МаркЕтинг или мАркетинг?

мАркетинг и маркЕтинг, мАркетинговый и

маркЕтинговый — абсолютно равноправные

варианты.

Портал Gramota.ru

Знаете ли вы, откуда слово «маркетинг» появилось в русском языке?

Я слышал такую версию.

Говорят, что когда СССР подписал Хельсинский договор, то в одном из его пунктов переводчики столкнулись с терми­ном «marketing».

Как адекватно перевести его, они не знали.

Говорят, что этот вопрос рассматривался на заседании эко­номического совета ЦК КПСС. В качестве слов-заменителей среди прочих предлагались слова «рынкитинг», «сбытинг» и «продажинг».

К счастью, здравый смысл возобладал, и перевод решили сделать калькой. При переводе, естественно, сохранилось и ударение. Так в нашем языке появилось слово «мАркетинг». А через несколько лет — и первая переводная книга со сло­вом «маркетинг» на обложке. Так маркетинг вошел в нашу экономическую жизнь.

Но до сих пор продолжаются споры. Как правильно гово­рить, куда ставить ударение (см. эпиграф к главе)?

Но лично я говорю «мАркетинг» и ожидаю этого от других.

Почему?

Для меня это показатель того, что в учебном заведении, в котором учился человек, который говорит «мАркетинг»,

преподавал тот, кто когда-то работал с моим наставником. Го­ворить «мАркетинг» учили и учат в ГАУ, МГУ, ВАВТ, Пле­хановском, МГИМО. Я не понаслышке знаю, что там препо­давание маркетинга ведется качественно.

Для меня «маркЕтинг» из ряда слов, которые первоначаль­но предлагались для перевода (помните? — «рынкитинг», «сбытинг» и «продажинг»).

Я полностью согласен с теми, кто считает, что «мАркетинг» носит легкий налет хорошего экономического образования. Это некий дифференциатор. Некий налет профессионализ­ма. Некое кодовое слово.

Когда слышу от собеседника «мАркетинг», я настраиваюсь на более полное взаимопонимание- Я уверен, что мы будем говорить с собеседником на одном языке.

Конечно, можно говорить «маркЕтинг» и при этом быть хорошим менеджером по маркетингу. Этэ отнюдь не поме­шает вам делать карьеру.

Но и не поможет.

Но лично я всегда стараюсь переучить гех, с кем мне при­ходится работать.

Зачем ему понижать свою профессиональную привлека­тельность и индивидуальную конкурентоспособность?

«Вот моя визитка»

Однажды один американский бизнесмен прилетел в коман­дировку в Лондон и остановился в роскошном пятизвездоч­ном отеле.

Утром он сделал пробежку и потом в халате спустился к бассейну, чтобы поплавать. Кроме него в бассейне был еще один гость. Когда американский бизнесмен закончил плавать и подошел к столику с напитками, который стоял у бассейна, то оказалось, что этот гость — японец, который на прекрас­ном английском языке поприветствовал американца.

Они поговорили о погоде, потом американец поинтересо­вался по каким делам здесь японец. Выяснилось, что они оба работают в банковском секторе. Как только американец на­звал свою компанию, японец сказал, что он прекрасно знает эту корпорацию, у нее очень хорошая репутация и что он очень счастлив встретить ее представителя в этом городе, С этими словами он достал из кармана своих плавок не­промокаемую пластиковую визитную карточку и вручил ее американцу.

Конечно же, даже в кармане халата у американца визит­ной карточки не оказалось, и он пообещал передать свою ви­зитку при следующей возможной встрече.

Я услышал эту историю перед своей первой поездкой в Японию и, конечно же, уже знал, как трепетно относятся японцы к этикету визитных карточек. Мне не пришлось крас­неть в Японии за отсутствие визитных карточек. Где бы мы ни были — в офисах или на заводах Копка, караоке-баре, на рыбалке или в парке аттракционов — всегда под рукой у меня был запас моих визитных карточек.

И эта история, и поездка в Японию пошли мне на пользу. С этого времени, всегда и везде, в разных карманах, сумках и кошельках у меня лежат визитные карточки.

