Концепция рационального потребительского поведения

Лекция 6. Теория потребительского поведения

Вопросы:

6.1. Концепция рационального потребительского поведения. 1

6.2. Равновесие потребителя. 4

Концепция рационального потребительского поведения

Потребитель имеет определённые индивидуальные вкусы и предпочтения, ограничен в их удовлетворении своими доходами и в этих условиях делает выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.Полезность– удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которые получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, т.к. у каждого человека есть своё восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Модель рационального экономического поведенияподразумевает, что экономический агент имеет множество целей и что ни одна из них не является полностью достижимой, но достижимой лишь до определённого уровня. Концепция рационального экономического поведения гласит: имеющиеся варианты индивидом системно ранжируются, и делается выбор на основе максимизации индивидуального уровня «удовлетворения» при минимальных затратах.

Существуют два главных способа изучения рационального потребительского поведения: количественный (кардинализм) и порядковый (ординализм). Кардинализм – теория потребительского поведения, согласно которой субъективная полезность, которую потребитель получает от потребления благ, можно выразить в абсолютных величинах. Ординализм – теория потребительского поведения, основанная на предположении, что потребитель упорядочивает свои предпочтения относительно благ, систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворённости. В ординализме внимание концентрируется не на абсолютной величине полезности, а на сравнительных предпочтениях, т.е. на порядке, в котором в голове человека товары выстраиваются от самых желанных, до наименее привлекательных.

Для количественной оценки степени удовлетворения потребителя от покупок кардиналисты используют условный показатель полезности благ (обозначается U от англ. utility - полезность). Последовательно покупая всё большее количество экономических благ потребитель стремится увеличить для себя их суммарную, совокупную (общую) полезность. Общая полезность (TU - total utility)– накопленная сумма полезностей от всей совокупности последовательно приобретенных единиц определенного блага. Функция общей полезности показывает изменение общей полезности с ростом количества потребляемого блага:

TU= f(Qi),

где Qi – последовательно приобретаемые количества блага.

С увеличением количества потребляемого блага общая полезность сначала возрастает, а затем, начиная с определённого момента, начинает снижаться (рис. 6.1.1). Это обусловлено тем, что каждая последующая единица одного и того же блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие.

Концепция рационального потребительского поведения - student2.ru

Рис. 6.1.1. Функции совокупной полезности (TU)
и предельной полезности (MU)[1]

Прирост полезности от потребления дополнительной единицы блага называется предельной полезностью.Предельная полезность (МU - marginal utility)– дополнительная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу (в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными).

Для дискретного случая (двух точек) формула её расчёта выглядит следующим образом:

Концепция рационального потребительского поведения - student2.ru

Для непрерывного случая (функция) используется следующая формула:

Концепция рационального потребительского поведения - student2.ru .

Геометрически значение предельной полезности равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TU. В точке насыщения величина общей полезности достигает своего максимума, а величина предельной полезности – нуля. Дальнейшее увеличение количества потребляемого блага приводит к тому, что общая полезность снижается, а предельная полезность становится отрицательной величиной.

Впервые особенность процесса насыщения субъективных потребностей людей в экономических благах описал немецкий экономист Г. Госсен. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)– по мере роста потребления однородных благ суммарный полезный эффект от них увеличивается, но одновременно неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы блага.

Рациональный потребитель соизмеряет полезность благ и их цены. Пока предельная полезность на единицу денежных затрат, определяемых уплачиваемой ценой (MU/P), хотя бы у одного блага выше, чем у других, покупки перераспределяются в его пользу. Одновременно сокращается закупка благ с меньшей предельной полезностью на такую же сумму денежных затрат. Итогом «перелива» расходов от одного блага к другому станет увеличение общей полезности. В аналитической форме максимум общей полезности можно выразить так:

TU = max, при Концепция рационального потребительского поведения - student2.ru

где MU1... MUn - предельная полезность покупаемых благ;

P1...Рn - цена покупаемых благ;

λ - предельная полезность денег.

Простые преобразования позволяют видоизменить выражение из формы

Концепция рационального потребительского поведения - student2.ru в форму Концепция рационального потребительского поведения - student2.ru

Это выражение отражает суть второго закона Госсена или правила максимизации полезности.Правило максимизации полезности (второй закон Госсена)– при заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума полезности тогда, когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам. Таким образом, рациональный потребительский выбор предполагает равенство дополнительных выгод и дополнительных издержек.

Наши рекомендации