Разных хозяйствующих субъектов
Цель мерчандайзинга | Характер и уровень заинтересованности в мерчандайзинге | ||
производитель | оптовик | розничное торговое предприятие | |
Стимулирование торговой поддержки товаров | Заинтересован в поддержании продаж товаров собственных марок, увеличении объема их реализации | Заинтересован в поддержании продажи собственной ассортиментной программы товаров и услуг | Заинтересовано в увеличении общей прибыли магазина и показателей оборачиваемости, увеличении покупательских потоков |
Обеспечение товарных запасов розничного торгового предприятия | Заинтересован в увеличении доли наиболее привлекательных для потребителей марок, оптовых и розничных торговцев | Заинтересован в расширении ассортимента и увеличении доли товаров и услуг, привлекательных для потребителей и розничных торговцев | Заинтересовано в оптимизации ассортимента с точки зрения использования технологий мерчандайзинга |
Повышение привлекательности товаров | Заинтересован в достижении высокого уровня привлекательности своих товаров для потребителей, оптовых и розничных торговцев | Заинтересован в достижении высокого уровня привлекательности ассортимента товаров и услуг для потребителей, оптовых и розничных торговцев | Заинтересовано в достижении высокого уровня привлекательности ассортимента товаров и розничных торговых услуг для посетителей |
Продолжение табл. 1.2
Продвижение | Сильно заинте- | Сильно заинтересо- | Заинтересовано |
новых това- | ресован в продви- | ван в продвижении | в совершенствовании |
ров | жении своих новых | новых товаров | структуры своего тор- |
товаров | разных произво- | гового ассортимента | |
дителей | |||
Форми- | Сильно заинте- | Менее заинте- | Заинтересовано |
рование | ресован в форми- | ресован в форми- | в формировании при- |
привержен- | ровании большой | ровании привер- | верженности к мага- |
ности поку- | приверженности | женности покупа- | зину |
пателей | к своим торговым | теля к отдельным | |
к отдельным | маркам | маркам | |
маркам | |||
Расширение | Сильно заинте- | Сильно заинтересо- | Заинтересовано |
рынка сбыта, | ресован в расши- | ван в расширении | в завоевании новых |
завоевание | рении всех типов | рынка розничных | покупателей и увели- |
новых поку- | рынков | торговцев | чении доли посто- |
пателей | янных посетителей, | ||
повышении их лояль- | |||
ности | |||
Воздействие | Сильно заинтересо- | Менее заинтересо- | Заинтересовано |
на решение | ван в воздействии | ван в воздействии | во влиянии на покупа- |
покупателей | на решение поку- | теля, стимулирующем | |
в пользу | пателей в пользу | покупки большего | |
конкретных | своих марок | количества товаров | |
марок | в своем торговом пред- | ||
приятии | |||
Определение | Заинтересован | Заинтересован | Заинтересовано |
ценовой стра- | в гибкой ценовой | в гибкой ценовой | в гибкой ценовой |
тегии | политике, обеспе- | политике, обеспе- | политике, обеспечи- |
чивающей продви- | чивающей продви- | вающей продвижение | |
жение собственных | жение всего ассор- | всего ассортимента | |
марок и получение | тимента товаров | товаров и розничных | |
прибыли | и оптовых торговых | торговых услуг и полу- | |
услуг и получение | чение прибыли | ||
прибыли |
Окончание табл. 1.2
Продвижение товаров | Заинтересован в постоянном совершенствовании политики продвижения товаров | Заинтересован в постоянном совершенствовании политики продвижения товаров | Заинтересовано в постоянном совершенствовании политики продвижения товаров |
Формирование имиджа | Заинтересован в формировании имиджа своего предприятия | Заинтересован в формировании имиджа своего предприятия | Заинтересовано в формировании имиджа своего предприятия |
Таким образом, несмотря на то что цели мерчандайзинга у разных субъектов маркетинга различаются, все заинтересованы в том, чтобы политика продвижения товара в розничном торговом предприятии непрерывно совершенствовалась.
Задачей розничного торгового предприятия является создание атмосферы магазина, благотворно влияющей на настроение покупателей и привлекающей их в магазин. Такая атмосфера создается при помощи продуманного ассортимента, приемлемых цен, удачной планировки, освещения, представления товара, оформления пола, цветового решения, музыки, запахов, одежды и поведения торгового персонала и др. Атмосфера магазина должна быть сориентирована на целевую аудиторию: то, что привлекает одну группу потребителей (подростков, например), может вызвать негативную реакцию другой (людей среднего возраста). Кроме того, необходимо учитывать, что атмосфера магазина влияет не только на посетителей, но и на торговый персонал.
В сложившейся практике торговли каждый субъект маркетинга разрабатывает и внедряет свои стандарты мерчандайзинга, в которых четко оговариваются отдельные мероприятия, обычно касающиеся запаса, расположения и представления товара.
