Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости
Можно выделить следующие виды инноваций, применяющиеся при антикризисном управлении:
1) Продуктовые инновации. На уровне отдельно взятого предприятия продуктовые инновации - это новые виды продукции. Эти инновации непосредственно стимулируют дополнительные продажи и прибыли. Различают продуктовые инновации следующих видов:
а) новые товары и услуги;
б) товары и услуги, являющиеся новыми для рынка, на котором работает предприятие;
в) товары и услуги, являющиеся новыми для данного предприятия;
г) разного рода новшества и нововведения в продуктах.
2) Процессные инновации (в том числе технологические) - это новые схемы сотрудничества, новые формы организации производства, новые технологические процессы, нацеленные на экономию всех видов издержек предприятия. Они способны принести дополнительные прибыли, могут обеспечить повышение качества продукции. Эти инновации считаются наиболее краткосрочными по своей окупаемости и наиболее легко осуществимыми новшествами. К процессным инновациям относятся следующие нововведения:
а) новшества в организации сбытовой и закупочной деятельности предприятия;
б) инновации в договорной работе, в схемах сотрудничества с партнёрами по бизнесу;
в) инновации в процессе менеджмента организации;
г) технологические инновации, т.е. нововведения в технологические процессы выпуска продукции, включая освоение новых видов оборудования, материалов и специальной технологической оснастки.
3) Институциональные инновации - это новые формы организации и управления в производстве и сбыте продукции (услуг). Эти инновации являются самыми долгосрочными и дорогостоящими. Сами по себе они не способны приносить дополнительных доходов, они лишь служат целям более эффективного проведения продуктовых и процессных инноваций. Выделяют следующие институциональные инновации:
а) реорганизация предприятия;
б) реструктуризация материальных и нематериальных активов фирмы;
в) перераспределение ответственности работников предприятия, в особенности его менеджеров.
Кроме того, эффективному противодействию кризисам способствует развитая инновационная инфраструктура, которая, в самом общем виде, представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции. При формировании рыночных отношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности. Она также аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Также в рамках данной инфраструктуры получают значительное развитие такие элементы системы, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, центры высоких технологий и т.д. Деятельность этих организаций также способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.
К свойствам «успешности» инноваций принято относить:
1) необходимость смены предшествующей системы технологии, переход на принципиально новый технологический уровень. Только это дает возможность эффективно внедрить новинку. Надо отметить, что инновация не обязательно связана с самыми передовыми достижениями науки и техники. Зачастую как инновация рассматривается применение уже известных технологий, но в новых областях, дающее значительный экономический эффект и способствующее открытию новых рынков и т.д. С другой стороны, инновационность предприятия связана не только со способностью его коллектива изобретать новые идеи, но и с лучшим использованием предпринимательского потенциала;
2) независимость и самостоятельность инновационного проекта. Нередко внешнеэкономическое, административное или политическое давление приводит к крупным коммерческим провалам. Разрабатывая инновационную стратегию, целесообразно ориентироваться на возможность коммерческого применения изобретения, а также на потребности покупателей. Конечная цель любого нововведения в бизнесе - удовлетворение потребностей клиентов. Таким образом, один из ведущих принципов управления - это «изобретать вместе с поставщиками и клиентами»;
3) для обеспечения независимости инновационного проекта важно обособление нового проекта в отдельную структуру. Суть этого процесса состоит в создании так называемых временных целевых групп, в которые входят специалисты из разных подразделений (технических, сбытовых, производственных и т.п.), и подключении внешних участников (пользователей, поставщиков, агентов по сбыту). Создание подобных групп позволяет, с одной стороны. Избежать передачи разработки из одного подразделения другое, в процессе которой может произойти искажение первоначальной идеи, в результате чего на выходе может быть получен совершенно отличный от идеи результат, и, с другой стороны, предоставить предпринимателям широкие возможности и свободу действий, право самим принимать многие решения и использовать ресурсы существующих подразделений;
4) «человеческий фактор», то есть наличие новатора, энтузиаста. Задача предпринимателя - всячески стимулировать любые проявления инициативы, предложения неординарных подходов, оригинальных решений и т.д., как можно чаще находя повод публично одобрить новатора, поощрять разрушение организационных и бюрократических барьеров, отмечая инициативных, творческих работников. Необходимое условие успешной инновационной деятельности - не только публичная оценка удач и достижений новаторов, но и правильная оценка неудач, умение извлекать из них полезные уроки.
Организационная основа для инноваций -- это группа, команда, поставленная вне других структур, занимающаяся нововведениями и подчиненная члену правления фирмы, единственная обязанность которого -- руководство данной группой.
Механизм применения инноваций в антикризисном управлении представлен на рисунке 10.1.
Рис. 10.1. Механизм применения инноваций в антикризисном управлении
Корпоративная стратегия и долгосрочный план предприятия непосредственно взаимосвязаны с инновационной стратегией предприятия. Но для её разработки необходимы новые перспективные идеи, которые бы привели к росту конкурентоспособности предприятия. Для развития таких идей, а также для их практического внедрения необходимы финансовые ресурсы и современные технологии.