Построение интегральной оценки конкурентоспособности фирмы
В практике оценки конкурентоспособности наиболее широко применяется аддитивный оператор агрегирования — линейная свертка показателей. При применении линейной свертки следует учитывать два основных условия ее использования:
• агрегируемые показатели взаимно компенсируют друг друга, т.е. уменьшение одного показателя можно компенсировать увеличением других;
• линейная свертка корректна при условии попарной независимости показателей по предпочтению.
При оценке уровня конкурентоспособности фирмы использование аддитивного оператора для получения обобщенной оценки конкурентоспособности считается приемлемым. Обобщенная оценка конкурентоспособности определяется по анализируемой фирме и выбранной базе
сравнения. При этом используется следующая формула:
"' *
Обобщенная оценка представляет собой своеобразный «абсолютный» показатель уровня конкурентоспособности фирмы относительно «идеальной» базы сравнения, представленной первой типологической группой. По ее величине можно судить о месте фирмы в ряду типологических групп по совокупности всех показателей оценки. Поскольку с точки зрения временного фактора «идеальная» база сравнения является относительно устойчивой, можно проследить динамику уровня конкурентоспособности и определить эффективность реализации плановых мероприятий, направленных на укрепление конкурентных преимуществ фирмы.
Интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой фирмы определяется посредством соотношения обобщенного показателя конкурентоспособности анализируемой фирмы и аналогичного показателя выбранной базы сравнения:
Интегральный показатель конкурентоспособности фирмы отражает уровень относительной конкурентоспособности анализируемой фирмы по сравнению с выбранной базой.
Контрольные вопросы
Каково основное условие конкурентоспособное!и товара на рынке?
Дайте определение товара и качества товара.
Раскройте сущность методики оценки конкурентоспособности товара на основе определения интегрального показателя уровня конкурентоспособности.
На основе каких параметров товара базируется оценка его конкурентоспособности?
Что выступает в качестве базы сравнения при оценке уровня конкурентоспособности товара?
Перечислите ключевые нормативно-производственные параметры товаров.
Назовите составляющие цены потребления.
Какие параметры товара относятся к группе потребительских товаров?
С какой целью в методике оценки конкурентоспособности рассчитываются параметрические индексы?
Как определяется параметрический индекс по потребительским параметрам?
Как рассчитать параметрический индекс по группе экономических параметров?
Почему агрегирование нормативно-производственных параметров осуществляется на основе произведения, а не суммы?
На основе каких классификационных признаков осуществляется группирование методов оценки конкурентоспособности товара?
Какие методы оценки конкурентоспособности товара Вам известны? Охарактеризуйте коротко каждый из методов.
Какие выделяют две основные группы методов оценки уровня конкурентоспособности фирмы?
В чем отличие метода «построения профиля требований» от метода построения «многоугольника конкурентоспособности»? »
Какие методы оценки конкурентоспособности фирмы выделяются в группе матричных методов? Охарактеризуйте сущность матричных методов.
Охарактеризуйте основные бизнес-позиции матрицы «Бостон консалтинг групп» и матрицы «Мак-Кинси».
Какие методы относятся к группе аналитических методов оценки конкурентоспособности фирмы? Представьте их краткую характеристику.
Чем дифференцированный метод оценки отличается от интегрального?
В чем сущность метода оценки конкурентоспособности фирмы на основе теории эффективной конкуренции?
Тесты для самоконтроля
1. Нормативно-производственные параметры оценки уровня конкурентоспособности товара включают:
а) показатели качества товара и другие его потребительские свойства;
б) патентную чистоту изделий, соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам;
в) составляющие цены потребления.
2. Потребительские параметры оценки уровня конкурентоспособности товара включают:
а) показатели качества товара и другие его потребительские свойства;
б) патентную чистоту изделий, соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам;
в) составляющие цены потребления.
3. Все виды конкурентных преимуществ делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка. К конкурентным преимуществам низкого порядка относятся:
а) возможность использования дешевых составляющих: рабочей силы, материалов (сырья), энергии;
б) уникальная продукция, уникальная технология;
в) оптимальная маркетинговая структура, организация производства, хорошая репутация фирмы.
