Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности

Общий коэффициент покрытия выражает соотношение между те­кущими (оборотными) активами фирмы и ее текущими (кратко­срочными) обязательствами.

Общий коэффициент Текущие активы покрытия (ОКП) = Текущие пассивы

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или «быстрооборачиваемые» активы, определяется как разница между общей величиной текущих активов (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами.

Коэффициент абсолютной Текущие активы запасы ликвидности (АЛ К) = Текущие пассивы

ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ (ОБОРАЧИВАЕМОСТИ)

Этот тип финансовых показателей определяет, насколько хорошо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели активно­сти выражают соотношение между величиной продаж и различ­ными элементами активов, то есть выясняют количество продаж, созданное одним рублем инвестиций в активы. Одними из наибо­лее употребляемых показателей активности являются:

Оборот счетов к оплате определяется как соотношение величины продаж в кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).

Оборот счетов Чистые продажи в кредит

к оплате (ОСО) = ———————————————————

Счета к оплате (дебиторская задолженность)

Оборот товарно-материальных запасов. Этот показатель опреде­ляет насколько сбалансирована величина запасов фирмы. Рассчиты­вается как соотношение между стоимостью проданных товаров (издержек на реализованные фирмой товары) и величиной товар­но-материальных запасов.

Оборот товарно- Стоимость проданных товаров материальных запасов (03) = ————————————————

Запасы

Оборот основных средств (фиксированных активов) определяет­ся в результате деления чистых продаж фирмы на величину основ­ных средств.

Оборот основных Чистые продажи средств (ОСС) = ——————————————————

Основные средства (чистая величина основных

Средств за вычетом нематериальных активов)

оборот общих активов фир­мы, который является общим индикатором эффективности управ­ления использованием ресурсов фирмы.

Оборот общих Чистые продажи активов (ООА) = Общие активы

Показатели доходности (рентабельности) — наиболее распро­страненный способ измерения успеха фирмы. Показатели рентабельности являются относительными ха­рактеристиками финансовых результатов и эффективности дея­тельности предприятия. Основные показатели доходности:

Коэффициент Чистая прибыль чистой прибыли = ——————————

Чистые продажи

Оборот на вло- Чистая прибыль женный капитал = ——————————

Общие активы

Чистый доход Чистая прибыль на акционерный (соб- = ———————————

Ственный) капитал Активы “-“ пассивы

ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ АКТИВНОСТИ

Прибыль на одну акцию показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обычную акцию в обращении. Показатель рас­считывается путем деления суммы чистой прибыли на общее чис­ло обычных акций в обращении.

Чистая прибыль — дивиденды по привилегированным акциям

Прибыль на одну акцию == ———————————————————

Обычные акции в обращении

Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию от­ражает отношения между компанией и ее акционерами. Этот по­казатель рассчитывается по следующей формуле:

Соотношение рыночной цены рыночная стоимость одной акции акции и прибыли на одну = ——————————————————

Акцию прибыль на одну акцию

Книжная (балансовая) стоимость одной акции показывает стоимость чистых активов предприятия, которые приходятся на одну обычную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Стоимость акционерного капитала — Книжная стоимость — привилегированные акции

одной акции = ———————————————————

Обычные акции в обращении

Соотношение рыночной и книжной стоимости одной акции пока­зывает рыночную стоимость одной акции в сравнении с ее бухгал­терской стоимостью.

ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА

Финансовый рычаг — это способ увеличения доходности (рента­бельности) собственного капитала за счет использования кредита.

Показатель Чистая прибыль рентабельности = ——————————————

Собственный капитал

КОМПЛЕКСНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. Более точные представления о финансовом положении фир­мы дает сочетание нескольких значительных финансовых по­казателей.

Одним из вариантов комплексных показателей являются «Z счета», метод расчета которых впервые был предложен Э. Альтманом. «Z счета» используются для измерения вероят­ности банкротства фирмы. При подсчете «Z счетов» использу­ются так называемые коэффициенты Альтмана, введенные ав­тором методики.

