвертируемых валютах;
• во-вторых, установлены в условиях свободного торгово-полити-ческого режима (т. е. без административного вмешательства правительства);
• в-третьих, являются ценами на товары или услуги ведущих производителей и поставщиков, т. е. имеющих существенную долю в общем объеме подобной продукции, реализуемой на соответствующем мировом рынке;
• в-четвертых, для товаров сырьевой группы берутся цены тех регионов мира, в которых сосредоточено их производство или торговля, – цены базисных рынков.
Мировые цены характеризуются большой дифференциацией, т. е. существуют разные цены на один и тот же товар не только на разных рынках данного товара, но и на одном и том же рынке. Подобная дифференциация обусловлена объективными и субъективными факторами. К первым можно отнести: национальные издержки на производство товаров, множественность обслуживающих рынок валют, различные транспортные расходы, разнообразие каналов движения товаров от производителя к потребителю, наличие разных производителей, технологий, природных условий и т. п. Страна происхождения или выпускающая товар фирма стали важным фактором, определяющим не только его качество, но и цену. На дифференциацию цен значительное влияние оказывают уровень сервиса и инженерного обеспечения товара, его упаковка, дизайн, многоцелевое назначение, условия и сроки поставки и т. д. К субъективным факторам относится разнонаправлен- ность их действия. Так, с одной стороны, открытость мирового рынка, широта товарной номенклатуры, разнообразие каналов товародвижения создают острую конкуренцию, что способствует снижению уровня цен и их выравниванию. С другой стороны, территориальная протяженность рынка, большая доля торговли в рамках союзов, транснациональных корпораций, ценовая стратегия фирм и т. д. способствуют дифференциации цен.
Большую роль в формировании мировых цен играет и государство. Используя механизмы валютного, налогового и таможенного регулирования, субсидируя собственных экспортеров, оно существенно может влиять на величину цен на мировом рынке, поэтому национальные цены отличаются от мировых. При импорте товара они повышаются на сумму доплат в виде таможенных пошлин, налогов, сборов, демпинговых, компенсационных и иных сборов, а при экспорте могут быть и снижены, если производителю предоставлены налоговые, амортизационные, кредитные и иные льготы. По этой причине мировая цена, как правило, отличается от цены товара на внутреннем рынке. Разрыв между ними может составить до 30 % и более, причем на готовые изделия он намного больше, чем на сырьевые товары.
Фактически нет единой мировой цены, как и нет одного мирового рынка товаров. Однако в практической деятельности используются обобщенные термины «мировая цена», «мировой рынок» какого-либо товара, т. е. имеются в виду мировые базисные цены – цены основных мировых экспортеров и импортеров, цены международных товарных бирж, аукционов, торгов. Более того, по каждому товару имеется несколько видов и источников цен, что позволяет, сопоставляя их и динамику изменения, находить для себя оптимальный вариант.
При этом следует учитывать, что за последние годы на мировом рынке произошли существенные изменения. Во-первых, современный мировой рынок имеет достаточно сложную структуру с широким спектром отдельных автономно функционирующих субрынков, на которых складывается «собственная» структура цен и которые обладают специфическими особенностями спроса и предложения. Во-вторых, на смену массовому производству товаров, в том числе и товаров, относящихся к товарам массового производства, пришло производство продукции небольших партий, рассчитанных на конкретных потребителей и удовлетворяющих определенные запросы и заказы. В-третьих, под влиянием научно-технического прогресса сокращается жизненный цикл товаров, что влечет за собой изменение сроков реализации конкретной ценовой стратегии участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В-четвертых, на мировом рынке, особенно в торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами, существенную роль играют посреднические фирмы, также имеющие свою прибыль в результате осуществления продаж, поэтому цены у непосредственных производителей и у реализующих их продукцию посредников значительно отличаются. В-пятых, на мировые цены сильное влияние оказывают транснациональные компании (ТНК), деятельность экономических интеграционных объединений государств, международных экономических и финансовых организаций, таких как ВТО, МВФ, МБРР и др.
Участники внешнеэкономической деятельности должны быть готовы встретиться с существенными колебаниями цен, предоставлением различных скидок или надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, так как разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т. п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы, поэтому при импортных поставках руководствуются не только ценой продукции на разных рынках, но и транспортной составляющей, которая может существенно повлиять на конечную цену товара.
Таким образом, указанные особенности мировых цен требуют от субъектов внешнеэкономической деятельности повышения уровня ценовой работы и разработки ценовой стратегии при выходе на внешние рынки, в частности путем получения достаточного информационного обеспечения, систематического слежения за конъюнктурой мировых рынков, повышения квалификации специалистов и т. п.
Информацию о базовых ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько групп: справочные цены; биржевые котировки; цены аукционов; цены международных торгов; цены фактических сделок; цены предложений крупных фирм; цены, публикуемые в прейскурантах, справочниках, проспектах, каталогах. Эти цены в той или иной степени отражают уровень мировых цен.
