Риски в ценообразовании
Цель семинарского занятия: выяснить экономическую сущность ценового риска, рассмотреть его функции; определить значение и критерии оценки рисков в ценообразовании, рассмотреть методы оценки рисков.
План семинарского занятия:
1. Понятие и сущность экономических рисков.
2. Значение и критерии оценки рисков в ценообразовании.
3. Методы оценки риска в расчетах цен.
4. Экономико-математическое моделирование риска.
5. Оценка инфляционного ожидания.
Вопросы для обсуждения и самоконтроля:
· Классическая и неоклассическая теории предпринимательских (экономических) рисков.
· Роль рисков в рыночной экономике.
· Стимулирующая и защитная функции экономического риска.
· Процедура и критерии оценивания риска.
· Методы оценки риска.
· Вероятностный подход к оценке предпринимательского риска.
· Использование аппарата математической статистики в оценке риска ценообразования.
· Применение имитационного моделирования в ценообразовании.
· Значение учета инфляционных процессов в ценообразовании.
· Информация для оценки инфляционного ожидания.
· Методы страхования цен от инфляционных и рыночных колебаний.
Методические указания:
Риск- ситуативная характеристика деятельности, которая может иметь неопределенный результат и неблагоприятные следствия. В экономической науке сложились два подхода к толкованию риска.
Согласноклассической теории, риск отождествляется с ожиданием потерь, которые могут состояться в результате реализации того или другого решения. С экономической точки зрения, риск по этой теории - возможный материальный ущерб в результате того или иного хозяйственного решения.
Неоклассическая теория основана на таких положениях:
1)предприятие, которое работает в условиях неопределенности и прибыль его является случайной переменной величиной, в своей деятельности должно руководствоваться двумя критериями: размером ожидаемой прибыли и величиной его возможных колебаний;
2)поведение предпринимателя обусловливается концепцией предельной полезности. Это означает, что при необходимости выбрать один из двух вариантов инвестирования капитала, которые дают одинаковую предпринимательскую прибыль, следует выбирать вариант с меньшими колебаниями прибыли.
Об экономическом рискеследует говорить как о процессе принятия решений в ситуации неопределенности с учетом как экономических, так и политических, моральных, психологических и других следствий, большей частью неблагоприятных. Экономический риск - это деятельность субъектов экономических отношений, связанная с преодолением неопределенности ситуации неминуемого выбора, в процессе которого есть возможность оценить вероятность достижения желательного результата, неудачи и отклонения от них по всем рассмотренным вариантам.
Предпринимательство в рыночной экономике всегда сталкивается с неопределенностью в оценке конъюнктуры и перспективы рынка. Предприниматель, которому нужно принять практическое решение о цене, размерах производства, не имеет, как правило, целиком точного представления о рыночном результате и руководствуется несколькими гипотезами разной степени вероятности и точности. Определение цены на реализуемую предприятием продукцию, услуги – наибольшая составная часть предпринимательского риска.
В предпринимательской деятельности важно количественно определить риск, чтобы сравнить степень риска альтернативных вариантов и выбрать тот из них, который более всего отвечает принятой стратегии. Процесс оценивания риска состоит из трех этапов:
- выявление возможных вариантов решения проблемы;
- определение возможных экономических, политических, моральных и других следствий, главным образом отрицательных, которые могут наступить в результате реализации решения;
- интегральное оценивание - имеет два взаимозависимых аспекта: качественный и количественный.
Существуют три основных критерия количественного оценивания риска – вероятностный, затратный и временной.
Риск - вероятностное понятие, он может быть определен в терминах теории вероятности и математической статистики. Вероятность события определяется как мера, число, которое показывает отношение числа следствий, которые оказывают содействие этому событию, к общему числу всех единственно возможных и одинаково возможных элементарных следствий в системе намечаемых мероприятий.
Риск в предпринимательстве измеряется абсолютной суммой - суммой ущерба и потерь и степенью риска - мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижение уровня прибыли, дохода, цены, которые намечает. Эти два показателя являются необходимыми и несут соответствующую информацию - относительно абсолютного или относительного риска. Абсолютный риск оценивается в гривнах, долларах и т.д., относительный риск - в долях единицы или в процентах.
Рыночная цена по своей природе является случайной величиной, которая в условиях конъюнктуры рынка вследствие соглашения купли-продажи приобретает только одно возможное значение, зависящее от многих случайных причин, которые заранее не могут быть полностью учтены участниками соглашения. Случайная величина - это переменная величина, конкретное значение которой не определено, но для которой определена функция распределения вероятностей. Последняя и дает возможность анализировать степень риска.
В условиях ограниченной информации для расчетов цен большей частью тяжело определить эмпирическую функцию распределения вероятностей. Поэтому в практических расчетах удобнее пользоваться чаще всего употребляемыми в теории вероятностей стандартными функциями распределения вероятностей, в частности: нормальным распределением вероятностей, распределением Гаусса, показательным (экспонентным) распределением, распределением Пуассона. Практика расчетов может давать и другие, в частности эмпирические распределения вероятностей.
Для решения проблем прогнозирования ценовых рисков применяются методы имитационного моделировании. Суть их состоит в разработке математической модели, которая адекватно отражает процесс принятия ценового решения. В качестве зависимых переменных, как правило, берутся маркетинговые целевые показатели - прибыль, объем сбыта, доля рынка и т.п.
Например, можно исследовать возможные значения цены и прибыли на простейшей модели:
p x Q – Q x V – F = C, где:
р - цена;
Q - объем продажи;
V- переменные расходы на единицу продукции;
F - постоянные расходы;
С - прибыль.
В условиях инфляции ценовая стратегия предприятия не может иметь надежного обоснования без обоснованного взвешенного прогноза изменения цен на его продукцию и цен на ресурсы с учетом общего инфляционного фактора роста цен в экономике на прогнозируемый период. Для оценки инфляционного ожидания в ценовой стратегии предприятия рекомендуется использовать употребляемые в статистической практике и социально-экономическом прогнозировании показатели, например, сведенный индекс потребительских цен на товары и услуги.
Тесты:
1.Риск в предпринимательстве – это:
а) плата за возмещение возможных потерь, связанных с предпринимательской деятельностью;
б) ситуативная характеристика предпринимательской деятельности, имеющая неопределенный результат и возможно неблагоприятные последствия;
в) ожидание потерь, которые могут иметь место в результате реализации того или иного решения в сфере экономики;
г) возможный материальный ущерб в результате предпринимательской деятельности.
2.Назовите действия, не относящиеся к стимулирующей функции экономического риска:
а) принятие прямых сложных инвестиционных решений;
б) формирование инвестиционного портфеля акций;
в) защита от материальных потерь;
г) получение материальных выгод и преимуществ от реализованных решений в предпринимательской сфере.