Оценка эффективности маркетинга рабочей силы
Под общим критерием эффективности управления маркетингом рабочей силы подразумевается получение заданного результата (В) при минимальных затратах (З). Под заданным результатом маркетинговой деятельности (В) понимается такая мера развития совокупной рабочей силы, соединение которой с капиталом обеспечит более полное удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах, а следовательно, максимизацию прибыли. Созидательная сила комбинированной способности к труду тем сильнее, чем "технологичнее" взаимосвязи, соединяющие индивидуальные рабочие силы со средствами производства (С), чем более развита система разделения и кооперации труда:
где:
С - совокупная производственная мощность, определяемая суммой производственных отраслей отдельных звеньев экономики и отражает рациональность и эффективность структуры хозяйствования, специализации и кооперации труда;
Рmj - количество единиц j-тых специализированных рабочих мест;
Пmj - производственная мощность (проектная) j-того рабочего места;
В - совокупная производительная сила труда, отражающая возможную плодотворность живого труда при данном уровне развития производительных сил;
Пci - производительная сила труда работника i-той специальности;
Чi - численность работников i-той специализации;
m - число специализаций;
n - количество типов рабочих мест.
В соответствии с вышеприведенным критерием эффективности, заданную структуру занятости населения необходимо сформировать с минимальными затратами (З) и потерями (П). Следовательно, критерий эффективности управления может быть выражен целевой функцией:
min(П + З)
Оценка эффективности управления маркетингом рабочей силы, таким образом, сводится к определению и количественному сопоставлению различных затрат и потерь, обусловленных просчетами в управлении.
К затратам мы относим расходы на разработку и функционирование рассматриваемой системы управления. Их можно определить с помощью формулы приведенных затрат:
З = Зт + 0.1 А Зед + ЕнЗед
где:
Зт - текущие (эксплуатационные) затраты для осуществления управленческой деятельности; включая затраты на маркетинговую деятельность-3м.
3м. = 3с.м. + 3м.и. + 3м.п. + 3р. + 3с.т. + 3пр.
где:
3с.м. - затраты на функционирование структуры маркетинговой службы;
3м.и. - затраты на маркетинговые исследования;
3м.п. - затраты на реализацию маркетинговых программ;
3р. - затраты на рекламу;
3с.т. - затраты на стимулирование трудоустройства и занятости;
3пр. - прочие затраты на маркетинг рабочей силы;
3ед. - единовременные затраты, связанные с разработкой и реализацией обработкой управленческих решений;
А - годовой процент амортизации;
Ен - нормативный коэффициент сравнительной эффективности.
Потери, связанные с недостатком и просчетами маркетинговой деятельности на рынке труда, есть результат отсутствия соответствия между мерой развития совокупной рабочей силы и мерой развития средств производства:
Потери в процессе управления могут быть двоякого рода:
а) если увеличение совокупной производственной мощности опережает рост совокупной производительной силы труда, то часть накопленных средств производства остается недоиспользованной D С либо с точки зрения их фондоотдачи Пм либо с точки зрения фондоемкости Рм:
В этом случае потери управления маркетингом рабочей силы составляют (ПмPmj), выступают в виде потерь по причине простоя рабочего места П1, по причине эксплуатации менее производительных рабочих мест:
где:
П11 - потери в виде недополученной продукции и услуг, необходимых для удовлетворения потребности рынка в товарах и услугах;
П12 - износ оборудования;
П13 - потери, связанные с содержанием и эксплуатацией помещения;
Вmj, Вcj - соответственно максимальная и средняя производственная мощность по j-той группе рабочих мест за определенный промежуток времени;
Тj - время функционирования j-той группы рабочих мест;
S - число групп рабочих мест;
У - удельный вес прибыли в стоимости продукции или услуги.
б) если совокупная производительная сила труда растет в большей мере, чем совокупная производственная мощность, то обнаруживается недоиспользование "запасов" живого труда D В с точки зрения его эффективности и с точки зрения его целесообразности:
В этом случае потери управления маркетингом рабочей силы составляют (ПcЧ) и выступают в виде пособия по безработицы П3 и денежной компенсации высвобождаемым работникам П4, потери на нерациональную профессиональную ориентацию и переобучение работников П5.
Пособие по безработице - социальная поддержка (в денежной форме государством граждан, зарегистрированных государственной службой занятости населения в качестве безработного. Оно устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, начисленному за последние два месяца по последнему месту работы, если они в течении двенадцати месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условии полного дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели). Во всех остальных случаях пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда. Отсюда:
где:
Чк - численность работников, имевших к началу безработицы оплачиваемую работу не менее 12-ти календарных недель при условии полного рабочего дня (недели) или в пересчете на 12-ть недель с полным рабочим днем (неделей);
Зк - средняя заработная плата за последние два месяца по последнему месту работы;
Кк - процентное отношение пособия к среднему заработку;
Чк - численность работников, имевших к началу их безработицы оплачиваемую работу менее 12-ти календарных недель с полной рабочей неделью (днем) либо в пересчете на полный рабочий день (неделю);
Зmin - минимальная оплата труда, установленная государством на определенный момент времени.
