Определение конкурентного положения фирм
Конкурентная позиция – это сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурентов.
Рыночный лидер – организация с наибольшей рыночной долей в отрасли.
Рыночный претендент – организация, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров.
Рыночный последователь – организация, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений.
Организации, действующие в рыночной нише («нишевики»), обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые конкуренты или не заметили, или не приняли в расчет.
Существует четыре показателя, характеризующих размер фирмы относительно размеров рынка:
доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации (доля рынка);
доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
Доля рынка рассчитывается как соотношение объема продаж конкретной фирмы к совокупному объему продаж товара на рынке
где ДiК – рыночная доля i-ой организации по количеству реализованной продукции;
ДiВ– рыночная доля i-ой организации по общей стоимости реализованной продукции;
Кi – количество продукции, реализованной i-м предприятием (в натуральном выражении);
Вi –выручка i-ой организации;максимальная погрешность.
n –количество организаций, работающих на рынке, i=1,…,n.
По мнению Ф. Котлера лидеру, как правило, принадлежит доля в 40% и выше, претенденту – 20-40%, последователю – 10-20%, а аутсайдеру – менее 10%.
Для измерения интенсивности конкуренции на исследуемом рынке используют следующие показатели:
1) Четырехдольный показатель концентрации (К):
где ОР1, ОР2, ОР3, ОР4– объем реализации четырех наиболее крупных организаций на рынке;
ОР–общий объем реализации продукции заданного ассортимента.
2) Индекс Герфиндаля (G):
где Дi – доля рынка i-ой компании, %;
n – число компаний, действующих на рынке.
значение G меньше 400, то на рынке имеет место свободная конкуренция.
G от 400 до 1000, то на рынке – монополистическая конкуренция.
G от 1000 до 3000, то на рынке господствует олигополия,
G превышает 3000, то на рынке есть фирмы, занимающие монополистическое положение в своих сегментах.
Признаком монополистической конкуренции является существование достаточно большого числа (10-25) фирм, производящих и продающих дифференцированную продукцию в широком диапазоне цен.
Олигополия – это господство небольшого числа (3-7) достаточно больших фирм, на долю которых приходится основная часть продаж какой-либо отрасли (автомобильная промышленность, рынок информационных технологий, бытовой техники).
Монополия подразумевает ситуацию, когда одна фирма контролирует большую часть рынка. Это может быть фирма, имеющая патент на товар, либо коммунальное предприятие, энергетическая компания.
Конкурентное преимущество – это преимущество над конкурентами, достигаемое за счет предложения потребителям более высокой ценности. Достичь конкурентных преимуществ и укрепить свои позиции предприятие может за счет:
обеспечения более низких издержек на производство и сбыт товара.
обеспечения незаменимости продукта с помощью дифференциации.