где х1 = Текущие активы — текущие пассивы

Общие активы

X2= Сумма резервов фирмы

Общие резервы

X3 = Валовая прибыль

Общие активы

X4 = Стоимость обычных акций

Общие пассивы

3.Показатели эффективности использования оборотного капитала Наличие у организации (предприятия) собственного оборотного капитала, его состав и структура, скорость оборота и эффективность его использования во многом предопределяют финансовое состояние и устойчивость положения организации на финансовом рынке. К основным показателям финансовой устойчивости относятся: - платежеспособность, т.е. возможность погашать в полном объеме и в срок свои долговые обязательства; - ликвидность - способность в любой момент совершать необходимые расходы; - возможность мобилизации финансовых ресурсов. В современных условиях огромное негативное влияние на изменение эффективности использования оборотных средств и замедление их оборачиваемости оказывают факторы кризисного состояния экономики: снижение объемов производства и потребительского спроса; высокие темпы инфляции; разрыв хозяйственных связей; нарушение договорной и платежно-расчетной дисциплины; высокий уровень налогового бремени; снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов. Эти факторы влияют на использование оборотного капитала вне зависимости от интересов организации. Вместе с тем имеются внутренние резервы повышения эффективности использования оборотных средств, на которые организация может активно влиять. К ним относятся: - рациональная организация производственных запасов; - сокращение пребывания оборотных средств в незавершенном производстве (преодоление негативной тенденции к снижению фондоотдачи, внедрение новейших технологий, особенно безотходных, обновление производственного аппарата, применение современных более дешевых конструкционных материалов); - эффективная организация обращения (совершенствование системы расчетов, рациональная организация сбыта, приближение потребителей продукции к ее изготовителям, систематический контроль за оборачиваемостью средств в расчетах, выполнение заказов по прямым связям). Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является показатель его рентабельности (Р ок ), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации продукции (П рп ) или иного финансового результата к средней величине оборотного капитала (С ок ): Р ок = П рп *100/ С ок . Поскольку критерием оценки эффективности управления оборотными средствами является фактор времени, используются показатели, отражающие общее время оборота, или длительность одного оборота, в днях, скорость оборота. Длительность одного оборота (оборачиваемость оборотного капитала) в днях (ОБ ок ) определяется делением оборотного капитала С ок на однодневный оборот, определяемый как отношение объема реализации или выручки от продаж (ВР) к периоду в днях (Д) или же как отношение периода к числу оборотов (К об ): ОБ ок =С ок *Д/ВР=Д/К об =Д*К з . Чем короче период обращения или один оборот оборотного капитала, тем, при прочих равных условиях, предприятию требуется меньше оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективней они используются. Скорость оборота характеризует прямой коэффициент оборачиваемости (количество оборотов} за определенный период — год, квартал. Этот показатель отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами организации, например за год. Он рассчитывается как частное от деления выручки от продаж (объема реализованной или товарной) продукции на оборотный капитал, который берется как средняя сумма оборотных средств за определенный период (как правило, год): К об =ВР/С ок . Прямой коэффициент оборачиваемости показывает количество реализованной (или товарной) продукции, приходящееся на 1 руб. оборотных средств. Увеличение этого коэффициента означает рост числа оборотов и ведет к тому, что: - растет выпуск продукции или объем реализации на каждый вложенный рубль оборотных средств; - на тот же объем продукции требуется меньше оборотных средств. Обратный коэффициент оборачиваемости или коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной (товарной) продукции. Этот показатель называют также коэффициентом обеспеченности оборотными средствами. Рассчитывается он следующим образом: К з =1/К об , где К з - коэффициент загрузки. Оборачиваемость рассчитывается по-разному: - по запасам - как отношение затрат на производство к среднему объему запасов; - по незавершенному производству - как отношение поступивших на склад товаров к среднегодовому объему незавершенного производства; - по готовой продукции - как отношение отгруженной (реализованной) продукции к среднему количеству готовой продукции; - по средствам в расчетах - как отношение выручки от реализации к средней дебиторской задолженности. Перечисленные показатели дают возможность провести углубленный анализ использования собственных оборотных средств; их называют частными показателями оборачиваемости. Оборачиваемость оборотных средств может ускоряться и замедляться. При замедлении оборачиваемости в оборот необходимо вовлекать дополнительные средства. Эффект ускорения оборачиваемости выражается в сокращении потребности в оборотных средствах в связи с улучшением их использования, их экономии, что влияет на прирост объемов производства и, как следствие, - на финансовые результаты. В конечном итоге улучшается платежеспособность и финансовое состояние организации (предприятия). 6. Анализ показателей рентабельности Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоп­лений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как эконо­мическая категория, она характеризует финансовый результат предпринима­тельской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. При­быль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных по­требностей организации, но и приобретает все большее значение в формиро­вании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности. Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов. Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат. Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим фак­то­рам. В числе экономических по­казателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности. Общую рентабельность (рентабельность предприятия) определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. Общая рентабельность определяется по формуле: Ро =Пб /Ф*100% , где Ро - общая рентабельность, Пб – общая сумма балансовой прибыли, Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств. Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала. Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле: Роб. = Пн.п.*100 / В, где Роб. – рентабельность оборота, Пн.п. – прибыль до начисления процентов, В – валовая выручка. Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле: Чоб.к.= В / А, где Чоб.к. – число оборотов капитала, В – валовая выручка, А – активы. Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге уровень общей рентабельности определяется по следующей формуле: Уо.р.= Роб * Чоб.к., где Уо.р. – уровень общей рентабельности, Роб. – рентабельность оборота, Чоб.к. – число оборотов капитала. Иначе говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы. Рентабельность вложений предприятия - это показатель рента­бельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия. 10.АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. В соответствии с действующим законодательством предприятия сами определяют общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждают штаты. Неукомплектованность персонала нередко оказывает отрицательное влияние на качество и динамику объёма продукции. В процессе анализа фактическая среднесписочная численность (ССЧ) отдельных категорий сопоставляется с плановой в абсолютном выражении и в процентах к соответствующей базе, при этом необходимо изучить изменение структуры персонала. Наиболее ответственный этап в анализе обеспеченности предприятия рабочей силой – изучение ее движения. Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих коэффициентов: -оборота по приёму =___принято работников всего____________ среднесписочная численность работников -оборота по выбытию =___ уволено работников всего______________ среднесписочная численность работников -общего оборота = __принято работников + уволено работников__ среднесписочная численность работников -текучести = уволено по своему желанию и нарушения дисциплины кадров среднесписочная численность работников -постоянства кадров = количество работников, проработавших год среднесписочная численность работников Коэффициенты движения кадров не планируются, поэтому их анализ производится сравнением показателей отчетного года с показателями предыдущего года. Постоянные кадры, длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определенную деловую атмосферу в коллективе, активно влияя на производительность труда. Коэффициенты постоянства и стабильности кадров отражают уровень оплаты труда и удовлетворенность работников условиями труда, трудовыми и социальными льготами. Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих (ЧР),количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год(Д), средней продолжительности рабочего дня(П): ФРВ=ЧРЧДЧП На это отклонение могут повлиять такие факторы как: изменение численности рабочих, изменение продолжительности рабочего периода и изменение продолжительности рабочей смены. Влияние этих факторов на изменение фонда рабочего времени можно установить способом цепной подстановки: DФРВ чр = (ЧР ф – ЧР пл) ´ Д пл ´ П пл DФРВ д = (Д ф – Д пл) ´ ЧР ф ´ П пл DФРВ п = (П ф – П пл) ´ Д ф ´ ЧР ф Для определения непроизводительных потерь рабочего времени, связанных с браком, необходимо сумму заработной платы рабочих в забракованной продукции и выплаченной зарплаты рабочим на его исправление разделить на среднечасовую зарплату рабочих. Анализ производительности труда Под производительностью труда понимается его результативность или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции. Среднегодовую выработку продукции одним работником можно представить в виде произведения следующих факторов: ГВ= УД Ч Д Ч П Ч СВ В свою очередь эти факторы можно выразить следующим образом: Среднегодовая выработка продукции (ГВ)= __________ТП__________ ССЧ ППП Доля рабочих в общей численности (УД) = ___________ССЧ рабочих_____ ССЧ ППП Количество отработанных дней одним = ___общее число отработаных_ч/д__ Рабочим за год (Д) ССЧ рабочих Средняя продолжительность рабочего = _общее число отработанных ч/ч__ Дня (П) общее число отработанных ч/д Средне часовая выработка продукции(СВ)= _______ТП__________________ Общее число отработанных ч/ч 13.Анализ производства и реализации продукции Объем производства и реализации промышленной продук­ции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показа­тели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутри­хозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутри­хозяйственного оборота и незавершенного производства. Объем реализации продукции определяется или по отгруз­ке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является свя­зующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производ­ства и реализации продукции по отдельным видам и группам од­нородной продукции. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов про­изводства продукции, например, на консервных заводах исполь­зуется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремон­тных предприятиях - количество условных ремонтов, в обув­ной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д. Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не пред­ставляется возможным использовать натуральные или услов­но-натуральные измерители. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реали­зации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной Анализ ассортимента и структуры продукции Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты: определение текущих и перспективных потребностей поку­пателей; оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; изучение жизненного цикла изделий и принятия своевре­менных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы мораль­но устаревших и экономически неэффективных изделий; оценку экономической эффективности и степени риска из­менений в ассортименте продукции. Оценка выполнения плана по ассортименту продук­ции обычно производится с помощью одноименного коэффици­ента, который рассчитывается путем деления общего фактичес­кого выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние, К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды про­дукции, состояние материально- технического обеспечения, нес­воевременный ввод в действие производственных мощностей , предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое тех­ническое состояние оборудования, его простои, аварии, недос­таток электроэнергии, низкая культура производства, недостат­ки в системе управления и материального стимулирования. Увеличение объема производства (реализации) по одним ви­дам и сокращение по другим видам продукции приводит к изме­нению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в об­щем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции заплани­рованные соотношения отдельных ее видов. Анализ качества произведенной продукции Качество продукции-понятие, которое характеризует па­раметрические, эксплуатационные, потребительские, техноло­гические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандар­тизации и унификации, надежность и долговечность. Различа­ют обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; удельный вес продукции высшей категории качества; средневзвешенный балл продукции; средний коэффициент сортности; удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; удельный вес сертифицированной продукции; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность (жирность молока, зольность угля, содержа­ние железа в руде, содержание белка в продуктах питания); надежность (долговечность, безотказность в работе); технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);эстетичность изделий. Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др. Первая задача анализа - изучить динамику перечислен­ных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качес­тва продукции. Средний коэффициент сортности можно определить дву­мя способами: отношением количества продукции I сорта к об­щему количеству; отношением стоимости продукции всех сор­тов к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 3.2.8.): Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru ), выручку от реализации продукции ( Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru ) и прибыль ( Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru ). Расчет производится следую­щим образом: Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru где Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru и Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru - соответственно цена изделия до и после измене­ния качества; Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru и Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru - количество про­изведенной продукции повышенного качества; Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru - объем реализации продукции повышенного качества. Если предприятие выпускает продукцию по сортам и про­изошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и среднев­звешенная себестоимость единицы продукции, а затем по при­веденным выше алгоритмам определить влияние сортового сос­тава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации. Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом: Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru Общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности - student2.ru

