Цели, задачи и структура дисциплины «Цены и ценообразование»

Цены и ценообразование

Методические рекомендации для студентов бакалавриата по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело»

Симферополь 2015

УДК 330.101.54

ББК 65.012

Хохлов В.А. Цены и ценообразование / Методические рекомендации для студентов бакалавриата по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело». - Симферополь, 2015. - 64 с.

Рецензенты:

Чепурко В.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой финансов ВШЭиБ.

Бобарыкина Е.Н., к.э.н., доцент кафедры «Маркетинга и торгового дела» ВШЭиБ.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с основной образовательной программой подготовки бакалавров по специальности «Торговое дело». Предназначено для подготовки и проведения практических и семинарских занятий по учебной дисциплине «Цены и ценообразование».

Содержит тематический план занятий, список тем для самостоятельного обучения, планы семинарских занятий и методические указания к ним, практические задания по тематике анализа и формирования цен, тесты, методические указания по выполнению самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры «Маркетинга и торгового дела», протокол от " 23 " июня 2015 года № 16

Согласовано с учебно-методической комиссией ВШЭиБ, протокол от «____» июня 2015 года № ___

СОДЕРЖАНИЕ

Цели, задачи и структура дисциплины.................................................................4

1. Сущность, основные понятия и категории маркетинговой

ценовой политики..................................................................................................6

2. Цена, ее виды, роль и функции в рыночной экономике.................................12

3. Факторы ценообразования в маркетинге.........................................................18

4. Методы маркетингового ценообразования......................................................24

5. Цена, спрос и продажи в маркетинге..........................................................................28

6. Маркетинговые исследования цен................................................................... 32

7. Маркетинговые стратегии ценообразования...................................................36

8. Оценка и прогнозирование рисков в ценообразовании.................................41

9.Государственное регулирование процессов ценообразования и

особенности формирования цен на мировых товарных рынках.......................46

10. Задание для самостоятельной работы.............................................................52

11. Список рекомендуемой литературы...............................................................63

Цели, задачи и структура дисциплины «Цены и ценообразование»

В современных условиях ценообразование становится элементом дифференцированной ценовой политики фирмы, ориентированной на состояние и перспективы рынка, специфику и представления потребителя. Основу его составляет системный, стратегический подход, напрямую связанный с политикой позиционирования товара (услуги) и другими составляющими комплекса маркетинга. Цена - это наиболее сильнодействующий, вызывающий быструю реакцию рынка инструмент, поэтому принятие ценовых решений должно базироваться на оценке факторов, влияющих на цену.

Не менее важным фактором принятия правильных решений в области ценообразования является наличие достоверной информации и всесторонний анализ ценовой ситуации на рынке. Для решения этих проблем необходимы знания методологии сбора, обработки и анализа данных, характеризующих цены, процессы их образования и изменения.

Целью учебной дисциплины «Цены и ценообразование» является обучение студентов приемам владения ценовыми инструментами маркетинга, методам ценовой политики на основе знания сущности цен, их рыночных взаимосвязей и зависимостей, закономерностей поведения.

Полученные знания являются неотъемлемой составляющей образования современного высококвалифицированного специалиста по торговому делу - маркетолога. Сферой профессионального применения полученных знаний являются:

- ценообразование в рамках соответствующих подразделений на любых коммерческих предприятиях (производственных или торговых, в большей степени крупных и средних, как правило, работающих на насыщенном конкурентном рынке);

- принятие комплексных решений по завоеванию или регулированию рынка в составе маркетинговых служб предприятий;

- анализ ценовой ситуации на рынке в рамках аналитических маркетинговых структур.

Основными задачами изучения дисциплины выступают:

- освоение студентами понятий и категорий маркетинговой ценовой политики;

- изучение классификации цен;

- изучение методов прямого и непрямого ценообразования;

- изучение маркетинговых ценовых стратегий;

- отработка практических навыков по расчету и установлению цен на товары и услуги;

- выработка навыков реализации маркетинговой ценовой политики.

Студент должен знать: место и роль ценообразования в системе управления предприятием; основные ценовые стратегии; особенности и условия маркетингового ценообразования; характер ценообразования на различных типах рынков, условия, вызывающие общее изменение спроса и предложения, влияние изменения цен на доход предприятия (фирмы).

Студент должен уметь: формировать цены на различные виды товаров и услуг предприятия в условиях рыночной экономии; осуществлять расчет цен товаров и услуг; оценивать риск в расчетах цен; определять эластичность спроса и предложения, количественно определять зависимость эластичности цены от дохода, производить индексный анализ динамики цен.

Для успешного изучения данной прикладной экономической дисциплины учащийся должен:

- знать базовые экономические понятия и закономерности курсов «Макроэкономика», «Микроэкономика»;

- быть знакомым с основами бизнеса;

- иметь представления об основных положениях курсов «Маркетинг», «Маркетинговые исследования»;

- иметь аналитические навыки (дисциплины «Общая теория статистики», «Статистика рынка товаров и услуг», «Методика экономических исследований»);

- иметь представление об основах коммерческой деятельности.

В результате изучения данной учебной дисциплины учащийся должен знать рамки возможностей ценового влияния на рынок, закономерные реакции товарного, конкурентного и потребительского рынка на ценовое воздействие фирмы, представлять весь спектр ценовых стратегий, методов и приемов, знать условия применения различных стратегий, уметь собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решений по ценам.


Наши рекомендации