Типы рынков по характеру конкуренции
Характер конкуренции | Количество операторов и доли рынка | Интенсивность конкуренции на целевом рынке | Сила операторов | Уровень сегментированности рынка | Степень дифференциации товаров | Высота входных барьеров на рынок |
Совершенная конкуренция | Большое число операторов с малыми долями рынка | Высокая интенсивность конкуренции | Слабые операторы, высокая зависимость от поставщиков и потребителей. | Низкий | Низкая | Низкие входные барьеры |
Монополистическая конкуренция | Рынок поделен между большим количеством операторов, каждый из которых функционирует в своей нише | Рынок поделен между операторами (по-сегментно), интенсивность конкуренции в нишах минимальная. | Сильные операторы в своей нише. Сила основана на высокой дифференциации продукции и адаптированности ее под требования целевого сегмента. | Высокий | Высокая | Барьеры входа на рынок м.б. различной высоты (определяются спецификой продукции). Барьеры входа в сегмент достаточно высокие. |
Олигополия | Несколько крупных операторов | Средняя интенсивность конкуренции | Сильные операторы, могут диктовать условия партнерам и потребителям. В условиях недифференцированной олигополии высокая степень взаимной зависимости операторов | Средний (дифференцированная олигополия) или низкий (недифференцированная олигополия) | Средняя или низкая (в соответствии с дифференциацией сегментов) | Высокие входные барьеры |
Монополия | Один крупный оператор (доля рынка свыше 30 %) | Интенсивность конкуренции минимальная. | Сильный оператор, сила основана на уникальности предложения (нет реального выбора). | Низкий | Низкая | Высокие входные барьеры |
Доля рынка
Доля рынка –количественный показатель силы оператора, часть рынка, которую занимает данный оператор. Вычисляется как отношение объема продаж данного оператора к совокупному объему продаж на рынке (реальной емкости рынка). Данный показатель представляет собой абсолютное значение рыночной доли оператора.
Существует также понятие относительной доли рынка. Относительная доля рынка позволяет сравнить силы двух конкурирующих операторов.
Доля рынка (абсолютная)
R = Vf / Er
R – доля рынка,
Vf– объем продаж фирмы,
Er– реальная емкость рынка.
Относительная доля рынка
Ro = Vf / Vk
Ro – относительная доля рынка,
Vf– объем продаж фирмы,
Vk – объем продаж конкурента.
В качестве конкурирующей фирмы, выбранной за базу сравнения, могут рассматриваться:
- лидер рынка,
- ближайший конкурент (имеющий несколько лучшую или худшую позицию),
- наиболее опасный конкурент (например, развивающийся быстрыми темпами).
Выбор базы сравнения определяется целями анализа и теми решениями, которые предполагается принять в результате (например, выработать стратегию совершенствования товара или определить элементы дифференциации и т.д.).
Графическая модель долей рынка
Интенсивность конкуренции отражает распределение долей рынка между его операторами и соответственно уровень конкуренции. Чем выше монополизация рынка одним оператором (или несколькими немногими операторами), тем ниже интенсивность конкуренции, и наоборот. Степень монополизации рынка может быть определена различными способами, например, с использованием дольных показателей или индекса Херфиндаля – Хиршмана. Способы определения степени монополизации рынка будут изучаться в курсе Моделирования в маркетинге и других специальных курсах.
Соотношение сил операторов на рынке выражает такой параметр, как диспозиция конкурентов. Диспозиция конкурентов на рынке может быть определена по доле рынка, динамике доле рынка, конкурентоспособности фирмы и др. параметрам, характеризующим положение фирмы на рынке.
В зависимости от соотношения сил выделяют следующие группы операторов:
· лидеры рынка,
· фирмы с сильной конкурентной позицией,
· фирмы со средней конкурентной позицией,
· фирмы со слабой конкурентной позицией,
· аутсайдеры рынка.
Конкурентное поведение
Конкурентные взаимоотношения определяются тем, какую линию поведения избирают операторы рынка и какие конкурентные стратегии они реализуют.