Маркетинг — понятие и основные определения
Маркетинг — это процесс, заключающийся в прогнозировании потребностей потенциальных покупателей и в удовлетворении этих потребностей путем предложения соответствующих товаров — изделий, технологий, услуг и т.д.
К основным видам маркетинговой деятельности относятся:
1) исследования (потребителя, товара, рынка);
2) НИОКР (скоординированные с маркетинговой деятельностью);
3) планирование;
4) ценовая политика;
5) упаковка;
6) комплекс маркетинговых коммуникаций (реклама в СМИ, директ-маркетинг);
7) сбытовая деятельность (работа со штатом товаропроводящей сети, тренинги, контроль, организация специальных систем продажи, мероприятия по оптимизации продажи на местах и т. д.);
8) выработка системы распределения товара по сбытовым точкам;
9) международные операции;
10) послепродажное обслуживание.
Целью современного маркетинга является не продажа товара или услуги любым способом (включая обман покупателя), а удовлетворение потребностей клиентов.
Цель маркетинга — привлекать новых клиентов, обещая им высшую потребительскую ценность, и сохранять старых клиентов, постоянно удовлетворяя их меняющиеся запросы.
Основная задача маркетинга — понять нужды и потребности каждого рынка и выбрать те из них, которые их компания может обслуживать лучше других. Это позволит компании производить товары более высокого качества и тем самым увеличивать объемы продаж и повышать свои доходы путем лучшего удовлетворения потребностей целевых покупателей.
Маркетинг начинается еще задолго до того, как у компании появляется готовый продукт. Маркетинг начинается с того, что менеджеры выявляют потребности людей, вычисляют их интенсивность и объем, определяют возможности компании по их удовлетворению. Маркетологи продолжают работать над товаром на протяжении всего его жизненного цикла. Они пытаются найти новых потребителей и удержать уже существующих, улучшая потребительские свойства товара и используя для этой цели отчеты о продаже и обратную связь. Если специалист по маркетингу хорошо потрудился — правильно понял потребности клиента, создал товар, отвечающий требованиям покупателей, назначил разумную цену, правильно распространил товар и провел рекламную компанию, то продавать такой товар будет очень легко.
Маркетинг — это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров, обладающих потребительской ценностью и обмена ими.
Чтобы объяснить это определение необходимо рассмотреть несколько понятий непосредственно связанных с маркетингом:
1) нужда — чувство необходимости удовлетворения основных потребностей;
2) потребности и запросы — специфическая форма удовлетворения человеческих нужд;
3) спрос — потребность в определенных товарах, выраженная в способности человека их приобрести;
4) товар и услуги;
5) потребительская ценность — оценка потребителем способности товара в целом удовлетворить его нужды;
6) удовлетворенность потребителя;
7) обмен — акт приобретения некоего желаемого товара на нечто предлагаемое другой стороной;
8) сделка;
9) рынок.
В современной хозяйственной практике взаимоотношения организации с большинством субъектов рынка должны строиться на принципах маркетинга.
Основные принципы маркетинга:
1) Научно практические исследования рынка и производственно-сбытовых возможностей предприятия.
2) Сегментация. Её смысл заключается в том, что предприятие выявляет для себя наиболее приемлемый сегмент рынка (однородную группу потребителей), в отношении которой и будет проводить исследование рынка и продвижение товара.
3) Гибкое реагирование производства и сбыта предполагает быстрое изменение в зависимости от меняющихся требований рынка, эластичности спроса и предложения.
4) Инновация предполагает совершенствование и обновление товара, разработку новых технологий, внедрение новых методов работы с потребителями, выходы на новые рынки, обновление рекламы, новые каналы товародвижения, новые методы сбыта.
5) Планирование предполагает построение производственно-сбытовых программ, основанных на рыночных исследованиях, и конъюнктурных прогнозах.
Таким образом, маркетинг следует рассматривать как экономический, социальный, управленческий и технологический процессы, основанные на следующих основных принципах:
1) постоянное изучение состояния и динамики рынка;
2) адаптация к условиям рынка с учетом требований и возможностей конечных потребителей,
3) активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях.
Управление поведением организации на основе принципов маркетинга должно обеспечивать работу в динамичном, непрерывном (кольцевом) режиме, обеспечивающем гибкость и адаптивность организации к турбулентным изменениям рыночной среды.
Цель управления поведением организации на основе принципов маркетинга — определить перспективные направления деятельности организации на рынке, обеспечивающие конкурентные преимущества организации с минимальными затратами ресурсов.
К основным задачам маркетинга относят:
1) Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
2) Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
3) Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
4) Формирование ассортиментной политики фирмы.
5) Разработка ценовой политики фирмы.
6) Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
7) Сбыт продукции и услуг фирмы.
8) Коммуникации маркетинга.
9) Сервисное обслуживание.
[ http://www.grandars.ru/student/marketing/marketing.html]