Реклама, как элемент комплекса маркетинговых коммуникаций
Реклама— это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.
Существует достаточно большое число определений рекламы, различающихся по форме распространения информации, охвату функций, разрешительным возможностям.
• «Реклама — неличные формы коммуникаций, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с указанием источника» (Котлер Ф.).
• «Реклама — вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которой является реализация сбытовых и других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории» (Рожков И.Я.).
• «Реклама — один из инструментов комплекса продвижения продукта, представляет собой любую оплачиваемую форму неперсональной презентации и продвижения идей, товаров и услуг, осуществляемую конкретным заказчиком» (Голубков Е.П.).
В Законе Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ дается следующее определение: «Реклама — распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц информация, направленная на привлечение внимания к объекту информирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Следует отметить, что реклама, помимо задачи «продажи» товара (услуги), может решать множество иных задач:
• распространение знаний о фирме, ее истории, достижениях, клиентуре;
• получение запросов о более полной информации;
• воздействие на лиц, влияющих на принятие решения о закупке товара, в пользу фирмы-рекламодателя;
• помощь работникам службы сбыта во время их переговоров с клиентурой;
• формирование положительного отношения к фирме со стороны общества;
• поддержание положительных эмоций у лиц, купивших товар, поддержание у них сознания, что они сделали правильный выбор.
В основе любой рекламы лежит фундаментальный принцип, который означает опору на процесс мотивации поведения потребителя при покупке товара:
«внимание» — «интерес» — «желание» — «действие».
Условием эффективности рекламы является:
1) Знание контингента потребителей и непотребителей.
2) Знание потребностей, удовлетворяемых товаром.
3) Знание конкурирующих потребностей.
4) Информация о характере и силе мотивов покупки данного товара.
5) Представление об альтернативных способах удовлетворения потребностей.
6) Информация о характере и силе мотивов покупки альтернативного товара.
7) Знание социальных и общеэкономических тенденций, воздействующих на спрос.
Функции и виды рекламы
Сущность рекламной деятельности определяется такими функциями рекламы, как:
· информативная — точное и правдивое информирование потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, месте приобретения, правилах потребления товара;
· социальная — воспитание в человеке разумных потребностей;
· стимулирующая — формирование спроса и стимулирование сбыта на продукцию предприятия с целью обеспечения бесперебойного сбыта произведенной продукции.
· увещевательная — воздействие на человека с целью побудить его приобрести те или иные товары или услуги;
· имиджевая — способствует созданию имиджа товара, т.е. индивидуализация продукта и выделение его из остальной массы конкурирующих изделий путем подчеркивания какой-либо свойственной только ему отличительной черты.
Классификация рекламы. Современная классификация рекламы, применяемых в отраслях и сферах предпринимательской деятельности, представлена на рис. 8.2.
Рис. 8.2. Виды рекламы
Классификационные признаки рекламы отражают содержание рекламы, механизм ее воздействия на целевые сегменты потребителей с учетом охвата территории при активном использовании инструментов зрительного, слухового воздействия каналов по ее продвижению в режиме СМИ, масс-медиа. При этом надо помнить о важности роли PR-средств и паблисити, нацеленных на потенциальных клиентов в отдаленной перспективе и являющихся результативным дополнением к организации рекламных кампаний.
Принципиальная схема рекламного процесса (рис. 8.3) включает четыре основных звена механизма коммуникационного процесса.
Рис. 8.3. Принципиальная схема рекламного процесса
Рекламодатель — это юридическое или физическое лицо, являющееся заказчиком рекламы у рекламного агентства и оплачивающее ее. Основными функциями рекламодателя являются:
· определение товаров, нуждающихся в рекламе;
· определение совместно с рекламным агентством особенностей рекламирования товаров;
· формирование совместно с рекламным агентством плана создания рекламной продукции и проведения рекламных мероприятий;
· проработка совместного с рекламным агентством бюджета создания рекламы и проведения рекламных мероприятий;
· подписание договора с агентством на создание рекламных материалов, размещение рекламы в средствах ее распространения, проведение рекламных мероприятий и т.д.;
· помощь исполнителям в подготовке исходных материалов;
· предоставление технических и фактических данных продукции или услуги;
· технические консультации, утверждение макетов, рекламных материалов и оригиналов рекламы;
· оплата счетов исполнителя.
Рекламные агентства осуществляют взаимоотношения со средствами массовой информации, типографиями, студиями, создают рекламную продукцию на основе полученных заказов, разрабатывают планы комплексных рекламных кампаний, других рекламных мероприятий и пр.
Средство распространения рекламы — это канал информации, по которому рекламное сообщение доходит до потребителей. Достоинства и недостатки средств распространения рекламы представлены в табл. 8.1.
Потребитель — это тот, на кого направлено рекламное обращение с целью побудить его совершить определенное действие, в котором заинтересован рекламодатель.
В настоящее время потребитель становится активным участником рекламного процесса, зачастую его инициатором. В современной рекламной деятельности потребитель выступает в качестве генератора обратной связи.
Таблица 8.1
Достоинства и недостатки средств распространения рекламы