Потери, связанные с денежной компенсацией высвобождаемым работникам, определяются по формуле:
где:
Зсрr - среднедневной заработок r-того высвобождаемого работника из производства;
Чr - число дней трудоустройства r-того работника (не более 90 дней);
r - численность высвобождаемых работников из производства.
Потери, связанные с нерациональной профессиональной ориентацией и подготовкой на переориентацию и переобучение работников, определяются по формуле:
где:
Чes - численность работников, нуждающихся в переориентации и переподготовке по e-той профессии s-той квалификации;
Зes - средние затраты на переориентацию и переподготовку работника по e-той профессии s-той квалификации;
Уes - уровень соответствия имеющейся подготовки работника требованиям по e-той профессии s-той квалификации:
где:
Сesa - численность работников e-той профессии s-той квалификации, претендующих на рабочее место по e-той профессии a -той квалификации;
tesj - численность работников e-той профессии s-той квалификации, претендующих на рабочее место по j-той профессии s-той квалификации;
Дes - коэффициент подготовленности работника по e-той профессии s-той квалификации:
Nes - число лет специальной подготовки, необходимое работнику для занятия рабочего места по e-той профессии s-той квалификации в соответствии с требованиями Квалификационного справочника рабочих и служащих;
Na s - число лет специальной подготовки по a -той профессии s-той квалификации, имеющейся у работника претендующего на рабочее место e-той профессии s-той квалификации;
Nje - число лет специальной подготовки по e-той профессии j-той квалификации, имеющейся у работника, подготовленного по e-той профессии s-той квалификации;
Nes - число лет специальной подготовки по e-той профессии s-той квалификации, имеющейся у работника, подготовленного по a -той профессии j-той квалификации.
1. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
2. Багиев Г.Л. Краткий словарь-справочник по маркетингу. - Л.: ВНТОЭ, 1991.
3. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учебно-наглядное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
4. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
5. Богданова Е.Л. Маркетинговая концепция организации персонал-менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
6. Гильденгерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
7. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П. Голубков, Е.Н. Голубкова, В.Д. Секерин; Общ.ред. Е.П.Голубкова. - М.: Экономика, 1993.
8. Грачев М.В. Управление трудом: Теория и практика капиталистического хозяйствования. - М.: Наука, 1990.
9. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело, 1993.
10. Егорова А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. - М.: СП "Вся Москва", 1994.
11. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
12. Иванцевич Д.Ж., Лобанов А.М. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 1993.
13. Качество трудового потенциала (социально-экономический аспект). - Киев: Наук.думка, 1996.
14. Киян Л.П. Маркетинг рынка труда. - Центр информ. и соц. - эконом. исследования. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1995.
15. Кошепов А. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М.: Наука, 1995.
16. Корной Я. Дефицит. - М.: Наука, 1990.
17. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1993.
18. Кузьмин С.Л. Рыночная экономика и труд. - М.: Наука, 1993.
19. Лисовик Б.С. Труд и рынок. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1991.
20. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2-х Т. / Пер. с англ., 2-е изд. - М.: Республика, 1993.
21. Маслова И.С. Российский рынок труда на современном этапе: тенденции, специфика условий формирования, противоречия, принципы регулирования. /Препр.докл. // ин-т РАН. Сектор рынка труда и мотивации занятости. - М.: ИЭ, 1992.
22. Маркетинг. Словарь-справочник. - СПб.: СПИТМО и НПФ "Надежда", 1992.
23. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Комаргов, С.А. Красильников и др. // Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
24. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ. / Р.И. Цвелев, Н.Ф, Рыдванов, А.К. Жирицкий. - М.: Наука, 1994.
25. Павленков В.А. Рынок труда. - М.: Страх.об-во "Анкел", 1992.
26. Панкрихин А.П. Теория и практика маркетинга. - М.: Наука, 1993.
27. Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономическое исследование. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
28. Саруханов Э.Э., Сотникова С.И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
29. Сосновская Л.Н. Основы теории рынка труда. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
30. Сендиж Ч., Фрайбургер В., Ротцтлл К. Реклама. Теория и практика. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989.
31. Токарский Б.Л. Формирование рынка рабочей силы в крупных промышленных центрах. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
32. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
33. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.
34. Ченцов В.И., Аренков И.А. Маркетинговые исследования. - Л.: ЛОП ВНТО, 1991.
35. Чернина Н. Зарубежный опыт изучения рынка труда. - Новосибирск: ИЭ и ОПП, 1991.
36. Эванс Дж., Берман Б.М. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
37. Kotler P. Marketing Managment. Analyss, Planning and Control. London, 1988.
38. Peterson R. Marketing Rescarch. Dallas, 1982.
39. Grookall D. Akai K. (Eds.). Global Interdependence. Simulation and Gaming Perspections. Tokio, 1992