быта собственной продукции, выработку пакетов документов о потенциале предприятия, его взаимосвязях с внешней средой, в том числе с партнерами, потребителями и конкурентами.

На практике применяют различные виды маркетинговых исследовании, классификация которых осуществляется по следующим признакам:

1) по характеру целей:

разведочные, т.е. направленные на сбор предварительной информации, которая предназначена для более точного определения проблем и проверки гипотез

дескриптивные, т.е. описывающие те или иные аспекты реальной маркетинговой ситуации

казуальные, т.е. выявляющие причинно-следственные связи между признаками

2) по способу получения данных:

первичные, «полевые» исследования, т.е. сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа

вторичные, «кабинетные» исследовании, т.е. обработка уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для данных

3) по методу сбора данных:

количественные исследования, в основе которых лежат измерения, т.е. определенные количественные меры или плотности некой характеристики, представляющей интерес для исследования. Обычно их отождествляют с проведением различных опросов большого числа респондентов

качественные методы обычно включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят

4) по временному признаку маркетинговые исследования можно разделить на: ретроспективные, оперативные (текущие), диагностические и прогнозные;

5) по масштабу исследования, например, при исследовании рынка, выделяют локальные, региональные, национальные и интернациональные маркетинговые исследования;

6) по видам объектов исследования (исследование внутренней и окружающей среды фирмы, рынков сбыта, производительных сил, капитала, отдельных элементов комплекса маркетинга).

Приведенная классификация может быть дополнена. На практике возможно применение и других признаков, что связано со спецификой организации маркетинга на различных фирмах Некоторые предприятия имеют специальный отдел, другие - только одного специалиста, ответственного за проведение маркетинговых исследований, в структуре третьих формально не отражена функция маркетинговых исследований.

Отдел маркетинговых исследований обычно организуется на основе одного из следующих признаков:

область применения: маркетинговые исследования конечных и промежуточных потребителей;

группы выпускаемой продукции: маркетинговые исследования отдельных продуктовых линий;

функция маркетинга: маркетинговые исследования сбыта, рекламы, разработки новых товаров, обслуживания покупателей и т.д.;

этап процесса исследования: сбор данных, их анализ, прогнозирование.

Перечисленные признаки могут дополнить общую систему классификации. Однако они характерны только для предприятий, которые проводят такого рода исследования самостоятельно, собственными силами. Вместе с тем маркетинговые исследования могут проводиться и с помощью специализированных консультационных организаций. Часто предприятия, имеющие специалистов необходимой квалификации, обращаются к фирмам, профессионально занимающимся проведением маркетинговых исследований. При этом они руководствуются множеством факторов:

1) стоимостью исследования. Для того чтобы сделать маркетинговые исследования дешевле, ряд фирм специализируется в сборе синдикативной, стандартизированной информации;

2) наличием опыта проведения сложных исследований, в том числе с использованием современных методов анализа и прогнозирования;

3) знанием технических особенностей продукта. Обычно специалисты компании знают их лучше, и эти знания не всегда можно быстро передать специалистам других компаний;

4) потребностью в специальном оборудовании (например, компьютерах и программном обеспечении). Таким оборудованием, как правило, в более полном объеме обладают специализированные компании;

5) необходимостью сохранения конфиденциальности. Иногда компания часть исследования проводит собственными силами, чтобы избежать огласки, а другую - с помощью специализированных маркетинговых организаций;

6) повышением объективности исследования. Специализированные организации обычно более объективны в своих оценках и т.д.

Наши рекомендации