Тема 6. Потребительский рынок

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

Тема 1. Понятие и сущность маркетинга

Студент должен:

- знать:

- сущность и основные категории маркетинга;

- уметь:

- использовать категории маркетинга в практической деятельности. Предмет, цели и задачи курса. Маркетинг как экономическая категория. История и эволюция маркетинговой концепции. Цели, задачи и принципы маркетинга, структура. Функциональное назначение маркетинга. Сферы применения маркетинга: услуги, политика, государственные и общественные организации, идеи. Субъекты маркетинга.

План изучения темы

№ контроль-ного вопроса Вопрос программы
Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Этапы развития маркетинга и их характерные особенности. Цели, задачи маркетинга. Различия между целями фирмы и целями маркетинга
Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации (фирмы). Положение об отделе маркетинга.
Инфраструктура маркетинга. Основные цели маркетинга в зависимости от состояний спроса Потребители. Классификация потребителей по разным признакам.

Тема 2. Окружающая среда маркетинга

Студент должен:

знать:

- понятие окружающей среды (ОС) и ее виды, факторы, формирующие ОС и их краткую характеристику;

уметь:

- анализировать окружающую среду организации (по отраслям).

План изучения темы

№ контроль-ного вопроса Вопрос программы
Окружающая среда маркетинга: понятие; виды; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга: понятие. Субъекты и контролируемые факторы, формирующие микросреду организации.
Макросреда маркетинга: понятие. Субъекты и неконтролируемые факторы, формирующие макросреду организации. Разновидности макросреды: демографическая, социальная, экономическая, природная, конкурентная, правовая, научно-техническая (технологическая), культурная. Краткая характеристика разных сред. Макросреда и конъюнктура рынка.
Типы клиентурных рынков и их основные особенности. Среди каких контактных групп обычно функционирует фирма?

Тема 3. Сегментирование рынка

Студент должен:

знать:

- понятие рынка; рынок покупателя и рынок продавца; субъекты рынка и рыночной экономики;

- классификацию рынков; рыночных показателей; исследование конъюнктуры рынка;

- конъюнктурообразующие факторы; показатели конъюнктуры; прогнозирование конъюнктуры рынка.

- основные понятия, назначение и признаки сегментирования, критерии выбора сегмента рынка, назначение, условия и способы позиционирования.

План изучения темы

№ контроль-ного вопроса Вопрос программы
Основные отличительные признаки рынка. Какие основные типы рынков образуют современное рыночное хозяйство?
Секторы и сегменты: определения и отличия Основные направления проведения анализа рынка.
Понятие «конъюнктуры рынка». Основные конъюнктурообразующие факторы
Показатели конъюнктуры рынка Методы при разработке конъюнктурных прогнозов.
Основные понятия: сегментирование, сегмент и ниша рынка. Назначение сегментирования. Признаки сегментирования потребительского рынка: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие.
Критерии выбора сегмента рынка: количественные параметры, доступность сегмента для предприятия, существенность сегмента, прибыльность, совместимость с рынком основных конкурентов, эффективность работы на выбранный сегмент рынка, защищенность выбранного сегмента от конкуренции. Анализ возможностей освоения сегмента рынка и последовательность маркетинговых мероприятий при его освоении.
Позиционирование товара: понятие, назначение, условия правильного позиционирования товара на рынке, альтернативные способы позиционирования товаров.

Тема 4. Маркетинговые исследования

Студент должен:

знать:

- цели, задачи, объекты, схему проведения маркетинговых исследований, виды маркетинговой информации, принципы отбора;

уметь:

- собирать маркетинговую информацию, проводить исследования и анализировать полученные результаты для принятия решений.

План изучения темы

№ контроль-ного вопроса Вопрос программы
Схема маркетинговых исследований: установление проблемы и формулирование целей исследования, сбор, анализ информации, оценка результатов, применение полученных результатов для принятия решений. Коррекция и оптимизация результатов.
Маркетинговая информация: назначение, источники (внутренние и внешние), принципы их отбора. Классификация маркетинговой информации. Маркетинговая информационная система (МИС). Использование бухгалтерской отчетности, отчетов менеджеров, других структурных подразделений при сборе маркетинговой информации.
Методы маркетинговых исследований: экспериментальные и аналитические, возможности их применения. Организация маркетинговых исследований. Важнейшие направления маркетинговых исследований: исследования рынка, товаров, цен, продвижения товаров, доведения их до потребителя.
Маркетинговые исследования товарных рынков: определение емкости, конъюнктурные и прогностические исследования, исследования конкурентной среды, выявление потребностей и средств для их удовлетворения, определение каналов товародвижения и сбыта.

Тема 6. Потребительский рынок

Студент должен:

знать:

- понятия: потребительский рынок;

- поведение потребителей; модель покупательского поведения;

- побудительные факторы маркетинг (экономические, политические, социальные, культурные, национальные, психологические, личностные);

- теории мотивации; процесс принятия ре­шения о покупке.

План изучения темы

№ контроль-ного вопроса Вопрос программы
Участники и сегменты потребительского рынка. Характеристика современного потребительского рынка.
Иерархия потребностей по А. Маслоу. Основные факторы, влияющие на поведение покупателей. Этапы процесса принятия решения о покупке.

Тема 7. Рынок предприятий

Студент должен:

знать:

- типы рынков предприятий (рынок товаров промыш­ленного назначения, рынок промежуточных продавцов, рынок потребле­ния);

- особенности поведения покупателей на рынке товаров промышленного назначения.

План изучения темы

№ контроль-ного вопроса Вопрос программы
Разновидности рынка предприятий и их особенности. Отличия рынка товаров промышленного назначения от потребительского рынка.
Поведение потребителей промышленных товаров. Особенности промышленного маркетолога.

Тема 8. Понятие товара в маркетинге

Студент должен:

знать:

- понятие товара в маркетинге; классификацию то­варов и услуг;

- структуру ассортимента товарной продукции;

- жизнен­ный цикл товара; задачи маркетинга на каждом этапе жизненного цикла.

План изучения темы

№ контроль-ного вопроса Вопрос программы
Классификация товаров. Ассортимент товарной продукции и его показатели.
Понятие жизненного цикла товара, его этапы и формы кривых. Действия фирмы на различных этапах ЖЦТ.

Наши рекомендации