Выводы из этой истории должны сделать и вы — держите при себе визитные карточки всегда. Не забывайте их. Это очень непрофессионально, когда у менеджера по маркетингу нет визитной карточки. И поговоркой «Сапожник без сапог» без ущерба для своего имиджа (и возможно, упущенной де­ловой возможности) вам не обойтись.

Сделайте визитных карточек больше — для себя и для всех других работников, включая секретарей и курьеров. Это не­дорого стоит, но эффект от этого двойной — это и реклама, и мотивация.

Да, вы можете использовать визитные карточки для моти­вации сотрудников.

Когда один из менеджеров по продаже из московского офиса в 1999 году вошел в число 50 лучших менеджеров по продаже во всем мире в компании Lucent Technologies, мы заказали для него визитные карточки с логотипом «Клуба миллионеров».

Как он потом сказал нам, ему было что обсудить с клиен­том после обмена визитными карточками. Его собеседнику всегда было интересно узнать, что обозначал золотой логотип на визитке и слова «Клуб миллионеров».

Руководитель одного рекламного агентства добавил лишь одно слово в название должности своего арт-директора. Те­перь на его визитке было напечатано: «Блестящий арт-директор» (прием, конечно же, подходит для работников творче­ских профессий).

Добавление таких слов, как «руководитель проекта», «за­меститель отдела», «старший», «ведущий», также обеспечи­вает дополнительную мотивацию для сотрудников и, поми­мо этого, неплохо действует на клиентов.

Если возможности (и фирмсенный стиль) позволяют — выделяйтесь! Сделайте визитную карточку необычной.

Попробуйте подойти к изготовлению визитной карточки так же, как и к изготовлению рекламы, используя модель AIDA (Attention, Interest, Desire, Action — внимание, инте­рес, желание, действие).

Когда вы даете карточку вашему партнеру, привлекает ли она его внимание? (Он не засовывает ее отработанным дви­жением в свой бумажник не глядя?)

Вызывает ли она у него интерес (он начинает рассматри­вать ее)?

Возникает ли у него желание задать какие-то вопросы про вас, ваш бизнес и вашу визитную карточку?

Технический прогресс не стоит на месте, данные вашей визитной карточки, вероятнее всего, перенесут в компьютер или миникомпьютер, но если ваша визитка — шедевр, то ее новый владелец точно сохранит ее в своей картотеке.

Кстати, если у вас есть миникомпьютер Palm, то вы може­те меняться («отбимить») своей электронной визитной кар­точкой с другими владельцами E*alm. Создайте и пользуйтесь электронной карточкой Microsoft Outlook, она позволяет вам предоставить несколько вариантов сведений о себе.

Играйте с размером (но не делайте ее больше, чем «кар­машки» для их хранения), формой (например складывающа­яся визитная карточка, на которой можно разместить в два раза больше информации), цветом, материалом, фактурой визитной карточки.

Это не обязательно должна быть собственно карточка — я видел визитную карточку в виде карандаша, маленькой шо­коладки, ластика и ручки (конечно лее, при этом у владель­цев таких «карточек» есть и самые обычные визитки).

Уже никого не удивишь визитной карточкой-хайтек в виде минидиска с огромным количеством информации, иллюст­раций и интернет-сылок.

Вы можете использовать необычное оформление, слова, фотографию (позаботьтесь, чтобы ваша фотография была качественной и профессионально сделанной).

Используйте оборотную сторону — поместите на ней ин­формацию о вашей компании, слоган, какой-то совет, цита­ту, которая произведет впечатление и запомнится.

Да, конечно, в соответствии с международным этикетом это считается дурным тоном. Но почему бы нет? Вы можете иметь для международных контактов одностороннюю визит­ную карточку, а для бизнеса в России почему бы не использо­вать оборотную сторону, которая выделит вас среди других и позволит вам донести до вашего потенциального клиента боль­шее количество информации?

Правила для того и существуют, чтобы их нарушать — в свою пользу.

