Конкурентоспособность инновационной продукции
Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара, в которой отражается его отличие от товара конкурентов по степени соответствия конкретной общественной потребности и затратам на ее удовлетворение. Отношение показателя цены к полезному эффекту товара к аналогичным показателям других товаров дает представление об уровне его конкурентоспособности. Другими словами, под конкурентоспособностью понимается система характеристик товара, определяющих его успех на рынке.
При присутствии конкуренции на рынке новшества необходимо определить точки конкуренции. Точки конкуренции – это позиции, по которым может развиваться конкурентная борьба между инновационными предприятиями. К ним можно отнести: качество производимого новшества, наличие сервисного обслуживания, эксплуатационные характеристики товаров, ценовые стратегии конкурирующих инновационных фирм. Определив точки конкуренции, необходимо проанализировать сильные и слабые стороны предприятия по данным параметрам. Возможно, предприятию придется скорректировать либо ценовую политику, либо усовершенствовать продукт.
Основными мотивами создания и продажи инноваций для предпринимателей обычно являются:
· повышение конкурентоспособности своих новых продуктов;
· повышение своего имиджа на рынке;
· захват новых рынков;
· увеличение величины денежного потока;
· снижение ресурсоемкости продукта.
Конкурентоспособность нового продукта (или технологии) означает способность его в определенный период времени соответствовать запросам и требованиям рынка и быть выгодно проданным при наличии на рынке предложений других аналогичных продуктов (или технологий).
Конкурентоспособность продукта определяется его свойствами, представляющими интерес для покупателей, то есть свойствами, позволяющими продукту обеспечивать удовлетворение потребностей покупателей в условиях рынка.
Конкурентоспособность нового продукта обусловлена:
1. соответствием качества продукта сложившимся стандартам;
2. более низкой ценой при одинаковом уровне качества;
3. уверенностью потребителя в возможностях поставщика не только обеспечить стабильность качества продукта, но и осуществлять поставки в заданные сроки;
4. наличием быстрого и надежного послепродажного сервиса;
5. соответствием продукта международным и национальным стандартам, обеспечивающим его совместимость, унификацию и взаимозаменяемость;
6. рекламой.
Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара, можно объединить в три группы: технические, экономические и организационные (рис. 38).
Рис. 38. Параметры, характеризующие конкурентоспособность продукции
К техническим параметрам относятся:
· параметры назначения (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки, техники, запросам потребителей, моде и т.п.);
· надежность;
· эргономические параметры характеризуют продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (удобство и простота в эксплуатации);
· нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством;
· эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство исполнения продукции и стабильность товарного вида;
· экологические и другие.
Экономические параметры включают показатели:
· единовременные затраты на приобретение;
· расходы на транспортировку, монтаж, наладку;
· таможенные сборы и налоги;
· расходы на содержание обслуживающего персонала;
· затраты на ремонт;
· издержки покупателя на приобретение технической документации и другие сопутствующие расходы.
Приобретая товар, покупатель несет расходы не только на его приобретение, но и расходы по эксплуатации (топливо, ремонт, запасные части, заработная плата обслуживающего персонала и т.п.). Следовательно, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на приобретение и расходов, связанных с потреблением, которые называются ценой потребления.
Цена потребления обычно значительно выше продажной цены. Например, в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажная цена занимает не более 20%, грузового автомобиля – 15%, магистрального самолета – 10-12%, бытового холодильника – 10%. Поэтому данный параметр становится решающим при выборе товара, хотя он продавался по более высокой цене. Как свидетельствует мировая практика, снижению цены потребления уделяется больше внимания, чем улучшению технических параметров. Улучшение технических параметров нередко может напротив снизить конкурентоспособность товара, так как ведет к росту цены, не увеличивая, с точки зрения потребителя, ценности товара. Поэтому конкурентоспособность товара определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя.
Организационные параметры включают показатели, важные при оценке конкурентоспособности:
· скидки с цены;
· условия поставки;
· условия платежей;
· условия послепродажного обслуживания;
· сроки и условия продажи.