Тема 9. Потребности и их роль в сфере услуг
Чекмарева Г. В.
Человек и его потребности: учебно-методическое пособие / Г. В. Чекмарева.-Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010, 63 с.
Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено в качестве базового пособия по учебному предмету «Человек и его потребности» для студентов, обучающихся специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Содержание
Введение…………………………………......................................................... 4
1. Содержание дисциплины…………………………………………………... 5
2. Методическое обеспечение дисциплины……………………………… .. 6
2.1.Тематический план семинарских занятий для студентов
дневной формы обучения……………………………………………………. 6
2.2. Методические рекомендации по проведению практических занятий со студентами дневной формы обучения. ………………………………………...8 2.3.Методические указания по выполнению курсовых работ
для студентов дневной формы обучения и реферативных
работ для студентов заочной формы обучения……………………………. 11
2.4. Вопросы для самоконтроля…………………………………………….. 16
3. Учебно-методический материал…………………………………………. 17
4. Список рекомендуемой литературы……………………………………… 43
5. Контролирующие материалы (для экзамена)…………….……………… 43
5.1. Тест-билеты……………………………………………………………… 45
5.2. Вопросы для экзаменационных билетов………………………… …… 58 5.3. Правила аттестации студентов по учебной дисциплине……………… 60
Введение
В обществе с рыночной экономикой главным действующим лицом является живой конкретный потребитель. Личность потребителя – его особое мировоззрение, образ действий, схемы поведенческих реакций – оказывает большое влияние на выбор услуг, товаров. Поэтому никакая деятельность по оказанию услуг невозможна без знания человеческих потребностей и понимания способов их удовлетворения. Потребности потребителей реальны и они выражаются в покупках, которые совершают, и в приобретениях, от которых они решают воздержаться. Производители должны отыскивать своих потребителей, выяснять их конкретные потребности и затем создавать товары и услуги для более полного удовлетворения этих потребностей. Известный бизнес-консультант Том Питерс рекомендует компаниям-производителям желающим преуспеть проводить не менее 25% рабочего времени на переднем плане (крае) – рядом с потребителями. Сегодня значимость потребителя и успех работы с ним становятся все более важным и для каждого российского предпринимателя, ведь он удовлетворяет, прежде всего, потребности отечественного покупателя.
Цель настоящего учебно-методического пособия – во-первых, дать целостное представление о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования потребностей и методах их удовлетворения, во-вторых, помочь студентам (всех форм обучения) организовать свою самостоятельную работу при подготовке к аудиторным занятиям.
Структура предлагаемого пособия соответствует успешному выполнению поставленных (перед ним) задач. Пособие состоит из пяти разделов и характеризуется четкой методической проработанностью. Следует отметить недостаточное количество учебных пособий по предмету «Человек и его потребности», несмотря на его распространенность. Поэтому, являясь базовым для проведения занятий по предмету «Человек и его потребности», третий раздел данного пособия содержит важный учебный материал и введен автором в структуру пособия для того, чтобы облегчить студентам изучение общей концепции человека и человеческих потребностей.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности
Тема 1. Природа и сущность человека
Своеобразие биологической организации человека. Своеобразие человека как социального существа. Человек как социально-природное существо. Противоречие между наследственностью и приспособлением -основное противоречие жизни.
Тема 2. Исторически изменяющаяся, динамически развивающаяся природа человека
Связь динамики (динамизма) человеческой истории с развитием человеческого разума (сознания).
Тема 3. Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств
Понятия «Человек», «Индивид», «Личность». Типы и свойства личности в решении проблемы потребностей. Концепции К. Хорни и Д. Рисмана.
Раздел 2. Основные аспекты теории потребностей
Тема 4. Потребности человека
Общее понятие и содержание потребностей. История развития проблемы потребностей человека с античности до наших дней. Специфика потребностей человека в современном мире.
Тема 5. Потребности и система ценностей человека
Содержание понятий «ценность», «интерес». Динамика ценностей. Классификация ценностей.
Тема 6. Типология потребностей
Проблемы классификации потребностей. Теории А.Маслоу, К.Обуховского, Д.Шварца и др. Современные классификации потребностей. Биологические потребности и социальные; материальные потребности и духовные потребности; ценностно-ориентированные потребности.
Тема 7. Динамика формирования потребностей человека
Потребности как динамическая категория. «Цикличность» развития потребностей человека.
Тема 8. Роль деятельности человека в развитии потребностей
Понятие «деятельность». Основные характеристики деятельности человека. Соотношение понятий «деятельность» и «труд».
Раздел 3. Потребности и их роль в сфере услуг
Тема 9. Потребности и их роль в сфере услуг
Определение понятия «обслуживание». Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Культурная среда и ее воздействие на формирование потребностей человека. Компактное и дисперсное расселение людей. Его влияние на формирование и развитие потребностей.