Постарайтесь найти баланс между здравым смыслом и желанием разместить на визитной карточке как можно боль­ше информации. Не перегружайте визитку информацией. Не стоит перечислять все ваши должности, обязанности и достижения. Оставьте одну, максимум — две главные пози­ции. И отранжируйте их по значимости.

Не увлекайтесь номерами телефонов и факсов. Вполне достаточно двух телефонов (ресепшн и ваш прямой номер) и номера факса. Указание адреса вашей электронной почты и сайта вашей компании обязательно.

И наконец, о внешнем виде визитки.

Если вы ее проектируете сами (а это ваша задача как ме­неджера по маркетингу), то постарайтесь визитную карточ­ку сбалансировать, это придаст ей законченность и солид­ность. Если вы не знаете, как это сделать, то просмотрите визитные карточки других и скопируйте лучшие образцы. Или поступите еще проще — обратитесь к тем, кто занимает­ся дизайном профессионально.

Не увлекайтесь «производством» визитных карточек сами! Ни в коем случае не стоит «печатать» визитки на лазерном, а тем более на струйном, принтере, после чего вырезать эти визитки ножницами. Лучше уж сделайте виноватое лицо и ска­жите: «Я сегодня взял с собой всего двадцать визиток, и они у меня закончились...» — ущерб для вашего имиджа и имиджа вашей компании в этом случае будет гораздо меньше.

Когда вы вручаете кому-н ибудь свою визитную карточку, то вы можете написать от руки что-то личное на ее обороте (например номер мобильного телефона или еще один недо­ступный для других способ связи с вами).

Свяжите визитную карточку с вашим бизнесом (ваш биз­нес связан с пластиком, сделайте карточки на пластике, стек­лом — на прозрачном пластике, с металлом — на металле).

Используйте визитные карточки в прямой почтовой рек­ламе, когда вы отсылаете рекламные материалы потенциаль­ным клиентам. Рекламные брошюры могут быть убраны в ящик стола, но визитная карточка, вероятнее всего, пойдет в картотеку.

Смотрите, что другие делают со своими визитными кар­точками и, если это приемлемо для вас, копируйте или моди­фицируйте.

Важно, что и как написано на вашей карточке, какая она и как вы ее вручаете (прочитайте об этом в книге об этикете).

Я, например, до сих пор не могу избавиться от приобретен­ной во время работы с японцами привычки вручать карточку двумя руками и также принимать ее. В этом что-то есть, и от­выкать от этого не хочется.

Другой прием я использую, когда мой собеседник, полу­чив мою визитную карточку, начинает искать в ответ свою. Обычно он перебирает свой бумажник и никак не может най­ти карточку. В этом случае я разряжаю обстановку словами: «Ничего, ничего, если вы не найдете визитную карточку, то вы можете дать мне свою кредитную» (мораль из этой исто­рии: заведите специальный футляр для хранения своих ви­зитных карточек (футляр — это тема для отельного разгово­ра). А если вы работаете в банке, то сделайте — для таких, как я, — свою визитку в виде кредитной карточки).

Менеджер по маркетингу без визитной карточки — это хуже, чем сапожник без сапог. Помните, что визитная кар­точка должна сопровождать вас везде.

Техпомощь

Не знаю, как вы, но я прекрасно помню времена, когда я на­чал работу в компании Ciba-Geigy и в моем распоряжении оказались только настольный компьютер, факс и копировальная машина. Но насколько легче тогда стала моя маркетин­говая жизнь! Тогда еще не было электронной почты, сканера, Интернета и многих других столь привычных сейчас вещей.

Но я по достоинству оценил тогда пришедший мне на по­мощь научно-технический прогресс и сейчас по-прежнему стараюсь не отставать от него.

Моя эффективность очень сильно зависит от моих «тех­нических» помощников. Именно они позволяют работать мне эффективнее, быстрее икачественнее.

