Все, что вы говорите и пишете, — реклама

Ваши коллеги вправе ожидать от вас интересных и нестан­дартных мыслей, слов, выступлений и писем. Вы же менед­жер по маркетингу!

Подавляющее большинство менеджеров других профессий убеждены, что маркетинг — это самая интересная экономи­ческая дисциплина. Не разочаровывайте их!

Если реклама (печатные материалы, сайт, реклама в прес­се), которую вы делаете для вашей компании, интересна (я надеюсь), то почему же то, что вырывается из ваших уст или выходит из-под пера, должно быть скучным?

Все, абсолютно все, что вы говорите и пишете, — это ваша реклама.

Научитесь (учитесь) говорить правильно, дельно, конкрет­но, интересно, с юмором.

Научитесь (учитесь) писать коротко, правильно, интерес­но, с юмором.

Прочитайте несколько хороших книг о мастерстве презен­таций.

Проработайте несколько книг об искусстве публичных выступлений.

Прочитайте нескол ько хороших книг о том, как правиль­но писать письма и электронные письма (это разные письма, но книга может быть одна).

Не менее важно и научиться правильно слушать и пони­мать язык жестов (считайте, что это маркетинговые исследо­вания).

Помните, чем лучше ваша реклама (чем лучше вы думае­те, говорите и пишите), тем большим спросом будете пользо­ваться и вы.

Кто ваш наставник?

Скажите мне, кто ваш наставник и я скажу, кто вы.

Если вы скажете, что у вас нет наставника, то это тоже ска­жет мне многое.

Найдите своего наставника по маркетингу (или учителя — как вам удобнее) как можно раньше — в самом начале своей карьеры (вы можете сдержать это еще во время учебы в инсти­туте), встречайтесь с ним время от времени, звоните ему, спра­шивайте совета, консультируйтесь в сложных ситуациях.

Что может дать вам наставник?

Вы всегда сможете получить от него профессиональный совет, необходимые информацию и рекомендацию.

Наставник сможет помочь вам определиться с вашими сильными сторонами, укажет на слабые места и сможет пред­ложить, как их можно улучшить (даст ваш объективный вне­шний SWOT-анализ).

Он сможет объяснить вам, как поступить в той или иной ситуации.

Он поможет вашему профессиональному росту.

Поможет установить новые деловые связи в профессио­нальной среде.

В случае необходимости он поможет вам дать независи­мую, объективную оценку какой-то ситуации или проекта.

А если у вас спрашивают рекомендацию при поступлении на новую работу, вы можете предложить связаться с вашим наставником — и вы, и представитель новой компании (или агентства по подбору персонала) должны знать, что характе­ристика будет объективной — вы ведь ученик, а не любим­чик.

Как найти своего наставника?

Это необязательно должен быть ваш начальник или на­чальник вашего начальника (хотя такое и встречается).

Это может быть человек, который пользуется авторитетом в той области, в которой вы работаете.

Это может быть ваш научный руководитель, менеджер, у которого вы проходили практику, или «гуру», с которым вы познакомились на научной конференции.

Ваши отношения могут сложиться сами собой, вы можете спросить совета у этого человека, получить его, поблагода­рить, воспользоваться и обратиться снова. Если человека, к которому вы обращаетесь, такое общение не тяготит, то счи­тайте, что отношения наставничества сложились.

Вы также можете попробовать сделать формальный шаг и попросить стать вашим наставником (за последний год трое попросили меня об этом).

А в некоторых компаниях институт наставничества даже создается специально и поощряется (например, в моей ком­пании существует программа наставничества).

Поверьте, ваш наставник не будет тяготиться подобной дополнительной нагрузкой при условии, что вы будете бла­годарны и не будете чересчур назойливы (знайте, что спро­сить и когда спрашивать).

Как вы можете отблагодарить своего наставника?

Японцы говорят: «Лучшая благодарность ученика по от­ношению к своему учителю, когда он превосходит его».

Это правда. Постарайтесь оправдать ожидания вашего на­ставника, не подводите его, постарайтесь быть таким, как он, а если это возможно — то и лучше его.

Продолжайте обращаться к нему, даже когда вы сами до­бились значительных успехов, не теряйте связи с ним. Даже если вы считаете, что догнали и превзошли его, из общения с ним вы все равно сможете получить пользу.

Еще способ отблагодарить вашего наставника — продол­жить эту традицию. Когда вы сможете стать наставником, то не отказывайте тем, кто нуждается в вашем совете и в вашей помощи.

Я думаю, что моя карьера сложилась бы совсем по-друго­му без поддержки и участия некоторых людей, которые по­могали мне на определенных этапах.

Мне повезло. Начните работать над своим «везением» тоже.

Не останавливайтесь! (учиться)

Если вы думаете, что вы хороши, то вы мертвы.

Майкл Хэммер

У вас за плечами школа и институт. У вашего конкурента — спецшкола и университет. Кто имеет больше шансов устро­иться на хорошую работу? Кому отдадут предпочтение при прочих равных?

У вас высшее специальное образование, у вашего конку­рента — МВА по маркетингу. У кого теперь преимущество?

