Этап определения взаимодействия между техническими характеристиками продукции

Сила взаимосвязи между техническими параметрами отображается в элементах (ячейках) треугольной матрицы связей (субтаблица 6), образующей «крышу» матрицы «дома качества», с использованием символов, приведенных в табл. 5.3. Видно, что характеристика «твердость пленки» имеет слабую взаимосвязь с характеристикой «эластичность пленки при изгибе» и среднюю взаимосвязь с характеристикой «морозостойкость». Характеристика «условная вязкость» имеет сильную взаимосвязь с характеристикой «укрывистость высушенной пленки». Обозначенные символами «.●.», «.○.», «.∆.» взаимосвязи имеют очень важное значение при детализации (подробном описании) путей усовершенствования этой продукции.

Этап технического анализа

На этом этапе в очередной «комнате» «дома качества» в верхней строке субтаблицы 8 были проставлены единицы измерения для каждой технической характеристики продукции. Например, за единицу измерения характеристики «массовая доля нелетучих веществ» принят процент (%), характеристики «твердость пленки» — условная единица (усл. ед.), а характеристики «стойкость пленки к статическому воздействию воды» — час(ч).

С использованием этих единиц измерения во второй и третьей строках субтаблицы 8 приведены значения технических характеристик «нашей» и конкурирующей продукции. В частности, после испытаний на морозостойкость на покрытии из «нашей» эмали ПФ-115 белого цвета появились мелкие трещины, а у конкурирующей эмали лишь уменьшился глянец. При статическом воздействии воды на покрытии из «нашей» эмали ПФ-115 белого цвета дефекты появляются через два часа, а в случае эмали конкурента— через четыре.

Этап определения целевых значений технических характеристик продукции

Целевые значения технических характеристик продукции определяют на основе имеющихся данных с учетом их приоритетности. Целевые значения имеют непосредственное отношение к улучшению технических характеристик продукции, к которому стремятся менеджеры, поэтому команды проектировщиков в дальнейшем должны осуществлять эти улучшения. В рассматриваемом нами примере главный упор сделан в основном на улучшение следующих характеристик:

• стойкость покрытия к статическому воздействию воды (18 %);

• термостойкость (12 %);

• укрывистость высушенной пленки (11 %).

Рекомендации по улучшению эмали ПФ-115 белого цвета

QFD-команда, занимавшаяся выполнением проекта усовершенствования процесса производства эмали ПФ-115 белого цвета, помимо первого «дома качества», представленного на рис. 11, построила второй, третий и четвертый «дома качества» и с их помощью выработала рекомендации, приведенные ниже.

В связи с тем что эмаль ПФ-115 белого цвета используется для окраски металлических и деревянных изделий, эксплуатирующихся в атмосферных условиях, в первую очередь необходимо улучшить стойкость покрытия к статическому воздействию воды и его термостойкость. При построении последующих «домов качества» QFD-команда пришла к решению, что эти улучшения могут быть достигнуты путем замены мела, ранее применявшегося в качестве наполнителя, на микромрамор.

Для того чтобы улучшить укрывистость высушенной пленки, было рекомендовано использовать пигмент с более высокой белизной и со специальной формой частиц (игольчатой или чешуйчатой).

Для улучшения ожидания потребителя «блеск пленки» и технической характеристики «степень перетира» необходимо изменить режим введения пленкообразователей в пасту в ходе процесса замеса. Первоначально следует вводить не свыше 60 % пленкообразователя, что обеспечивает более эффективное смачивание пигмента и наполнителя. Кроме того, необходимо ввести в технологию стадию «вызревание пигментной пасты» (после предварительного смешивания в течение 5—6 часов при температуре 20—35 °С), что ускоряет процесс диспергирования и позволяет снизить энергозатраты. Для вызревания пасты рекомендуется контролировать температуру воды-теплоносителя, которая должна быть близка к 40 °С.

Для снижения вероятности возникновения несоответствий было рекомендовано производить пересчет рецептуры на компьютере, что повысит точность и надежность расчетов, позволит уменьшить вероятность брака.

Диссольвер должен быть снабжен бесступенчатым вариатором скорости, позволяющим менять число оборотов от 0 до 2500 об/мин, так как пигментную пасту предварительно смешивают при скорости мешалки 400 об/мин, а диспергируют при скорости 2,0—2,5 тыс /мин.

Практическая часть

Постройте дом качества для своего продукта.

Контрольные вопросы:

1. Для решения каких задач предназначена QFD-методология?

2. Почему таблицу –матрицу часто называют «Домом качества»?

3. Каким образом связаны друг с другом 4 дома качества, представленные на рисунке 10?

4. каковы цели применения QFD-методологии?

5. Обязательно ли создавать межфункциональную команду для осуществления усовершенствования с применением QFD-методологии?

6. Расскажите о примерном порядке QFD-методологии при построении первого «дома качества».

7. Помог ли вам приведённый выше пример применения QFD-методологии для улучшения качества эмали ПФ -115 белого цвета?

8. Как был выполнен первый этап определения ожиданий потребителей в этом примере применения QFD-методологии?

9. Каким образом был выполнен второй этап определения сравнительной ценности эмали ПФ -115 белого цвета в рассмотренном примере.

10. Расскажите о содержании этапа установления цели проекта на основе рассмотренного примера.

11. Каким образом вычисляют показатели «степень улучшения» и «весомость» в рамках определения цели проекта.

12. Каким образом могут быть определены технические характеристики продукции на этапе их подробного описания и в какую субтаблицу «дома качества» они вносятся.

