Стадии жизненного цикла товара
Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и состоит из следующих стадий:
1. Разработка продукта.
2. Стадия внедрения и испытания – период медленного роста сбыта по мере выхода товаров на рынок. На данной стадии продукт приносит лишь затраты, а часто и убытки. Очень велики на этой стадии инвестиции в организацию производства и освоение продукта (тем более, если он новый).
3. Стадия развития (роста) – стадия признания товара потребителем. Характеризуется она существенным увеличением объема продаж и возрастания его прибыли.
4. Стадия зрелости – период постепенного замедления темпов прироста продаж в связи с тем, что товар уже воспринят большинством потенциальных покупателей. На этой фазе прибыль достигает своего максимума и начинает снижаться из-за дополнительных расходов по поддержанию конкурентоспособности товаров на рекламу, стимулирование сбыта.
5. Стадия спада – период резкого снижения объема продаж и прибыли.
Обычно самой короткой бывает стадия внедрения, самой длинной – стадия спада. Определить завершение одной фазы и начало другой непросто. Обычно началом каждой новой стадии считается момент, когда увеличение или уменьшение объема продаж становится ярко выраженным.
Модель жизненного цикла товара можно привлечь для прогноза развития сбыта.
7.Особенности формирования конкурентоспособности товаров на различных стадиях жизненного цикла.
конкурентоспособность товара (услуги) закладывается предприятием (при условии, что оно же является разработчиком) и поддерживается продавцами в рамках жизненного цикла товаров и услуг. Поэтому формирование конкурентоспособности продукции на стадиях жизненного цикла продолжается и в сфере продажи, эксплуатации, обслуживания.
Например, у автомобиля конкурентоспособность определяется грамотным проектированием каждого конструктивного узла и агрегата:
кузова, салона, двигателя,
привода и коробки передач,
тормозной системы,
энергообеспечения,
системы управления.
На первой стадии жизненного цикла конкурентоспособность товара достигается, если соблюдаются следующие условия: качественное выполнение технологического процесса, соблюдение регламента выполнения технологических операций, поддержание технологической дисциплины, проведение контроля качества по технологическим операциям производства; контроль качества используемого сырья и конструкционных материалов, поступающих от смежных предприятий; контроль качества готовой продукции; ведение статистического учета дефектов продукции, причин их возникновения; ведение статистического учета скрытых дефектов производственного характера, проявляющихся в процессе эксплуатации и потребления.
Конкурентоспособность продукции повышается за счет:
рекламно-информационных мероприятий,
дегустаций,
демонстрации на выставках,
стимулирования сбыта.
На второй стадии жизненного цикла (стадия зрелости) предприятие повышает конкурентоспособность :
рекламно-информационными мероприятиями,
понижением розничных цен на товары и услуги,
продажей товаров в кредит.
На третьей стадии жизненного цикла конкурентоспособность повышается:
предложением мероприятий по утилизации или обмену использованного, устаревшего товара.
предоставлением скидок на их приобретение при сдаче старых моделей товаров,
выполнением бесплатного сервиса.
8.Значение и виды потребностей человека. Характеристика потребностей в товарах.
Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным укладом и личностью индивида.
Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества. По мере развития общества растут потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или нескольких нужд. Производитель товара или услуги не создает нужду, она уже существует. К сожалению, руководители и предприниматели часто путают потребности с нуждами.
для их удовлетворения.
Товар — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку в целях привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Предположим, женщина хочет выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, можно назвать товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает парфюмерию, новую одежду, солярий, услуги косметолога и многое другое. Все товары желательны в разной степени. Вероятнее всего, в первую очередь приобретаются товары и услуги более доступные и дешевые — делается новая стрижка, покупается косметика и новое платье. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, должны выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.