И если в глазах ваших работодателей роль базового обра­зования с каждым годом вашей карьеры будет снижаться (кого сейчас будет интересовать, что более 15 лет назад я за­кончил Московский институт управления?), то значимость самообразования с каждым годом вашей карьеры будет по­вышаться.

Вы не можете останавливаться учиться. Если вы переста­нете повышать свое образование, вы перестанете быть кон-

курентоспособным на рынке труда. Если вы будете продол­жать учиться, вы положительно повлияете на свою карьеру, способности думать и принимать решения.

Среди многих способов самообразования я хотел бы отме­тить следующие.

Тренинги

Я скептически отношусь к тренингам, хотя этот способ обра­зования позиционируется как один из самых эффективных.

Те, кто проводит тренинги, часто используют следующий аргумент о запоминании информации. Считается, что по на­растающей в зависимости от источника информации инфор­мация лучше запоминается, когда мы читаем; слышим; слы­шим и видим; говорим; говорим и делаем. Однако сейчас важно не запомнить информацию, а знать, где ее можно быст­ро найти и как ею воспользоваться.

Когда на тренинге в течение ограниченного времени в тебя вкладывается огромное количество информации — это, по мнению организаторов, эффективно. Но это большое количе­ство информации забывается так же быстро! Все, что вам да­вали в течение дня, вы можете забыть в течение дня; все, что вам давали в течение недели, вы забудете в течение недели.

Кроме того, тренинг — еще и один из самых дорогих спо­собов образования.

Если вы хотите пойти на тренинг, то идите не за информа­цией и даже не за знаниями. Идите за идеями, рекомендаци­ями, советами, которые помогут вам что-то делать более эф­фективно, качественно, что-то изменить. Не бойтесь спросить организаторов тренинга заранее — что полезное вы вынесете для себя с этого тренинга? Что вы сможете изменить в своей практике?

Именно это, а не реклама тренинга, не «корочки» после тренинга и даже не отзывы отучившихся на этом тренинге должно быть решающим фактором при окончательном при­нятии решения.

Я слышал, что весь учебный материал на тренингах IBM оценивается по критерию: «Пригодится ли это нам на следу­ющей неделе?»- При выборе тренинга для себя вы можете тоже задать себе этот вопрос. Только ставьте вопрос жестче: ♦ Пригодится ли мне этот материал завтра?»

Деловые игры

Один из самых эффективных инструментов повышения об­разования. Игра может моделировать реальную жизненную ситуацию. Проблема заключается в том, что проработанная игра может отличаться от новой реальной жизненной ситуа­ции, и вы будете неготовы к оптимальному ее решению.

Когда я служил в армии, то мы до автоматизма осваивали приемы самообороны, повторяя их сотни, а то и тысячи раз. Противник бьет ножом сверху, делай так. Противник нано­сит удар ногой, делай так. После такой -«деловой игры» лю­бой из нас работал на автомате. Я думаю, что в этом заключа­ется второй недостаток деловых игр — они не отрабатывают нужный навык до автоматизма. А это значит, что когда вы столкнетесь с подобной деловой ситуацией, вы можете про­реагировать неправильно млн несвоевременно.

Книги

Мой любимый способ самообразования, который я с удоволь­ствием рекомендую многим.

За последние годы я прочитал множество книг по марке­тингу и другим, интересным для меня темам (если у вас по­явился вопрос, как я успеваю прочитывать одну книгу за не­делю, — см. главу «Тайм-маркетинг»).

Один из вопросов, которые я задаю кандидатам, которых мы принимаем на работу — что вы прочитали за последнее время?

Перед тем как отправить кого-либо из своих сотрудников на тренинг, я обязательно требую, чтобы они прочитали не­сколько книг на эту тему. Как правило, после того как они это делают, они больше не обращаются с просьбой об учебе. Чтение книг дешевле и эффективнее.

Чтобы получить максимальную пользу от книг, следуйте следующим советам:

♦ не читайте все книги; читайте только те книги, которые вам порекомендовали другие (так вы сэкономите время и деньги);

♦ не читайте книгу от корки до корки; научитесь читать сквозь книгу — прочитайте введение, заключение, по­том просмотрите книгу в поисках интересных мыслей.

Очень часто автор дает один конкретный совет в конце главы, а вся остальная глава — «вода».

Читайте больше.

Средний менеджер по маркетингу вряд ли читает больше, чем одну книгу за полгода. Если вы поставите перед собой цель читать одну книгу в месяц, то среднестатистически вы будет знать в шесть (!) раз больше, чем другие. Это опреде­ленно даст вам дополнительные преимущества — в знаниях, навыках, количестве идей. Представьте на минуту, что вы — это среднестатистический менеджер, а ваш коллега — менед­жер по маркетингу из конкурирующей компании читает кни­гу каждый месяц. Представили? Теперь представьте, что ваш руководитель тоже представил это.

Еще Джакомо Казанова говорил: «Остерегайся того, кто читал одну лишь книгу». Должна ли ваша компания остере­гаться вас?

Наши рекомендации