Вот список вещей, которыми я активно пользуюсь и могу назвать «техпомощью» менеджера по маркетингу:

♦ лэптоп(переносной компьютер). Незаменимая вещь для мобильной работы. Где он, там и работа;

♦ сканер— полезная и удобная вещь;

♦ цифровая фотокамера.Необходимая вещь — особенно если у вас есть сайт (Если вам нужно убедить руковод­ство в целесообразности покупки цифрового фотоаппа­рата, покажите им мои слова: «Господа руководители, приобретение цифровой камеры — не затраты, а инвес­тиции».);

♦ один мобильный телефон(подчеркиваю — один. Явно перебор, когда у вас их два или больше);

Можно ли вообще прожить без мобильного телефона? Те­оретически — да. Я однажды потерял свой мобильный теле­фон и в силу различных причин получил новый только через три недели. Это были самые счастливые три недели в моей жизни! Но с практической точки зрения работать без мобиль­ного телефона сложно.

Одна моя хорошая знакомая — директор по маркетингу одной крупной компании — как-то призналась мне, что она попробовала жить без мобильного телефона в течение полу­года. При всех преимуществах такого образа жизни она под напором коллег все-таки снова завела его.

♦ голосовая почта— Avaya Intuity Audix. Мне повезло ра­ботать в телекоммуникационной компании и пользовать­ся всеми преимуществами нашего телекоммуникацион­ного сервера Avaya Definity. (Если у вас есть возможность работы с голосовой почтой, то вы знаете, о чем я говорю. Если нет — сайт нашей компании www.avaya.ru.);

♦ офисная микросотовая система Avaya Dect R2.По­зволяет носить трубку с собой, отвечать на входящие и делать исходящие звонки;

♦ Avaya Wirelessобеспечивает беспроводный доступ к сети. Со своим лэптопом я могу перемещаться по офису и не привязан к конкретному месту ни в нашем венском офисе, ни в других офисах в других странах;

♦ hands freeдля стандартного офисного телефона — удоб­ный аксессуар, позволяющий во время телефонного разговора продолжать работать на компьютере;

♦ цифровой диктофон.Моему диктофону почти пять лет, он по-прежнему работает безотказно. Подумать страш­но, сколько идей остались бы забытыми без него!

♦ миникомпьютер.Мой Palm V, прослуживший мне три года, недавно заменен на iPaq. Надо признаться, что я скучаю по Palm;

♦ офисный таймер;

Мой таймер очень похож на кухонный, и мои коллеги шу­тят, что я постоянно варю яйца на своем рабочем месте. Они в чем-то правы. Он звонит достаточно часто.

Благодаря ему я могу держать свое слово и перезвонить, например, через 45 минут или сконцентрироваться на задаче, пообещать себе, что она будет сделана за полчаса, ставлю тай­мер на 30 минут — и вперед!

♦ лазерная указка— незаменимая вещь для презентаций;

♦ USB дискна 16 MB — удобная вещь. Позволяет сохра­нять наиболее важные файлы или делать презентацию с компьютера коллеги;

♦ возможности Microsoft Outlook.Я стараюсь макси­мально пользоваться возможностями Outlook, и это очень помогает в работе.

Если вы активно не пользуетесь возможностями своего программного обеспечения, вы снижаете свою эффективность работы на рабочем месте и в Сети (последним «открытием» для меня был Net Meeting — теперь почти каждый пятый зво­нок я делаю с его помощью).

Мне часто приходится ездить в командировки: лэптоп, циф­ровая камера, мобильный телефон, цифровой диктофон, лазерная указка и USB-диск всегда путешествуют со мной (правда, однажды они чуть не остались в аэропорту Алматы по воле и желанию таможенного офицера — но это уже другая история).

Я знаю, что многие вещи, описанные мной, недоступны для некоторых менеджеров по маркетингу (у многих моих менед­жеров в других странах порой не такой богатый набор, как у меня). Но вас не должно это останавливать. Убеждайте ва­ших руководителей в том, что вам необходима «техпомощь», доказывайте, что ваша работа будет делаться лучше и быст­рее (а она будет).

Поставьте технический прогресс себе на службу. Пусть он работает на вас, чтобы вы делали лучший маркетинг.

Однажды меня спросили, как я успеваю так много делать. «У меня много помощников», — ответил я. И уточнил: «Тех­нических».

Наши рекомендации