Тема 9. Потребности и их роль в сфере услуг

Чекмарева Г. В.

Человек и его потребности: учебно-методическое пособие / Г. В. Чекмарева.-Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010, 63 с.

Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено в качестве базового пособия по учебному предмету «Человек и его потребности» для студентов, обучающихся специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».

Содержание

Введение…………………………………......................................................... 4

1. Содержание дисциплины…………………………………………………... 5

2. Методическое обеспечение дисциплины……………………………… .. 6

2.1.Тематический план семинарских занятий для студентов

дневной формы обучения……………………………………………………. 6

2.2. Методические рекомендации по проведению практических занятий со студентами дневной формы обучения. ………………………………………...8 2.3.Методические указания по выполнению курсовых работ

для студентов дневной формы обучения и реферативных

работ для студентов заочной формы обучения……………………………. 11

2.4. Вопросы для самоконтроля…………………………………………….. 16

3. Учебно-методический материал…………………………………………. 17

4. Список рекомендуемой литературы……………………………………… 43

5. Контролирующие материалы (для экзамена)…………….……………… 43

5.1. Тест-билеты……………………………………………………………… 45

5.2. Вопросы для экзаменационных билетов………………………… …… 58 5.3. Правила аттестации студентов по учебной дисциплине……………… 60

Введение

В обществе с рыночной экономикой главным действующим лицом является живой конкретный потребитель. Личность потребителя – его особое мировоззрение, образ действий, схемы поведенческих реакций – оказывает большое влияние на выбор услуг, товаров. Поэтому никакая деятельность по оказанию услуг невозможна без знания человеческих потребностей и понимания способов их удовлетворения. Потребности потребителей реальны и они выражаются в покупках, которые совершают, и в приобретениях, от которых они решают воздержаться. Производители должны отыскивать своих потребителей, выяснять их конкретные потребности и затем создавать товары и услуги для более полного удовлетворения этих потребностей. Известный бизнес-консультант Том Питерс рекомендует компаниям-производителям желающим преуспеть проводить не менее 25% рабочего времени на переднем плане (крае) – рядом с потребителями. Сегодня значимость потребителя и успех работы с ним становятся все более важным и для каждого российского предпринимателя, ведь он удовлетворяет, прежде всего, потребности отечественного покупателя.

Цель настоящего учебно-методического пособия – во-первых, дать целостное представление о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования потребностей и методах их удовлетворения, во-вторых, помочь студентам (всех форм обучения) организовать свою самостоятельную работу при подготовке к аудиторным занятиям.

Структура предлагаемого пособия соответствует успешному выполнению поставленных (перед ним) задач. Пособие состоит из пяти разделов и характеризуется четкой методической проработанностью. Следует отметить недостаточное количество учебных пособий по предмету «Человек и его потребности», несмотря на его распространенность. Поэтому, являясь базовым для проведения занятий по предмету «Человек и его потребности», третий раздел данного пособия содержит важный учебный материал и введен автором в структуру пособия для того, чтобы облегчить студентам изучение общей концепции человека и человеческих потребностей.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности

Тема 1. Природа и сущность человека

Своеобразие биологической организации человека. Своеобразие человека как социального существа. Человек как социально-природное существо. Противоречие между наследственностью и приспособлением -основное противоречие жизни.

Тема 2. Исторически изменяющаяся, динамически развивающаяся природа человека

Связь динамики (динамизма) человеческой истории с развитием человеческого разума (сознания).

Тема 3. Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств

Понятия «Человек», «Индивид», «Личность». Типы и свойства личности в решении проблемы потребностей. Концепции К. Хорни и Д. Рисмана.

Раздел 2. Основные аспекты теории потребностей

Тема 4. Потребности человека

Общее понятие и содержание потребностей. История развития проблемы потребностей человека с античности до наших дней. Специфика потребностей человека в современном мире.

Тема 5. Потребности и система ценностей человека

Содержание понятий «ценность», «интерес». Динамика ценностей. Классификация ценностей.

Тема 6. Типология потребностей

Проблемы классификации потребностей. Теории А.Маслоу, К.Обуховского, Д.Шварца и др. Современные классификации потребностей. Биологические потребности и социальные; материальные потребности и духовные потребности; ценностно-ориентированные потребности.

Тема 7. Динамика формирования потребностей человека

Потребности как динамическая категория. «Цикличность» развития потребностей человека.

Тема 8. Роль деятельности человека в развитии потребностей

Понятие «деятельность». Основные характеристики деятельности человека. Соотношение понятий «деятельность» и «труд».

Раздел 3. Потребности и их роль в сфере услуг

Тема 9. Потребности и их роль в сфере услуг

Определение понятия «обслуживание». Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Культурная среда и ее воздействие на формирование потребностей человека. Компактное и дисперсное расселение людей. Его влияние на формирование и развитие потребностей.

Наши рекомендации