Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами

(производственной базой и подвижным составом)

Конкурентоспособность АТП зависит от состояния производственной базы и соответствия парка подвижного состава условиям перевозок. Поэтому в качестве основных показателей, определяющих конкурентоспособность АТП выбраны:

- соотношение между активной частью (подвижным составом) основных производственных фондов и основными производственными фондами, относящимися непосредственно к производственной базе АТП. В качестве критерия с учетом отечественного и зарубежного опыта рекомендуется величина 40 %, характеризующая оптимальную величину удельного веса производственной базы к основным производственным фондам (ОПФ);

- средняя грузоподъемность автомобильного парка. По этому показателю рекомендуется сравнить фактические данные по отчету за определенный период с экспертными оценками рациональной величины средней грузоподъемности парка с учетом его специализации.

При удельном весе производственно-технической базы 40 и более процентов к основным производственным фондам конкурентоспособность АТП принята наивысшей и оценивается коэффициентом Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru = 1.

Коэффициент конкурентоспособности АТП рекомендуется определять по формуле

Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , (6)

где ПТБ - стоимость производственно-технической базы, руб,

ОПФ - стоимость основных производственных фондов, руб,

40 - удельный вес ПТБ в ОПФ при коэффициенте конкурентоспособности 1.

Уровень конкурентоспособности АТП с позиции обеспеченности производственной базой рекомендуется оценивать по табл. 6.

Таблица 6

Уровень конкурентоспособности АТП в зависимости

от уровня развития производственной базы

Показатели Конкурентоспособность Неконкурентоспособность
высокая средняя
Удельный вес ПТБ в ОПФ, % 40 и более 36 - 39 35 - 20
Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru 0,9 - 0,99 0,88 - 0,5

При удельном весе производственной базы в основных производственных фондах менее 20 % предприятие следует считать неконкурентоспособным поэтому фактору и оценить коэффициентом Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru = 0,45.

Конкурентоспособность АТП рекомендуется оценивать также с позиции соответствия, грузоподъемности парка его рациональному уровню.

При этом фактическую среднюю грузоподъемность ( Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru ) рекомендуется определять, по отчетным данным, а рациональную - на основе экспертной оценки, по группам специализации автомобилей по формуле:

Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , (7)

где Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru - средняя грузоподъёмность рационального парка;

Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru - средняя рациональная грузоподъемность соответственно бортовых автомобилей, самосвалов, фургонов, цистерн и прочих автомобилей;

Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru - среднесписочное количество соответственно бортовых автомобилей, самосвалов, фургонов, цистерн и прочих автомобилей.

Например: Асс = 30, Асп = 20, значит Аб = 10 шт., остальные Ас = 5, Аф = 5, Ац = 10 штук. Данные по бортовым автомобилям, самосвалам, фургонам и прочих автомобилей определяются по справочнику НИИАТ (при ± 10 % по грузоподъемности).

Если фактическая средняя грузоподъемность парка ( Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru ) совпадает с рациональной ( Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru ), то следует считать, что АТП имеет парк, соответствующий условиям перевозок и, следовательно, вполне конкурентоспособно, а коэффициент конкурентоспособности Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru = 1.

При несоответствии фактической средней грузоподъемности парка рациональной коэффициент конкурентоспособности АТП снижается пропорционально величине несоответствия: а именно если Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru < Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , то Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru . Тогда Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru > Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru , то Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru .

При соответствии фактической средней грузоподъёмности парка рациональной менее чем на 50 % автотранспортное предприятие по данному показателю следует признать неконкурентоспособным и оценить коэффициентом Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru = 0,45.

Совокупный коэффициент, характеризующий обеспеченность АТП ресурсами определяется по формуле

Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru . (8)

Общая конкурентоспособность автотранспортного предприятия определяется по формуле

Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru . (9)

Если в результате интегральной оценки Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru составит величину от 0,8 до 1 АТП, следует считать высоко конкурентоспособным, при Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами - student2.ru от 0,5 до 0,79 - средней конкурентоспособности, менее 0,5 - неконкурентоспособным.

В конце выполненных расчетов необходимо сделать выводы и дать рекомендации по улучшению конкурентоспособности автотранспортного предприятия.

Заключение

Контрольная работа студентов заочного обучения является одной из форм самостоятельной работы, в которую также входит изучение лекционного материала. Положительная оценка работы является основание для допуска к зачету по дисциплине.

Практические занятия

№п/п Темы занятий
Оценка конкурентоспособности изделия по техническим параметрам
Оценка конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам
Определение интегрального показателя конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к образцу

Список используемой литературы

Основной

1. Маркетинг: учебник для вузов / Г.А. Васильева [и др.]; под ред. Г.А. Васильева. – М. ЮНИТИ, 2005. – 208 с.

2. Маркетинг: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили [и др.]; под ред. Н.Д. Эриашвили. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Юнити, 2006. – 631 с.

Дополнительный

3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для вузов / В.А. Алексунин [и др.]; под. ред. В.А. Алексунина. – 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. – 716 с.

4. Маркетинговые исследование роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных российских компаний / под ред. А.А. Бравермана. - М: Экономика, 2006. – 319 с.

5. Маслова Т.Д., Кожут С.Г. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2006. – 206 с.

6. Управление маркетингом: учебное пособие для вузов / Н.Д. Эриашвили [и др.]; под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 463 с.

Приложение 1

Наши рекомендации