Система методов исследований в маркетинге

Краткие лекции по темам курса «Маркетинговые исследования»

Модуль 1

Тема 1 Понятие, цели, задачи и направления маркетинговых исследований. Тема 2 Маркетинговые информационные системы.

Вопросы:

1. Значение и задачи маркетинговых исследований. Их роль в комплексе маркетинговой деятельности предприятия.

2. Подходы к определению маркетингового исследования. Различия между понятиями «исследование сбыта», «исследование рынка» и «маркетинговое исследование».

3. Основные направления маркетинговых исследований.

4. Организация и масштабы маркетинговых исследований.

5. Развитие индустрии маркетинговых исследований.

6. Возможности профессионального роста в сфере маркетинговых исследований.

7. Понятие и структура маркетинговой информационной системы (МИС).

8. Система поддержки маркетинговых решений (СПР)

ЗНАЧЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В системе современного маркетинга эта функция является важнейшей. Маркетинговые исследования составляют основу всей производственно - сбытовой политики предприятия и являются тем инструментом, который должен способствовать принятию обоснованных управленческих решений. В настоящее время эффективность деятельности любого предприятия будет во все возрастающей степени определяться не столько его производственными и даже не финансовыми возможностями, а активностью и опытностью в вопросах проведения и использования исследований маркетинга. Маркетинговые исследования представляют собой систематический сбор, обработку и анализ информации, необходимой для принятия оптимальных и эффективных управленческих решений. Аналитическая функция маркетинга (маркетинговые исследования) – это функция, связывающая потребителей, конкурентов и общественность с маркетологами посредством информации, которая используется для распознавания и определения возможностей и проблем; выработки, оптимизации и оценки маркетинговых действий, определения эффективности комплекса маркетинга и улучшения понимания маркетинга как процесса. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности, они снижают уровень неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений, и касаются всех элементов комплекса маркетинга, внешней и внутренней среды предприятия.

Направления маркетинговых исследований отличаются значительным разнообразием, но базируются на единых теоретико-методологических принципах и преследуют общую цель: дать адекватную характеристику рыночных процессов и отразить позиции и возможности предприятия на рынке.

Основные направления маркетинговых исследований

Направления маркетинговых исследований Частота реализации, %
Рыночные тенденции
Рыночная доля
Удовлетворение потребителей
Сегментация
Рыночный потенциал
Испытание концепций нового продукта
Отношение к марке
Конкурентные цены
Средства массовой информации
Общественный имидж
Тестирование продукта
Тестирование рынка
Деятельность сбытовиков
Международные исследования

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Теория маркетингового исследования - синтетическая область знаний. Она вбирает в себя методологию многих наук, подчинив ее целям маркетинга. В основе этой теории лежит строго научный подход и такие принципы организации, как:

- системность,

- комплексность,

- оперативность,

- достоверность,

- объективность,

- эффективность.

Методологические основы маркетингового исследования складываются из общенаучных, аналитико-прогностических подходов и методов, а также методических приемов, заимствованных из разных областей знаний. Его можно назвать сплавом статистики, эконометрии, социометрии, квалиметрии, бихсвиоризма и специфических неформальных маркетинговых приемов. Исключительно важную роль имеют статистические методы сбора, обработки и анализа массовых количественных данных

Система методов исследований в маркетинге

           
   
Методические приемы, заимствованные из разных областей знаний
 
Общенаучные подходы
 
Аналитико- прогностические методы
 
 

           
  Система методов исследований в маркетинге - student2.ru
    Система методов исследований в маркетинге - student2.ru   Система методов исследований в маркетинге - student2.ru
 
 

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru системный теории вероятностей социологии

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru комплексный экономико-статисти- психологии

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru ческие методы

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru интеграционный экономики

экономико-математи-

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru функциональный ческое моделирование математики

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru динамический теории массового статистики

обслуживания

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru процессный товароведения

методы экспертных

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru поведенческий оценок истории

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru ситуационный методы деловых игр антропологии

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru Система методов исследований в маркетинге - student2.ru воспроизводст- теории связи экологии

венный

линейное эстетики

Система методов исследований в маркетинге - student2.ru программирование дизайна

сетевое планирование и другие.

и другие.

В основе нормативной базы, регулирующей методические принципы проведения маркетинговых исследований, лежит Международный кодекс маркетинговых исследований. Первый кодекс был издан в 1948 г., а последний пересмотрен в 1972 г. Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинга (ESOMAR). В 1971 г. Международная торговая палата (МТП) после проведения совместных консультаций со всеми организациями, занимающимися маркетингом, опубликовала свой Международный кодекс. В 1976 г. ESOMAR и МТП решили, что пришло время совместными усилиями пересмотреть существующий документ, принять во внимание все изменения и подготовить единый международный кодекс вместо двух различных. Существующий в настоящее время Международный кодекс предназначен для того, чтобы специалисты, предприятия и организации руководствовались основными правилами, принятыми во всем мире. Насколько отечественные маркетинговые исследователи выполняют принятые профессиональные соглашения, могут определить только они сами и их заказчики.

Наши рекомендации