Справочные цены – это цены внутренней оптовой торговли или внешней торговли стран с рыночной экономикой. Справочные цены публикуются в деловых газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах объединениями производителей, брокерскими фирмами, информационными агентствами и бюро.
Биржевые цены, или биржевые котировки, – цены товаров, являющихся объектом биржевой торговли.
На эти цены ориентируются в основном на торговле сырьем или полуфабрикатами, цветными металлами, нефтью, нефтепродуктами, зерновыми, сахаром, кофе и др. Они всегда оперативно отражают реальный уровень при заключении конкретных сделок, поскольку каждая биржа осуществляет учет, систематизацию и публикацию биржевых котировок. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках.
Цены аукционов – это цены специально организованных или регулярно действующих рынков публичной продажи товаров индивидуального качества. Они отражают реальные сделки, близки к котировкам бирж и могут служить ориентиром для установления цен. Особенно важное значение имеют аукционы при реализации пушнины, шерсти, чая, табака, спортивных лошадей. Через аукционы в США и Канаде реализуется до 70 % пушнины, в Норвегии, Швеции и Дании – до 90–95 %. На них продается 80 % экспорта чая из Индии и 95 % – из Шри-Ланки, 90–95 % шерсти из Австралии и Новой Зеландии. Аукционные цены широко используются и во внеаукционной торговле указанными товарами.
Цены международных торгов – это цены заказов на поставку сложного и капиталоемкого оборудования с индивидуальными характеристиками: на сдачу подрядов на проведение определенных работ по заранее объявленным условиям в специальном документе – тендере (например, по строительству промышленных объектов, аэродромов, дорог, электростанций и т. п.). Цены торгов используются по широкой номенклатуре объемного оборудования, в том числе по дорожно-стро-ительному, подъемно-транспортному, сельскохозяйственному, энергетическому, железнодорожному подвижному составу, грузовым автомобилям и др. Эти цены охватывают около 1/3 всех экспортных цен на машины и оборудование. Особенно важна роль торгов при оценке строительства промышленных предприятий, железнодорожных и других мостов, трубопроводов, железных и автомобильных дорог, электростанций, крупных сельскохозяйственных объектов, шахт, нефтеперерабатывающих заводов и т. п. Использование цен торгов в коммерческой практике предприятий ширится и распространяется на новые виды оборудования (например, атомные электростанции, спутниковые станции связи и др.).
Цены фактических сделок отражают реальные цены заключенных договоров. Время от времени цены сделок появляются в печати. Если сопоставить хотя бы одну такую цену со справочной, то можно сориентироваться и достаточно точно определить уровень цены при подготовке проекта договора. Эта цена, естественно, не должна быть окончательной, она может служить базой для ведения переговоров.
Цены предложений крупных фирм менее представительны, чем цены фактических сделок, поскольку отражают монопольный характер поставок товара и, по существу, имеют характер справочных цен, так как первоначальные цены в результате согласования при заключении сделок обычно понижаются.
Виды договорных цен
Договорной называется конкретная цена, которую согласовали между собой продавец и покупатель в ходе переговоров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Договорная цена действительна на весь период действия договора, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Договорные цены нигде не публикуются, так как представляют коммерческую тайну. В принципе договорные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.
Цена может быть зафиксирована в договоре в момент его заключения или определяться в течение срока его действия либо к моменту исполнения договора. В зависимости от способа фиксации цены различают следующие основные виды цен: твердая; подвижная; с последующей фиксацией; скользящая.
Твердая цена согласовывается и устанавливается в момент подписания договора и не подлежит изменению в течение срока его действия. Такие цены применяются как в сделках с немедленной поставкой, так и с поставкой в течение короткого срока.
Подвижная цена – это зафиксированная при заключении договора цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении подвижной цены в договор вносится ценовая оговорка о повышении и понижении цены, предусматривающая, что, если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в договоре. При этом обязательно должен быть указан источник, которым стороны будут руководствоваться при определении индекса изменения цен, а также допустимый минимум отклонения рыночной цены от договорной (2–5 %), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. Подвижные цены чаще всего устанавливаются на промышленные, сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным договорам.
Цена с последующей фиксацией устанавливается в назначенные договорами сроки на основании согласованных источников (в том числе и в процессе исполнения договора). Так, договором может быть предусмотрено, что цена на проданные по нему товары будет установлена на уровне цен мирового рынка на определенную дату, в день поставки товара покупателю, перед поставкой каждой предусмотренной договором партии товара или при долгосрочных поставках перед началом каждого календарного года. При этом должно быть четко указано, какими источниками информации о ценах следует руководствоваться для определения уровня цены.
Скользящая цена – это цена, исчисленная в момент исполнения договора путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период его исполнения. Применяется в договорах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно измениться. Скользящая цена состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой на дату коммерческого предложения или подписания договора, и переменной, корректируемой при изменении ценообразующих факторов (заработной платы, стоимости сырья, энергоресурсов и т. д.) в период его действия.