4. Все виды конкурентных преимуществ делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка. К конкурентным преимуществам высокого порядка относятся:
а) возможность использования дешевых составляющих: рабочей силы, материалов (сырья), энергии;
б) уникальная продукция, уникальная технология;
в) оптимальная маркетинговая структура, организация производства, хорошая репутация фирмы.
5. Под конкурентоспособностью товара понимается:
а) совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара- образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени;
б) совокупность качественных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени;
в) совокупность стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени;
г) совокупность качественных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на мировом рынке в заданный промежуток времени.
6. Условие конкурентоспособности товара в общем виде может быть представлено следующим соотношением:
7. Оценка конкурентоспособности товара производится на основе трех групп показателей:
а) нормативно-производственные, потребительские и экономические;
б) показатели надежности, эргономические, стоимостные;
в) показатели безопасности, эстетические, стоимостные;
г) экологические, потребительские, экономические.
8. При оценке уровня конкурентоспособности товара к группе нормативно-производственных показателей относится:
а) уровень надежности изделия;
б) патентная чистота изделия;
в) уровень безопасности изделия;
г) все вышеперечисленные показатели.
9. При оценке уровня конкурентоспособности товара к группе нормативно-производственных показателей относятся:
а) патентная чистота изделия;
б) соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам;
в) уровень надежности изделия;
г) все вышеперечисленные показатели.
10. При оценке уровня конкурентоспособности товара к группе потребительских параметров относится:
а) патентная чистота изделия;
б) соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам;
в) уровень надежности изделия;
г) все вышеперечисленные показатели.
11. При оценке уровня конкурентоспособности товара к группе потребительских параметров относятся:
а) технические характеристики изделия;
б) эстетические показатели;
в) конструктивно-эргономические показатели;
г) все вышеперечисленные показатели.
12. При оценке уровня конкурентоспособности товара к группе экономических параметров относятся:
а) цена закупки изделия;
б) расходы на транспортировку и монтаж изделия;
в) расходы на ремонт изделия в процессе эксплуатации;
г) все вышеперечисленное.
13. При оценке конкурентоспособности товара в качестве экономических параметров рассматриваются составляющие:
а) цены изделия;
б) цены потребления;
в) себестоимости изделия;
г) издержек производства и реализации изделия.
14. При оценке уровня конкурентоспособности товара к составляющим цены потребления относятся:
а) цена закупки изделия;
б) расходы на транспортировку и монтаж изделия;
в) расходы на ремонт изделия в процессе эксплуатации;
г) все вышеперечисленное.
15. При оценке уровня конкурентоспособности товара сводный индекс по группе нормативно-производственных параметров определяется по формуле:
16. При оценке уровня конкурентоспособности товара сводный индекс по группе потребительских параметров определяется по формуле:
17. Интегральный показатель относительной конкурентоспособности изделия определяется по формуле:
18. При оценке конкурентоспособности товара параметрический индекс в случае, если увеличение значения параметра приводит к улучшению потребительского свойства, определяется как:
а) отношение значений параметра анализируемого товара и образца;
б) отношение значений параметра образца и анализируемого товара;
в) произведение значений параметра анализируемого товара и образца;
г) произведение значений параметра образца и анализируемого товара.
19. В перечень факторов конкурентоспособности предприятия входят:
а) объем продаж (натуральные и стоимостные показатели);
б) занимаемая доля рынка;
в) размещение предприятия;
г) все вышеперечисленное.
20. В перечень факторов конкурентоспособности предприятия входят:
а) уровень цен;
б)уровень технологии;
в) качество продукции;
г) все вышеперечисленное.
21. К методам оценки уровня конкурентоспособности предприятия относится:
а) метод суммы мест;
б) метод балльной оценки;
в) метод на основе теории эффективной конкуренции;
г) все вышеперечисленное.
22. К методам оценки уровня конкурентоспособности предприятия относится:
а) метод построения профиля требований;
б) метод построения многоугольника конкурентоспособности;
в) метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости факторов;
г) все вышеперечисленное.
23. Метод построения профиля требований является аналитическим методом оценки уровня конкурентоспособности фирмы ?
