Стратегический контроль выполнения стратегии предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса как процесс осуществления стратегического управления
Стратегическое управление, нацеленное на стабильное, устойчивое развитие компании, укрупнено можно рассматривать как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов: определение миссии и стратегических целей, анализ внешней и внутренней среды, определение стратегии развития компании, разработка функциональных стратегий, разработка стратегических планов, их выполнение, контроль и оценка выполнения.
Обеспечение устойчивого развития компании должно сопровождаться постоянной диагностикой хозяйственной деятельности, позволяющей определить и сопоставить величину устойчивого развития. Именно на основе данной диагностики компания может выработать или скорректировать стратегию деятельности, определяющую ее устойчивое развитие.
Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика
Этап 1. Предварительная оценка состояния предприятия и влияния внешней среды определение основных ориентиров (целей и миссии) предприятия и периода разработки стратегии.
В условиях нынешнего нестабильного развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками трех лет. Деятельность крупных предприятий обычно прогнозируется на более длительный период (в наших условиях этот период может быть определен в размере до пяти лет).
Этап 2. Углубленное исследование внешней среды предприятия и определение рынка сбыта. Все предприятия зависимы от внешней среды как в отношении ресурсов так и в отношении потребителей результатами которых они стремятся.
Этап 3. Оценка слабых и сильных сторон деятельности предприятия. Связана с определением возможностей реализации внутреннего потенциала предприятия и направлена на определение уровня его конкурентоспособности.
Этап 4. Выбор ориентиров и определяющей стратегической модели развития предприятия с учетом стадии его жизненного цикла и вариантов стратегии в рамках этой модели. Всю совокупность ориентиров деятельности фирмы можно разделить на три этапа: идеалы - ориентиры которые мы не рассчитываем достичь в обозримом периоде но допускаем приближение к ним; цели - наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде достижение которых предполагается в полном объеме; задачи - конкретные количественно измеряемые ориентиры описания серии рабочих функций определяющие форму и время выполнения задания.
Этап 5. Выбор и проработка собственной стратегии и формирование системы стратегических целей.
Система этих целей должна быть направлена прежде всего на реализацию главной цели менеджмента фирмы - возрастание ее конкурентной позиции на рынке. При этом должен быть четко разделен целевой рынок. Фирма может продавать товары или услуги широкому кругу потребителей (массовый маркетинг) одной группе потребителей (концентрированный маркетинг) или нескольким разным группам (дифференцированный маркетинг) с применением особого подхода к каждой группе. Сформулированная стратегия фирмы охватывает контролируемые параметры (те аспекты бизнеса на которые может влиять непосредственно) или факторы внутренней среды и неконтролируемые параметры (факторы внешней среды на которые фирма не в состоянии влиять и вынуждена приспосабливаться).
Этап 6. Конкретизация целевых показателей стратегии по периодам ее реализации разработка стратегического плана. Определение конкретных показателей может производиться как на весь период реализации стратегии так и на непредвиденный период. В настоящее время этот период в России не превышает трех лет. На этот период и разрабатываются стратегические планы хотя при этом стратегия может охватывать и более длительный период.
Этап 7. Реализация стратегии и оценка результатов деятельности. На этой стадии в разрезе стратегических целей и политики менеджмента разрабатывается система основных мероприятий по каждому контролируемому элементу стратегии. Оценка результативности стратегии базируется прежде всего на определении экономической эффективности ее реализации. Наряду с этим оцениваются экономические и внеэкономические результаты достигаемые в процессе реализации стратегии (рост деловой репутации предприятия; рост уровня качества продукции и имиджа предприятия у покупателей; улучшение психологического климата на предприятии и условий труда персонала и. т.д.). Периодически оцениваются и корректируются стратегия и тактика предприятия. Анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет регулярно это делать. Упор делается на сильные стороны стратегии а слабые устраняются. В связи с этим в составе работ по стратегическому управлению должен быть логический блок предполагающий оценку реальности и результативности разрабатываемых целей стратегии и планов. Чтобы получить логически последовательную реальную реализуемую эффективную и единую стратегию все этапы процесса стратегического управления должны выполняться последовательно и скоординировано.