ТЕМА 5: Выборочные методы маркетинговых исследований

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для обеспечения

контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР)

по учебной дисциплине «Маркетинговые исследования»

Для специальности

1-26 02 03 Маркетинг

3-й курс

Всего КСР: 24 часа, 5 семестр 18 часов, 6 семестр Из них: Лекции – 22 часа Практические занятия — 20 часов Материалы подготовлены Алексеевич В.Н., преподавателем кафедры маркетинга (в соответствии с Положением о контролируемой самостоятельной работе студентов БарГУ, утвержденным 18.08.2009 № 341)  

Барановичи 2012
СОДЕРЖАНИЕ

Номер темы Наименование раздела, темы Всего Лекции Практические занятия
1. Организация и содержание маркетинговых исследований  
2. Определение проблемы и формулирование целей маркетингового исследования  
3. Выбор типа и разработка плана маркетингового исследования  
4. Качественные способы сбора маркетинговой информации
5. Выборочные методы маркетинговых исследований
6. Опрос и наблюдение как количественные способы сбора маркетинговой информации
7. Эксперименты
8. Подготовительные этапы статистического анализа  
9. Описательный анализ. Базовые методы анализа маркетинговой информации  
10. Дисперсионный и ковариационный анализ
11. Корреляционно-регрессионный анализ
12. Факторный анализ  
13. Кластерный анализ  
14. Дискриминантный анализ  

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 1: Организация и содержание маркетинговых исследований (2 часа ЛЗ)

Изучите самостоятельно следующие вопросы.

1. Понятие маркетинговых исследований.

2. Факторы результативности и эффективности маркетинговых исследований.

3. Основные направления анализа маркетинговой информации.

4. Методы анализа данных.

ТЕМА 2: Определение проблемы и формулирование целей маркетингового исследования (2 часа ПЗ)

Выполните следующие задания в группах по 4 человека.

Задание 1. Просмотрите последние выпуски газет и журналов и подберите пять примеров исследований для определения проблемы и пять примеров исследований для решения проблемы.

Задание 2. Назовите один из видов маркетинговых исследований, который был бы полезен для каждой из следующих организаций:

1) книжный магазин в вашем университетском городке;

2) управление общественного транспорта в вашем городе;

3) центральный универмаг в вашей местности;

4) ресторан, расположенный вблизи вашего университетского городка;

5) зоопарк в большом городе.

Задание 3. Сформулируйте проблему маркетингового исследования для каждой из последующих управленческих проблем.

1. Следует ли выводить на рынок новый продукт?

2. Необходимо ли изменить рекламную кампанию, которая длится на протяжении трех лет?

3. Должны ли быть увеличены затраты на продвижение внутри универмага для существующей продуктовой линии?

4. Какую ценовую стратегию следует использовать для нового продукта?

5. Стоит ли изменять условия стимулирования, чтобы лучше мотивировать торговый персонал?

ТЕМА 3: Выбор типа и разработка плана маркетингового исследования (2 час ЛЗ)

Изучите самостоятельно следующие вопросы.

1. Системный анализ, комплексный подход и программно-целевое планирование как общенаучные методы маркетингового исследования.

2. Аналитико-прогностические методы маркетингового исследования.

3. Методические приемы маркетинговых исследований, заимствованные из других областей знаний.

ТЕМА 4: Качественные способы сбора маркетинговой информации

(4 часа: 2 ПЗ, 2 ЛЗ)

Изучите самостоятельно следующие вопросы.

1. Качественное исследование как инструмент понимания сути обстановки, сложившейся вокруг проблемы.

2. Качественное исследование как метод пояснения данных, полученных из количественного исследования.

3. Применение метода фокус-групп с использованием проекционных методик для сбора качественной маркетинговой информации.

Выполните следующие задания в группах по 4 человека.

Задание 1. Используя методы качественного исследования, разработайте план проведения фокус-группы для определения отношений и предпочтений потребителей к какому– либо товару.

Задание 2. Сформулируйте цели проведения фокус-группы, составьте перечень вопросов и подготовьте план для ведущего (топик-гайд).

Задание 3. Предположим, что руководство компании Baskin Robbins хотело бы узнать, почему некоторые люди не едят постоянно мороженое. Предложите тест для выяснения этой информации.

ТЕМА 5: Выборочные методы маркетинговых исследований

(4 часа: 2 ПЗ, 2 ЛЗ)

Изучите самостоятельно следующие вопросы.

1. Формирование выборки, определение ошибки выборки.

2. Точечная оценка ошибки выборки

3. Интервальная оценка ошибки выборки.

Выполните самостоятельно следующие задания.

Задание 1. Выразите каждый из следующих типов ошибок в виде формулы:

1) общая ошибка;

2) ошибка выборки;

3) систематическая ошибка;

4) ошибка наблюдения.

Задание 2. Спроектируйте (т.е. опишите состав и порядок работ по организации ис­следования) простую случайную, квотную, стратифицированную и клас­терную выборки среди студентов экономического университета для выяс­нения их отношения к организации учебного процесса

Задание 3. Для каждой из следующих ситуаций определите соответствующую изучаемую совокупность и основу выборки:

а) производитель нового вида сухих завтраков хочет провести домашнее тестирование своего продукта в Минске;

б) национальная сеть магазинов хочет определить потребительские предпочтения покупателей, имеющих платежную карточку этой сети;

в) местная телевизионная станция хочет определить, какие передачи пользуются популярностью в семьях и каким именно программам зрители отдают предпочтение.

Наши рекомендации