а) да:
б) нет.
24.
25. Косвенные методы оценки конкурентоспособности товара опираются на соотношение «качество/цена» товара. Верно ли это утверждение ?
а) да|
б) нет.
26. Верно ли утверждение, что метод «радара конкурентоспособности» товара относится к группе графических методов?
а) да;
б) нет.
27. Установите правильную последовательность этапов оценки уровня конкурентоспособности товара на основе матричного метода оценки.
1. Градация уровня конкурентоспособности по трем группам качественной оценки — «ниже среднего» (0—40 баллов), «среднее» (41—70 баллов), «выше среднего» (71 — 100 баллов).
2. Комплексная оценка конкурентоспособности с использованием совокупности групповых критериев.
3. Расчет обобщенного показателя конкурентоспособности с учетом коэффициентов весомости групповых критериев по анализируемому товару и товару-образцу.
4. Характеристика признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп.
5. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности анализируемого товара как отношение обобщенного показателя конкурентоспособности данного товара к обобщенному показателю конкурентоспособности товара-образца.
28. Установите соответствие между группой методов оценки конкурентоспособности фирмы и примерами методов оценки:
1. Графические методы | 1. Метод «профиля требований», матричные методы, метод многоугольника конкурентоспособности |
2. Аналитические методы | 2. Метод на основе теории интенсивной конкуренции, дифференцированный метод, интегральный метод оценки |
29. К основным конкурентным позициям матрицы «Бостон консалтинг групп» относятся:
а) «звезда», «дойная корова», «собака» и «трудный ребенок»;
б) поражение, успех, средний бизнес, знак «?».
30. Матрица «Мак-Кинси» строится относительно таких характеристик, как:
а) темп роста рынка, относительная доля рынка, занимаемая фирмой;
б) привлекательность рынка, конкурентоспособность;
в) темп роста рынка, привлекательность рынка;
г) конкурентоспособность, темп роста рынка.
Практические задания
Задание 1
Выберите конкретный товар и перечислите основные его потребительские и экономические параметры, кото
рые, на Ваш взгляд, должны участвовать в оценке уровня его конкурентоспособности.
Задание 2
Исходные данные для оценки конкурентоспособности продукции |
Таблица 10.16
|
Выполните оценку конкурентоспособности продукции с использованием исходных данных, представленных в таблице 10.16.
Задание 3
Дать оценку деятельности оптово-коммерческой фирмы «Валерия» и ее конкурентов с помощью следующих методов:
' суммы мест;
• балльной оценки;
• построения профиля требований;
• балльной оценки с учетом коэффициентов весомости показателей;
• построения многоугольника конкурентоспособности.
Выявить наиболее сильного конкурента предприятия. Определить относительный показатель преимуществ предприятия по сравнению с конкурентами. Сделать выводы.
Исходные данные для оценки |
Исходные данные для расчета представлены в таблице 10.17.
Таблица 10.17 конкурентоспособности фирмы «Валерия»
|
Задание 4
Необходимо оценить конкурентоспособность фирмы «Пушинка», специализирующейся на оказании услуг по вязке трикотажных изделий. Для решения данной задачи используйте следующие методы:
а) суммы мест;
б) балльной оценки;
в) метода профиля требований;
г) балльной оценки с учетом коэффициента весомости;
д) многоугольника конкурентоспособности Оцените уровень конкурентоспособности фирмы «Пушинка».
Исходные данные для оценки |
конкурентоспособности фирмы «Пушинка» |
Исходные данные для расчета представлены в таблице 10.18.
Таблица 10.18
|
Задание 5
Исходные данные |
Выполните оценку конкурентоспособности швейной продукции фирмы «Силуэт» с использованием исходных
данных, представленных в таблице 10.19.
Таблица 10.19
|
Окончание табл. 10.19
|
Задание 6
Единичные показатели конкурентоспособности фирмы |
Оцените уровень конкурентоспособности фирмы в динамике, используя модифицированный метод, основанный на теории эффективной конкуренции. В таблице 10.20 представлены итоги расчета единичных показателей конкурентоспособности фирмы.
Таблица 10.20
|
Окончание табл. 10.20
|
Раздел V