13. Расскажите о целях, задачах и сущности этапа заполнения матрицы связей с использованием приведённого примера.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Австриевских, А.Н. Разработка системы менеджмента качества предприятия по производству БАД на основе структурирования функции качества: дис. …д-ра техн. наук.- М.: Моск. ун-т пищ. производств, 2003.- 453 с.

2. Австриевских, А.Н. Система менеджмента качества в производстве БАД.- М.: Пищевая промышленность, 2003.- 296 с.

3. Алиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление/ В. Алиферов, В.В. Репин: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004.-319с.

4. Аристов, О.В. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / О.В. Аристов.-М.: ИНФРА-М,2006.-240с.

5. Басовский, Л.Е. Управление качеством / Л.Е. Басовский, В.Б. Пропасьев: учеб.-М.: ИНФРА-М, 2000.- 324с.

6. Бовыкин, В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов.- М.: Экономика, 1997.- 319с.

7. Версан, В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности.- М.: Изд-во стандартов, 1994.- 289 с.

8. Владимирцев, А.В. Система менеджмента качества и процессный подход/ А.В. Владимирцев, О.А. Марцинковский, Ю.Ф. Шеханов //Методы менеджмента качества .- 2001.-№2.- С.4-7.

9. Владимирцев, А.В. Принципы современного менеджмента качества в деятельности по сертификации систем управления/ Стандарты и качество.- 2001.-№5-6.- С. 142-144.

10. Воронин, В.Г. Менеджмент в пищевой промышленности/ В.Г. Воронин.- М.: КолосС, 2003.-280с.

11. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.3.2. 1078-01. М.: Книгасервис, 2002.- 160с.

12. Глазунов, А.В. Постоянное улучшение. Подходы, методы и приёмы // Методы менеджмента качества .- 2002.- С. 30-34.

13. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции .- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РИА Стандарты и качество, 2001.- 424с.

14. Жулинский, С.Ф. Статистические методы в современном менеджменте качества/ С.Ф. Жулинский, Е.С. Новиков, В.Я. Поспелов. –М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2001.-208с.

15. Зуев, Е.Т. Менеджмент качества в производстве напитков/ Е.Т. Зуев М.: ООО Протектор, 2003.- 104с.

16. Качество в 21 веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона /пер. с англ. А. Раскина.- М.: РИА Стандарты и качество, 2005.- 280 с.

17. Магомедов, М.Д. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности / М.Д. Магомедов, А.В. Рыбин; учеб. пособие.- М.: Дашков и К, 2006.- 192 с.

18. Мазур, И.И. Управление качеством/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро: учеб. пособие.- М.: Высш.шк., 2003.—384с.

19. Менеджмент процессов /под ред. Й.Беккера, Л.Вилкова, В. Таратухина, М.Куглера,М. Роземана.-М.:ЭКСМО, 2007.-384с.

20. Мишин, В.М. Управление качеством: учеб./ В.М. Мишин.- 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2005.- 463с.

21. Никитин, В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО серии 9000:2000.- СПб.: Питер, 2002.- 272с.

22. Никитин, В.А. Оценивание результативности и эффективности корректирующих и предупреждающих действий // Методы менеджмента качества.- 2003.-№7.- С. 49-55.

23. Понкратова, Т.А. Общая теория статистики: учеб.модуль.Ч.1/Т.А. Понкратова; КемТИПП.-Кемерово, 2002.-98с.

24. Репин, В.В.Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /В.В. Репин, В.Г. Елиферов.- 5-е изд. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2007.- 408с.

25. Cеклецова, О.В. Управленческий анализ: учеб.пособие / О.В. Секлецова.-КемТИПП.-Кемерово, 2005.-100с.

26. Семёнова, Е.И. Управление качеством/ Е.И. Семёнова, В.Д. Коротнев, А.В. Пошатаев и др.; под ред. Е.И. Семёновой.- М.: КолосС, 2004.- 184с.

27. Система экологического менеджмента: учеб. пособие / под ред. Т.В. Гусевой.- М.: Делипринт, 2005.- 345с.

28. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие / С.В. Пономарёв, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов и др. –М.: РИА Стандарты и качество.- 2005.- 248с.

29. Федюкин, В.К. Управление качеством процессов./В.К. Федюкин. - СПб.: Питер, 2004.- 208с.

30. Цугель, Т.М. Разработка, внедрение и подготовка к сертификации систем менеджмента качества по МС ИСО серии 9000 на малых и средних предприятиях // Стандарты и качество .- 2002.- №10.- С. 70-76.

31. Шадрин, А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике.- М.: ООО. НТК. ТРЕК, 2005. 2-е изд., испр. – 360 с.

32. Эванс, Джеймс Р. Управление качеством: учеб. пособие / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 671с.

33. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж. Компанеллы / Пер. с англ. А.Раскина / науч. ред. Ю.П. Адлер и С.Е. Щепотова.- М.: РИА Стандарты и качество, 2005.- 232с.

32. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 2001-08-15. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 26 с.

33. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. - Введ. 2001-08-15. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 21 с.

34. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - Введ. 2001-08-31. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 61 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 1. Практическая работа № 1. Основные понятия выборочных исследований Практическая работа № 2. Поточная диаграмма (flow chart) Практическая работа № 3. Диаграмма процесса осуществления программы Практическая работа № 4. Коллективная работа в командах — важнейший инструмент осуществления проектов прорыва и/или постепенного улучшения качества Практическая работа № 5. Анализ форм и последствий отказов (FMEA-методология) Практическая работа № 6. Развертывание функции качества (QFD-методология) Список рекомендуемой литературы                

Учебное издание

Наши рекомендации