Считается, что эффективности мерчандайзинга можно достичь только путем совместных усилий производителя, дистрибьютора и продавца. План по проведению мероприятий мерчандайзинга может быть реализован только в том случае, если он учитывает интересы всех трех участников и при этом ставит во главу угла потребности покупателя.
Однако, с нашей точки зрения, на первом месте должны стоять интересы розничного торгового предприятия, так как именно оно координирует усилия различных поставщиков по продвижению своих товаров.
Программа мерчандайзинга |
При организации мерчандайзинговой кампании в цепочке «производитель — розничный продавец» может возникнуть ряд противоречий, так как каждый ее участник в конечном счете преследует исключительно свои интересы и проблемы решает по-своему: производители организуют собственные системы доставки, поставщики расширяют ассортимент и создают собственные торговые марки, розничные продавцы создают торговые сети, бренды и даже организуют собственные производства. У каждого из них своя команда мерчандайзеров или команда из специализированных фирм. В целях эффективного мерчандайзинга всем участникам цепочки необходимо договориться о единой контролируемой системе продаж по всем трем звеньям и создать единую команду мерчандайзеров, которая будет работать на всю программу в целом.
Рис. 1.2. Интегрированная кампания по мерчандайзингу: ^ необходимые, но недостаточные каналы обеспечения товаром,
рекламными материалами и информацией; - ► дополнительные обратные коммуникационные каналы
Классическая схема интегрированной кампании по мерчандайзингу представлена на рис. 1.2 [21].
Для того чтобы схема работала максимально эффективно, необходимо разработать программу мерчандайзинга и обеспечить дополнительные обратные коммуникационные каналы, позволяющие в максимально сжатые сроки передать большой объем информации и обработать ее
в соответствии с требованиями служб мерчандайзинга магазина, поставщика и производителя [34]. Прежде всего необходимо определить задачи кампании по мерчандаизингу. Затем создается база данных, в которой каждое действие мерчандайзера или оценка им ситуации в магазине соответствуют определенному цифровому коду. После посещения магазина мерчандайзер отправляет закодированную информацию на пейджер (или своему оператору), после чего сообщение в виде файла поступает на почтовый сервер. Специальная программа расшифровывает и размещает данные на Веб-сайте, на который также стекается информация от производителя и поставщика, предназначенная для магазина. У каждого участника программы свой пароль и своя зона доступа к информации, размещенной на сайте. С момента телефонного звонка мерчандайзера до размещения информации на сайте проходит не более минуты, т.е. за ходом программы можно наблюдать в режиме реального времени и оперативно решать все вопросы. Благодаря этому магазин может:
♦ участвовать в интегрированных кампаниях по мерчандаизингу,
организуемых различными производителями, эффективнее формировать
и поддерживать группу наиболее доходных позиций ассортимента, ведь
в этом случае руководство магазина имеет возможность ориентировать
ся не только на свой опыт, но и на те данные об общих тенденциях рынка
и конкретных планах, которыми располагают производители;
♦ пользоваться поддержкой производителей, которые обычно орга
низовывают программы по мерчандаизингу в рамках своих рекламных
кампаний; получать от производителей помощь в оформлении мест про
даж, приобретении торгового оборудования, расходных материалов и др.
(как правило, все это поставляется бесплатно).
Когда объемы продаж магазина достигают значительного уровня, который уже не может игнорироваться производителями, наступает время оговаривать особые условия размещения товара в магазине. Ориентированные в маркетинге поставщики понимают принципы, которыми руководствуется розничный торговец. Самое важное — знать, чего хотят поку-патели и чего ждут от предложения в конкретном магазине. Удовлетворение потребностей покупателя лежит в основе концепции мерчандайзинга. Сформулируем основные подходы к организации мерчандайзинга для розничного торгового предприятия [21].
1. Ассортиментный подход. Для каждого типа розничного торгового предприятия характерны определенные значения показателей ассортимента (в частности, минимально допустимый набор ассортиментных пози-
ций, которые должны быть у продавца) с учетом установленных руководством предприятия-изготовителя или продавца широты и глубины торгового ассортимента.
2. Количественный подход. В розничном торговом предприятии не
обходимо поддерживать оптимальный уровень товарного запаса, т.е.
такой, который обеспечивает наличие достаточного количества товаров
необходимого ассортимента в торговом зале. Кроме того, товары, вы
ставленные в витрине, должны быть в продаже.
3. Управленческий подход. Организация размещения товаров в тор
говом зале магазина должна основываться на управлении движением поку
пательского потока и начинаться с планировки торгового зала магазина.
4. Демонстрационный подход. Выбор способов представления това
ров в торговом зале магазина должен осуществляться исходя из плани
ровки магазина, вида товара, упаковки, а также прибыли от товара,
имиджа магазина, покупательской аудитории.
5. Коммуникационный подход. Рекламные материалы на месте про
дажи являются существенной частью коммуникационной политики роз
ничного торгового предприятия и конструктивно-техническим элемен
том мерчандайзинга.
На основе этих подходов разрабатываются отдельные методы мерчандайзинга.